logo
Мировая экономика полные ответы

17. Этапы развития международной миграции рабочей силы.

1.Западная Европа

Высокоразвитые страны ЕС привлекают иностранную рабочую силу из Южной, центральной и восточной Европы, а так же из Турции и Арабских стран.

Приток иммиграции оценивается в 180 тысяч человек в год.

В настоящее время страны З.Е. стремятся сдерживать трудовую миграцию из стран не входящих а ЕС.

2.Нефтедобывающие страны Западной Азии

Этот центр возник в 70 годы 20 века.

Общая численность иммигрантов в конце 20 в.оценивались в 6 мил. человек

Иммигранты прибывают в страны Персидского залива из близ лежащих арабских стран, а так же и з Индии, Филиппин, Пакистана.

3.США и Канада

Общая численность трудовых мигрантов США составляет к концу 20 в. 7,5 мил. Человек

Трудовая миграция в США разделяется на

1.Низкоквалеф.рабочая сила (из Мексике)

2.Высококвалеф.рабочая сила из З.Е. России

3.???

4.Израиль

Центр миграции развивался в конце 80 годов до середины 90 годов.

Одним из проявлений интернационализации и демократизации

хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также

последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между

народами и странами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются

крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и

трудовых ресурсов в разных формах. Это и добровольные мигранты,

пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой

цивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства и

работы, беженцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не по своей

воле, а под давлением обстоятельств. Масштабы потоков и драматизм положения

таких мигрантов в отдельные исторические периоды, и годы превращаются в

глобальные проблемы. Их разрешение требует широкого международного

сотрудничества.

Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеров,

особенностей и последствий миграционных процессов на международном уровне,

столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению

острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков.

Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые

механизмы регулирования, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках

ООН и других организаций), региональном (региональные экономические

организации) и национальном (в основном промышленно развитыми странами)

уровнях, позволяют мировому сообществу постепенно ослаблять остроту в сфере

международной миграции населения и нормализовать миграционные потоки.

Последнее десятилетие нашего столетия характеризуется тем, что страны-

импортеры и страны-экспортеры трудовых ресурсов вносят существенные

коррективы в свою миграционную политику.

Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возникает при

наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального

развития и темпах естественного демографического прироста стран,

принимающих и отдающих рабочую силу. Географическими центрами иммиграции

являются наиболее развитые страны, такие, как США, Канада, Австралия,

большинство западноевропейских стран, а также страны с высокими доходами от

продажи нефти и бурным экономическим ростом (Саудовская Аравия, Бахрейн,

Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и т.д.).

Внешняя трудовая миграция относится к одному из видов международной

миграции населения, который характеризуется перемещением рабочей силы, как

правило, из менее развитых в экономически более развитые страны на

временную работу с последующим возвращением на родину.

Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает

несомненные преимущества как принимающим рабочую силу странам, так и

поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические

проблемы.

Сегодня признаются и используются следующие положительные последствия

трудовой миграции.

Прежде всего учитывается, что процессы трудовой миграции способствуют

смягчению условий безработицы, появлению для страны—экспортера рабочей силы

дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от

эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой

они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные

средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.

К отрицательным последствиям трудовой миграции следует отнести

тенденции роста потребления заработанных за границей средств, желание

скрыть получаемые доходы, «утечку умов», иногда и понижение квалификации

работающих мигрантов и т.п.

Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного

эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют

средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров

миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста

нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся

мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких,

директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со

стороны государств и правительств.