15. Правовая охрана изобретений и ее учет в международном сотрудничестве.
Интеллектуальная собственность (ИС). При торговле технологией учит-ся права физич-х лиц на интеллектуальную собственность, те исключительные права распоряжения своим изобретением. Компромисс между частными интересами создателей нов технологии и общественной |потребностью в ее использовании основан на патентной защите. Эк-кое содержание патента состав предоставлении гос-вом на своей территории монопольного, т е исключительного права изобретателю на использование новшества в течении опред времени (обычно от 15 до 20 лет). Это монопольное право состав том что в течении указ срока действия патента только патентовладелец имеет право на изготовление и продажу товаров, воплощающих данное изобретение, или использовать опред методы и способы производства данной продукции Потребность в распространении передовых технологий среди большого числа фирм определила необходимость многократного использования изобретения в течении срока действия патента не только его владельцем, но и др компаниями. широко распространилась такая форма передачи технологии, как лицензия, по которой владелец патент продавец-лицензиор, сохраняя титул собственности на изобретение за собой, продает покупателю-лицензиату право пользования изобретением. Исключительные монопольные права патентное законодат-во предоставляет не только патентовладельцам изобретений, но и владельцам др видов промышл-й собственности, таких как:- товарный знак промышл-е образцы полезные модели фирменное наименование Авторское право защищает от копирования произведения лит-ры искусства. Часть из таких произведений имеет непосред-ное отношение к применимым в производстве знаниям. Такую форму правовой защиты могут получить чертежи, рисунки, эскизы, используемые для производства торговле выдел-ся лицензии. товаров и услуг. Патенты на изобретение, промышл-еобразцы, сертификаты о регистрации товарных знаков вместе с авторскими правами образуют систему интеллектуальной собственности, т е носитель научные знания явл-ся особым видом собственника. Высокая капиталоемкость принципиально-новых технологий, быстрый рост нововведений превратили проблему ИС из чисто правовой (юридич) в эк-кую. С ростом масштабов научно-технич обмена, усилением его коммерч направленности растет значение знаний, как товаров. Напр, в США, кот явл-ся мир лидером рынка ИС, поступление платежей из др стран за использование патентов, торговых марок и др видов прав на ИС составляют около 30 млрд$ в год. Доля рынка С непосредственного связанного с передачей технологий и с компанией США, фирмы др страндр стран сост 3,3 млрд$ и быстро растет. Спрос на патенты, лицензии, ноу-хау предъявляет, прежде всего, Япония, на 2-м месте – страны ЕС, на 3-ем – Южн Корея. В уловиях НТР не только значит-но возросли масштабы операций на рынке с различными объектами ИС, но и расширилась сфера ее действия в рез распространения на ряд новейших отраслей. (электроника, биотехнология). Ряд их областей |остается непатентоспособным (напр, программно-математич обеспечение, ряд сфер в химии…). Наилучшей формой защиты непатентоспособных изобретений счит-ся коммерческая тайна. Развитие сист ИС тем не менее способствовало превращению научно-технич продуктов в товары даже в тех случаях, когда на них не устанавл-ся искусственная монополия, как на объект хозяйствования с пом патента или др охранного док-та. Поэтому в наст время ведущую роль технологич обмене приобрели |ноу-хау – это непатентованные научно-технич знания и производственный опыт конфеденц-го характера. Ноу-хау отлич-ся от др объектов тем, что его владелец обладает естественной монополией, сохранить кот можно, только прибегая к коммерч тайне. Гос-во не запрещает конкурентам добросовестную самост разработку такого же достижения или накопления аналогичного опыта и знаний. Незаконным явл-ся лишь недобросовестное их приобретение е похищение, несанкц владельцем разглашение
- 1. Понятие и структура мирового хозяйства.
- 2. Международное разделение труда как основа формирования мирового хозяйства.
- 3. Глобальные проблемы мирового хозяйства.
- 4. Международные торгово-экономические союзы.
- 5. Основные международные экономические организации.
- 6. Формы экономической интеграции и различия во взглядах на национальный суверенитет.
- 7. Интеграция в странах снг.
- 8. Основные направления развития интеграции в странах снг.
- 9. Сущность и формы зарубежного инвестирования.
- 10. Транснациональные корпорации как основа системы международных экономических отношений.
- 11. Инвестиционный климат в системе зарубежного инвестирования.
- 12. Свободные экономические зоны и их виды.
- 13. Международный рынок услуг.
- 14. Формы международного обмена технологиями.
- 15. Правовая охрана изобретений и ее учет в международном сотрудничестве.
- 16. Основные виды лицензионных соглашений.
- 17. Этапы развития международной миграции рабочей силы.
- 18. Особенности современного этапа миграции рабочей силы.
- 19. Взаимодействие национальных и международных рынков труда.
- 20. Международная торговля и ее основные черты.
- 21. Теория сравнительных преимуществ.
- 22. Теория факторов производства и парадокс Леонтьева.
- 23. Теория факторов Хекшера-Олина.?
- 24. Современная трактовка влияния факторов производства на структуру внешней торговли.?
- 25. Изменения структуры факторов.?
- 26. Теорема Рыбчинского.
- 27. Понятие протекционизма и характеристика торговых барьеров.
- 28. Основные виды международной торговли.
- 29. Причины существования протекционизма и его последствия.
- 30. Рынок иностранных валют.
- 31. Валютный курс и факторы его определяющие.
- Факторы, влияющие на валютный курс:
- 32. Валютные риски как следствие изменения валютных курсов.
- 33. Способы защиты от валютных рисков.
- 34. Платежный баланс страны.
- 35. Валютная система «Золотого стандарта».
- 36. Бреттон-Вудская валютная система.
- 37. Современная валютная система.
- 38. Причины «кризиса» внешней торговли сша в 80-годах хх века.
- 39. Свободно плавающий и фиксированный валютные курсы.
- Валютный курс - стоимостное соотношение двух валют при их обмене.
- 41. Разновидности международного бизнеса.
- 42. Понятие конъюнктуры мирового рынка.
- 43. Основные направления исследования конъюнктуры мирового рынка.
- 44. Порядок подготовки обзора и прогноза конъюнктуры рынка.
- Раздел 1. Оценка конъюнктуры рынка в текущем периоде
- Раздел 2. Прогноз основных показателей рынка
- Раздел 3. Предложения и рекомендации
- 45. Понятие природно-ресурсного потенциала мирового хозяйства.
- 46. Размещение природного ресурсного потенциала в мире. (сложный!!!)
- 47. Природно-ресурсный потенциал России.
- 48. Трудовые ресурсы мирового хозяйства.
- 49. Трудовые ресурсы России.
- 50. Научные ресурсы мира.
- 51. Предпринимательские ресурсы мира.
- 52. Место России в мировом хозяйстве.
- 53. Внешняя торговля России.
- 54. Формы экономической интеграции и различия во взглядах на национальный суверенитет.
- 55. Современные тенденции в развитии международной торговли.