12. Свободные экономические зоны и их виды.
СЭЗ – свободная экономическая зона понимается как часть территории страны на которой товары рассматриваются как объекты находящиеся за пределами национальной таможенной территории и поэтому не подвергаются таможенному контролю и налогообложению.
Основные визы СЭЗ. В мировой практике существует множество разновидностей СЭЗ. Вместе с тем, общепринятой типологии свободных зон в настоящее время не существует. Сейчас в мире функционирует по различным данным от 400 до 2000 СЭЗ.
Впервые СЭЗ была создана в США в виде зон внешней торговли. В зоны внешней торговли превращены склады, доки, аэропорты.
В развивающихся странах большинство СЭЗ являются экспортно-производственными зонами. Происходит развитие и научно-технических зон. Наиболее крупная – Силиконовая долина в США. Можно выделить еще одну разновидность свободных зон – оффшорные зоны. Они служат налоговыми оазисами, обслуживающими международные финансовые операции.
В США функционируют три типа СЭЗ: внешнеторговые зоны, зоны свободного предпринимательства, научные парки (технологические парки). Несмотря на различие концепций, деятельность этих образований доказала жизнеспособность СЭЗ, их положительную роль в достижении целей, поставленных правительством, и важное значение даже в условиях такого большого открытого экономического рынка, каким являются Соединенные Штаты.
Зоны внешней торговли представляют собой суверенные территории. Географически они находятся в США, но юридически выходят за границу таможенной территории страны. В настоящее время их насчитывается более 200. Для компаний, участвующих в программах развития зон внешней торговли, могут быть отменены или отложены платежи, а также уменьшены тарифы и другие ограничения на товары, ввозимые в зоны из-за границы. Такие товары освобождаются от обычной таможенной процедуры, не облагаются пошлиной. Если фирмы, действующие в зонах, экспортируют свои товары, они освобождаются от уплаты по тарифам и от других ограничений. Продукция, производимая в зонах, может ввозиться на таможенную территорию государства США. В этом случае вступают в силу законы, правила, действующие в США.
Зоны внешней торговли создавались в период великой депрессии, характеризовавшейся высоким уровнем безработицы и спадом мировой торговли. Целью их создания было увеличение числа рабочих мест. С годами в законодательство и действующие правила вносились дополнения и изменения, что существенно видоизменяло программу. Основная причина быстрого роста зон внешней торговли - это возможность их использования для снижения тарифов на импортируемые детали и узлы для отраслей промышленности. Примером может служить автомобильная промышленность США. Большая часть сборочных операций в этой области производится в данных зонах.
Зоны внешней торговли делятся на два вида: общего типа и специальные подзоны. Зоны общего типа обычно располагаются в складских зонах возле доков или занимают часть промышленных парков, разместившихся вблизи аэропортов, где осуществляется производство товаров, которое контролируется властями зоны.
Предпринимательские зоны - это районы, находящиеся в пределах городов США. Они неотделимы от окружающей территории, однако на компании в зонах распространяется преференциальный режим и другие льготы, предоставляемые федеральными властями и правительствами штатов. Предпринимательские зоны возникли в США как порождение передового варианта региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах за счет предоставления предпринимателям большой свободы деятельности и значительных финансовых льгот. Обычно они расположены в экономически отсталых районах крупных городов, имеющих наиболее высокий уровень безработицы, и охватывают, как правило, площадь от 2,5 до 5 км2. Зоны данного типа стали центрами регионального развития, основанного на трех “де”: дерегламентации, дефискализации и дебюрократизации. В отличие от рассмотренных выше зон внешней торговли предпринимательские зоны ориентированы, в основном, на решение внутриэкономических задач посредством опоры на местный капитал и местную рабочую силу. Благодаря распространению предпринимательских зон в США в 1987 г. было сохранено 80 тыс., а в 1991 г. - около 95 тыс. рабочих мест. Они способствуют сохранению бюджетных ассигнований на различные социальные программы и постепенному увеличению налоговых поступлений в бюджеты из различных уровней.
Всего свыше 1400 предпринимательских зон всех уровней действуют в 700 городах и пригородных районах 36 штатов США. Быстрое их распространение объясняется выгодой экономических и других льгот, предоставляемых американским компаниям, действующим на их территории. Экономические стимулы и льготы, предоставляемые федеральным законодательством, включают в себя 5 %-ю скидку на налоги, выплачиваемые при строительных и ремонтных работах, налоговые скидки предприятиям за каждого дополнительно принятого на работу человека (до 2 тыс. долл. на одного человека), отмену налога на увеличение стоимости капитала. Значительные льготы предоставляются компаниям различными штатами: 50%-я скидка на доходы предприятия в Коннектикуте, 100%-я скидка налога на продажу оборудования в Луизиане, на продажу строительных материалов в Канзасе и на основной капитал в Вирджинии. Более 70 % всех налоговых льгот получают предприниматели, которые создают новые рабочие места в предпринимательских зонах.
Помимо налоговых льгот, существуют и другие формы стимулирования. К ним относятся: упрощение бюрократической процедуры, занижение норм по охране окружающей среды и требований к правилам техники безопасности. В некоторых штатах (например, в Калифорнии, Иллинойсе, Кентукки) законодательством предусматривается приватизация всей муниципальной собственности в пределах предпринимательской зоны штата. Отдельные штаты обеспечивают финансовую поддержку: в штате Коннектикут, например, создан фонд в 1 млн. долл. для финансирования находящихся в штатной зоне предприятий, связанных с риском. Для получения статуса предпринимательской зоны район, выделенный для этих целей, должен отвечать ряду требований, наиболее важные из которых следующие:
-более 70% жителей конкретного района должны иметь личный или семейный доход менее 80 % среднего дохода для этого города или всей страны;
-уровень безработицы в этом районе должен быть значительно выше, чем по всему городу или стране.
Завершая краткий обзор опыта функционирования предпринимательских зон США, можно констатировать, что данный вид зон создан сравнительно недавно и рано судить об их эффективности, тем не менее федеральное правительство и власти большинства штатов продолжают содействовать образованию новых зон и предоставляют их пользователям новые льготы, потому что предпринимательские зоны не являются бременем для федерального, штатного и местного бюджетов. Рост деловой активности и занятости в зонах позволяет сократить ассигнования на социальные программы для жителей зоны и одновременно увеличивает бюджетные поступления за счет налогов с доходов на предпринимательство и личных доходов.
Научные парки (технологические парки или техниковнедренческие зоны) - это районы с большой концентрацией высокотехнических производств, расположенные вблизи научных центров. Типичными условиями для образования парка являются следующие: наличие новейших технических идей, доступ к источникам капитала, предназначенного для вложения в производства, связанные с риском, наличие научно-исследовательской, конструкторской и промышленной базы, а также хороших условий для проживания и отдыха. Технологические парки заявили о себе как о новой эффективной форме интеграции науки и производства, о месте развертывания инновационной деятельности и создания венчурных (рисковых) фирм, занятых разработкой новых технологий. Они представляют собой территориально сгруппированную совокупность научных лабораторий и производственных помещений, предоставляемых на льготных условиях в аренду венчурным фирмам, занятым коммерческим освоением перспективных научных и технологических нововведений и идей.
В отличие от зон внешней торговли и зон предпринимательства, научные парки не образуются по решению властей различных уровней, а имеют тенденцию возникать при определенном сочетании нескольких факторов: географического, образовательного, экономического и социального. В последние годы некоторые штаты пытаются создать для них необходимую среду, используя социальные меры. Хотя научные парки создаются не в соответствии с какими-то специальными программами, они все же играют важную роль в обеспечении конкурентоспособности США на мировом рынке и способствуют развитию в стране высокого технического потенциала.
Необходимо отметить, что подавляющая часть научных парков не получает каких-либо привилегий от государственных организаций. Их пользователи действуют в условиях того же режима в экономике, что и отрасли и фирмы, использующие передовую технологию. В прошлом подобные фирмы получали больше выгод, чем отрасли, пользующиеся старыми технологиями, за счет резервов для уплаты налогов, например, ускоренного начисления износа, инвестиций, предусматриваемых законодательством США, налоговых скидок для проведения научно-исследовательских и опытных разработок. Кроме того, передовые отрасли часто получают более высокий доход от работ по федеральным контрактам (чаще - по линии военного ведомства). Заключая свободные контракты, федеральное правительство стимулирует научно-исследовательские и опытные разработки и создание новых производств, связанных с риском.
Поскольку в научных парках сосредоточено больше фирм с передовой технологией, чем в других частях США, парки пользуются большими льготами, чем остальные районы страны. В США выделяются два типа научных парков: созданных по инициативе отдельных лиц или частных организаций и по указанию правительств отдельных штатов. В последнее время стали создаваться парки второго типа, однако наиболее известные и эффективные парки относятся к первому типу (например, Силикон Вэллей расположен в районе Санта-Клара в Калифорнии, недалеко от Стендфорского университета; Бостонз Рут, 128 создан по соседству с Массачусетским технологическим институтом и Гарвардским университетом; исследовательский парк в Северной Каролине находится вблизи университета Дюка и университета штата Северная Каролина. Эти районы стали моделями центров, способствующих внедрению новшеств в других районах США и за рубежом.
- 1. Понятие и структура мирового хозяйства.
- 2. Международное разделение труда как основа формирования мирового хозяйства.
- 3. Глобальные проблемы мирового хозяйства.
- 4. Международные торгово-экономические союзы.
- 5. Основные международные экономические организации.
- 6. Формы экономической интеграции и различия во взглядах на национальный суверенитет.
- 7. Интеграция в странах снг.
- 8. Основные направления развития интеграции в странах снг.
- 9. Сущность и формы зарубежного инвестирования.
- 10. Транснациональные корпорации как основа системы международных экономических отношений.
- 11. Инвестиционный климат в системе зарубежного инвестирования.
- 12. Свободные экономические зоны и их виды.
- 13. Международный рынок услуг.
- 14. Формы международного обмена технологиями.
- 15. Правовая охрана изобретений и ее учет в международном сотрудничестве.
- 16. Основные виды лицензионных соглашений.
- 17. Этапы развития международной миграции рабочей силы.
- 18. Особенности современного этапа миграции рабочей силы.
- 19. Взаимодействие национальных и международных рынков труда.
- 20. Международная торговля и ее основные черты.
- 21. Теория сравнительных преимуществ.
- 22. Теория факторов производства и парадокс Леонтьева.
- 23. Теория факторов Хекшера-Олина.?
- 24. Современная трактовка влияния факторов производства на структуру внешней торговли.?
- 25. Изменения структуры факторов.?
- 26. Теорема Рыбчинского.
- 27. Понятие протекционизма и характеристика торговых барьеров.
- 28. Основные виды международной торговли.
- 29. Причины существования протекционизма и его последствия.
- 30. Рынок иностранных валют.
- 31. Валютный курс и факторы его определяющие.
- Факторы, влияющие на валютный курс:
- 32. Валютные риски как следствие изменения валютных курсов.
- 33. Способы защиты от валютных рисков.
- 34. Платежный баланс страны.
- 35. Валютная система «Золотого стандарта».
- 36. Бреттон-Вудская валютная система.
- 37. Современная валютная система.
- 38. Причины «кризиса» внешней торговли сша в 80-годах хх века.
- 39. Свободно плавающий и фиксированный валютные курсы.
- Валютный курс - стоимостное соотношение двух валют при их обмене.
- 41. Разновидности международного бизнеса.
- 42. Понятие конъюнктуры мирового рынка.
- 43. Основные направления исследования конъюнктуры мирового рынка.
- 44. Порядок подготовки обзора и прогноза конъюнктуры рынка.
- Раздел 1. Оценка конъюнктуры рынка в текущем периоде
- Раздел 2. Прогноз основных показателей рынка
- Раздел 3. Предложения и рекомендации
- 45. Понятие природно-ресурсного потенциала мирового хозяйства.
- 46. Размещение природного ресурсного потенциала в мире. (сложный!!!)
- 47. Природно-ресурсный потенциал России.
- 48. Трудовые ресурсы мирового хозяйства.
- 49. Трудовые ресурсы России.
- 50. Научные ресурсы мира.
- 51. Предпринимательские ресурсы мира.
- 52. Место России в мировом хозяйстве.
- 53. Внешняя торговля России.
- 54. Формы экономической интеграции и различия во взглядах на национальный суверенитет.
- 55. Современные тенденции в развитии международной торговли.