53. Внешняя торговля России.
В экспорте России преобладают товары с неустойчивой ценовой динамикой, спрос на которые слабо меняется при изменении цен и которым в долгосрочном плане присущи тенденции к понижению цен на них. Темпы расширения спроса на эти товары довольно медленны и отличаются низкой ценовой эластичностью. Рынки таких товаров не являются свободными. Рынок нефти и нефтепродуктов находится под контролем стран ОПЕК (экспортеры нефти), рынок черных металлов (с помощью квот и антидемпинговых мер) уже давно регулируется крупнейшими западными странами, сбыт природного газа ограничивается наличием и проводимостью трубопроводной сети. Удельный вес в российском экспорте машин и оборудования, в мировой торговле являющихся самой перспективной категорию товаров, ничтожен, это относится к высокотехнологичной продукции, которой в экспорте РФ, если не считать военной техники, почти нет. В импорте России слишком большое место занимают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, спрос на которые остается высоким даже в условиях повышения цен и падения доходов населения. На развитие внешней торговли в последние годы реформ значительно повлияли три основных фактора, действовавших разнонаправлено:
1)девальвация рубля;
2) повышение мировых цен на ключевые товары российского экспорта;
3) сокращение внутреннего спроса.
Россия слабо вовлечена:
1) в международную кооперацию производства;
2) торговлю услугами;
3) международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций;
4)в научно-технический и информационный обмен между странами.
Экономика России оказалась зависимой:
1)от экспорта узкого круга товаров (прежде всего
топливно-сырьевой группы);
2) от импорта многих потребительских товаров.
В этой связи для решения задач по стабилизации роста национальной экономики, а также обеспечения равноправной интеграции России в мировую экономику, с учетом тенденций развития мировой экономики и торговли, необходимо обеспечить реализацию основных целей:
1) повышение конкурентоспособности российской экономики;
2) сохранение позиций России на мировых товарных рынках (сырье, материалы, комплектное оборудование, вооружение и военная техника), а также дальнейшее расширение экспорта готовых изделий и услуг;
3) обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и услуг на мировые рынки при
адекватной защите внутреннего рынка от не добросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений;
4) проведение таможенное - тарифной политики способствующей созданию благоприятных условий для расширения национального производства и повышения его конкурентоспособности, не изменяющих при этом условий конкуренции на внутреннем рынке;
5) сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли В начале XXI в. внешнеэкономические связи России переживают сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений.
В товарной структуре экспорта РФ наблюдается резкая топливо – сырьевая направленность – около 85% (в том числе: минеральное сырье и топливо –54,5%. Металлы – 18%, химические товары –6,7%, лесоматериалы –4,5%, сельскохозяйственное сырье –1%).Экспорт машин и оборудования на протяжении 90-х гг. постоянно сокращался (1990 г. –17,5%, 2000 г. –7,5%) при увеличении доли сырьевых товаров (нефти, древесины, необработанных черных и цветных металлов). В ближайшей перспективе в структуре экспорта России не произойдет существенных изменений. По – прежнему основу международной специализации российской экономики будут составлять газ, нефть, черные и цветные металлы, в определенной мере – военная техника и вооружение. Расширение экспорта машин, оборудования и потребительских товаров в обозримом будущем сдерживаться низким уровнем конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке данной группы товаров.
Топливо – сырьевая модель международной специализации России сформировалась почти стихийно еще в 70-80- х гг., а в 90- е гг. приобрела яркое выраженный характер. В принципе, топливо – сырьевая специализация приносит немалые выгоды только в том случае, если природные ресурсы огромны, а пользующиеся их благами население относительно невелико, но она не может обеспечить столь же значительных выгод для России с ее гораздо более многочисленным населением.
В структуре российского импорта ведущую роль традиционно занимали машины и оборудования, доля которых в 90-х гг. в связи с инвестиционным кризисом снизилась с 45% в 1990 г. до 36,3% в 2000 г. В последние годы произошла переориентация импорта на потребительские товары, продовольственные товары (с 20% до 24%), продукцию химической (с 10% до 20%) и лесобумажной промышленности (с 15 до 4,5%). Товарная структура импорта России в ближайшей перспективе существенно не изменится: основное место будут занимать промышленные и сельскохозяйственные товары, а также сырье для их производства. По мере выхода из экономического кризиса в импорте можно ожидать увеличения доли машин и оборудования.
Итак структура экспорта и импорта говорит о том, что Россия вывозит сырье и продукты его первичной переработки, а ввозит машины, оборудование и продовольствие – непомерно большая доля продовольственных товаров (24%0 говорит о том, что страна теряет продовольственную независимость.
Географическая структура
В географической структуре внешней торговли РФ за последнее десятилетие произошло радикальные изменения. Если раньше партнерами СССР являлись страны СЭВ, то в 90-е гг. произошло значительное снижение доли этой группы (50%-60% - в начале 90-х гг.. в 1998 г. – 8% товарооборота).
Это связано с наступившим в конце 80-х гг. охлаждением во взаимоотношениях со странами СЭВ, которое привело к распаду этой организации. К переходу в расчетах к мировым ценам и конвертируемой валюте. Ранее же на рынке СЭВ существовали специальные цены, которые были ниже мировых.
После этого стал интенсивно расти удельный вес торговли с промышленно развитыми странами (2/3). В 1998 г. во внешнеторговом обороте России на страны дальнего зарубежья приходилось 79%, на страны СНГ- 2%. Однако до сих пор торговые отношения РФ со странами СНГ не упорядочены (нет стабильной правовой основы, многие страны имеют задолженность перед Россией).
Основными партнерами России являются: Украина, Беларусь, Казахстан и другие страны СНГ, страны Балтии. Германия, США, Китай, Финляндия, Япония, Турция.
В 2002 г. объем внешнеторгового оборота России составил 152 млрд. долларов (106 млрд. – экспорт, 46 млрд. – импорт). По размерам внешнеторгового оборота Россия уступает ведущим странам. Доля России в мировой торговле не достигает 2%.
Товарная структура экспорта.
Экспорт России имеет сырьевую направленность. По стоимости в нем преобладают топливно-энергетические товары (нефть, природный газ, энергоносители, сырье). Их доля в российском экспорте остается высокой. (1999 г. – 43,8%, 1997 г. – 45,6%, 1996 г. – 46,2%).Удельный вес черной и цветной металлургии, а также драгоценных камней составляет 22,8%. Машины, оборудование и транспортные средства – 7,3%, химическая промышленность – 6,4%, лес и лесоматериалы – около 5%, продовольствие и сельскохозяйственная продукция -3%. Низкий удельный вес машин и оборудования в российском экспорте является следствием низкой конкурентоспособности продукции машиностроения России на внешних рынках (за исключением военной техники и некоторых других видов высокотехнологичных производств).
Товарная структура импорта.
В структуре российского импорта ведущую роль традиционно занимали машины и оборудование (37,9%). Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (27%). В российском импорте продовольственных товаров основное место занимают мясо и мясопродукты, сухое молоко, сливочное масло, кондитерские изделия, цитрусовые, чай, кофе, алкогольные напитки, пшеничная мука, растительное масло, сахар-песок.
Распределение внешней торговли по регионам.
В распределении российской внешней торговли по регионам преобладают страны дальнего зарубежья – на их долю во внешнеторговом обороте страны в 2002 г. приходилось 83%. По сравнению с ними удельный вес стран СНГ невелик – 17% российского внешнеторгового оборота. Среди стран дальнего зарубежья доминируют ПРС, которые и являются основными потребителями российских топливно-энергетических и сырьевых товаров и одновременно основными поставщиками оборудования и передовых технологий, продовольственных товаров, медикаментов и других видов готовой продукции. Особенно интенсивно развивается торгово-экономическое сотрудничество России с европейскими странами. Этому благоприятствуют географическая близость и связанные с ней низкие затраты на транспортировку товаров, развитая сеть наземных путей сообщения (трубопроводы для поставки российской нефти и газа, железнодорожные и шоссейные магистрали), наличие морских путей в зарубежную Европу и др. Большая часть товарооборота России с европейскими странами приходится на страны ЕС (36,6%). Среди них крупнейшими партнерами являются Германия (9,6% российского внешнеторгового оборота), Италия (6,4%), Нидерланды (5,4%), Великобритания (3,2%).
В структуре товарного экспорта России в страны ЕС преобладают энергоносители, цветные металлы, лес и лесоматериалы, продукция химической промышленности. Россия импортирует из этих стран в основном продукцию машиностроения, изделия легкой промышленности, фармацевтики и косметики, бытовой химии, мебель, сельскохозяйственные товары.
С конца 80-х гг. ХХ века стали расширяться внешнеэкономические связи России с США и Канадой. Среди неевропейских промышленно развитых стран США являются крупнейшим торговым партнером России. В 2002 г. на их долю приходилось 4,6% российского внешнеторгового оборота. Главное место в российском экспорте в США занимает продукция черной и цветной металлургии, азотные и калийные удобрения, драгоценные камни, нефть и нефтепродукты. В Россию из СЩА ввозятся в основном продовольственные товары (зерно, соя-бобы, сливочное масло и др.), продукция машиностроения и электроники, химические товары. Из Канады Россия импортирует зерно и потребительские товары. Развивается экономическое сотрудничество России с странами Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, Южная Корея, Китай, КНДР, страны Юго-Восточной Азии и др.). Россия экспортирует в страны данного региона продукцию черной металлургии, топливо, удобрения, цветные и драгоценные металлы и др. В российском импорте из стран данного региона большую часть составляют промышленная продукция производственного и потребительского назначения, продовольствие и сельскохозяйственное сырье (чай, кофе, специи, натуральный каучук и др.). Особое значение для России имеют экономические отношения с Японией и Китаем. Российский экспорт в эти страны состоит преимущественно из сырья. В российском импорте из Китая преобладают продовольственные и потребительские товары, из Японии – машины и оборудование.
Страны Латинской Америки во внешней торговле России играют сравнительно небольшую роль. На российский рынок они поставляют преимущественно сырьевые товары – продовольственные товары и продукцию тропического земледелия (кофе, какао-бобы, бананы, сахар). Россия экспортирует в страны данного региона минеральные удобрения, лесоматериалы, цемент, металлы и др. Основные торговые партнеры России в данном регионе – Куба, Бразилия, Аргентина.
Наименьшую долю во внешнеторговом обороте России имеют страны Африки (около 1%). В российском импорте из африканских стран преобладают тропические фрукты, сельскохозяйственное сырье, а в экспорте в эти страны – машины и горно-шахтное оборудование.
Экономические связи России со странами СНГ развивались долгое время в составе единого государства (СССР). Россия является главным поставщиком в эти страны энергоносителей (нефть, природный газ) и электроэнергии. Важными статьями российского экспорта в страны СНГ являются также лес и лесоматериалы, металл и драгоценные камни, некоторые виды машин и оборудования. Россия импортирует из стран СНГ продовольствие и сырье для пищевой промышлености, уголь, железнуб руду, руды цветных металлов и пр. Свыше 80% внешнеторгового оборота России со странами СНГ приходится на 3 государства – Украину, Белоруссию и Казахстан.
- 1. Понятие и структура мирового хозяйства.
- 2. Международное разделение труда как основа формирования мирового хозяйства.
- 3. Глобальные проблемы мирового хозяйства.
- 4. Международные торгово-экономические союзы.
- 5. Основные международные экономические организации.
- 6. Формы экономической интеграции и различия во взглядах на национальный суверенитет.
- 7. Интеграция в странах снг.
- 8. Основные направления развития интеграции в странах снг.
- 9. Сущность и формы зарубежного инвестирования.
- 10. Транснациональные корпорации как основа системы международных экономических отношений.
- 11. Инвестиционный климат в системе зарубежного инвестирования.
- 12. Свободные экономические зоны и их виды.
- 13. Международный рынок услуг.
- 14. Формы международного обмена технологиями.
- 15. Правовая охрана изобретений и ее учет в международном сотрудничестве.
- 16. Основные виды лицензионных соглашений.
- 17. Этапы развития международной миграции рабочей силы.
- 18. Особенности современного этапа миграции рабочей силы.
- 19. Взаимодействие национальных и международных рынков труда.
- 20. Международная торговля и ее основные черты.
- 21. Теория сравнительных преимуществ.
- 22. Теория факторов производства и парадокс Леонтьева.
- 23. Теория факторов Хекшера-Олина.?
- 24. Современная трактовка влияния факторов производства на структуру внешней торговли.?
- 25. Изменения структуры факторов.?
- 26. Теорема Рыбчинского.
- 27. Понятие протекционизма и характеристика торговых барьеров.
- 28. Основные виды международной торговли.
- 29. Причины существования протекционизма и его последствия.
- 30. Рынок иностранных валют.
- 31. Валютный курс и факторы его определяющие.
- Факторы, влияющие на валютный курс:
- 32. Валютные риски как следствие изменения валютных курсов.
- 33. Способы защиты от валютных рисков.
- 34. Платежный баланс страны.
- 35. Валютная система «Золотого стандарта».
- 36. Бреттон-Вудская валютная система.
- 37. Современная валютная система.
- 38. Причины «кризиса» внешней торговли сша в 80-годах хх века.
- 39. Свободно плавающий и фиксированный валютные курсы.
- Валютный курс - стоимостное соотношение двух валют при их обмене.
- 41. Разновидности международного бизнеса.
- 42. Понятие конъюнктуры мирового рынка.
- 43. Основные направления исследования конъюнктуры мирового рынка.
- 44. Порядок подготовки обзора и прогноза конъюнктуры рынка.
- Раздел 1. Оценка конъюнктуры рынка в текущем периоде
- Раздел 2. Прогноз основных показателей рынка
- Раздел 3. Предложения и рекомендации
- 45. Понятие природно-ресурсного потенциала мирового хозяйства.
- 46. Размещение природного ресурсного потенциала в мире. (сложный!!!)
- 47. Природно-ресурсный потенциал России.
- 48. Трудовые ресурсы мирового хозяйства.
- 49. Трудовые ресурсы России.
- 50. Научные ресурсы мира.
- 51. Предпринимательские ресурсы мира.
- 52. Место России в мировом хозяйстве.
- 53. Внешняя торговля России.
- 54. Формы экономической интеграции и различия во взглядах на национальный суверенитет.
- 55. Современные тенденции в развитии международной торговли.