23. Теория факторов Хекшера-Олина.?
Хекшер и Оли, использую концепцию факторов производства эти экономисты рассмотрели тока 2 фактора(труд и капитал) обратили внимание на различную неделимость стран факторов производства, обилие одних факторов в стране делает их дешевле по сравнению с другими факторами.
Производство любой продукции требует комбинации факторов и товаров в производстве которого преобладают сравнительно дешевые избыточные факторы, будет относительно дешев и внутри страны и за ее пределами, согласно теории Хекшера- Олина страна экспортирует те товары которые базируются на избыточных для нее факторов производства.
Теория абсолютных преимуществ А.Смита.
Адам Смит доказал, что благосостояние наций зависит не столько от количества накопленного золота, сколько от способности производить ими те или иные товары или услуги.
Согласно теории абсолютных преимуществ А.Смита страны экспортируют те товары, производство которых требует меньших издержек (абсолютное преимущество) и импортирует те товары, производство которых в других странах также требует меньших издержек (абсолютное преимущество у других стран).
Тогда международная торговля станет выгодна в том случае, если две страны будут торговать теми товарами, которые они производят с меньшим издержками, чем их партнер, т.е. в производстве которых они будут иметь абсолютное преимущество.
Рассмотрим следующий пример:
Допустим, что страны А и B производят только два товара: C и D. В стране А для производства одной единицы товара С требует 2 единицы затрат, а для производства одной единицы товара D –6 единиц. В стране В для производства одной единицы товара С требуется 12 единиц затрат, а для производства одной единицы товара D – 4 единицы.
Страна А имеет абсолютное преимущество в производстве товара С, поскольку для производства одной единицы требуется лишь 2 единицы затрат по сравнению с 12 в стране В. производители страны В также имеют абсолютное преимущество в производстве товара D, поскольку всего 4 единицы затрат идет на производство одной единицы товара D по сравнению с 6 в стране А.
Товар/страна | А | В |
C D | 2 6 | 12 4 |
Предположим, что производителям товара С в стране А надо купить товар D, а производителям товара D в стране В – товар С. Существет два варианта: купить этот товар у себя в стране либо купить его за границей.
Производитель товара С страны А при покупке товара D у себя в стране сможет обменять одну единицу товара С на 2/6=1/3 единицы товара D. Если же он покупает этот товар в стране В, от он сможет получить уже 2/4=1/2 единицы товара D.
Производитель товара D страны В, покупая товар С в стране В, получит одну единицу своего товара 4/12=1/3 единицы товара С. В случае импорта товара С из страны А он получает значительно больше – 4/2=2 единицы товара С.
Поэтому, производителям товара С страны А выгоднее купить товар D в стране В, а производителям товара D страны В выгоднее купить товар С в стране А, чем покупать эти товары у отечественных производителей.
Преимущество теории: теория абсолютных преимуществ основана на трудовой теории стоимости и показывает явные преимущества разделения труда уже на международном уровне.
Недостаток теории: теория абсолютных преимуществ не дает ответа на вопрос – почему страны торгуют между собой даже при отсутствии абсолютного преимущества в производстве тех или иных товаров.
Теория сравнительных преимуществ Д.Рикардо.
Давид Риккардо развил теорию Адама Смита и объяснил, почему страны торгуют между собой при отсутствии абсолютных преимуществ в производстве тех или иных товаров.
Теория сравнительных преимуществ использует понятия альтернативной цены- рабочее время, необходимое на производство единицы одного товара, выраженное через рабочее время, необходимое для производства единицы другого товара.
Теория сравнительных (относительных) преимуществ заключается в том, что если страны специализируются на производстве тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками в сравнении с другими странами, то торговля будет взаимовыгодной для обеих стран независимо от того, имеют они или нет абсолютное преимущество в производстве этих товаров.
Рассмотрим следующий пример:
Допустим, что страны А и В производят только два товара С и D. В стране А для производства одной единицы товара С требуется 2 единицы затрат, а для производства одной единицы товара D – 6 единиц. В стране В для производства одной единицы товара С требует 12 единиц затрат, а для производства одной единицы товара D –10единиц.
Страна А имеет абсолютное преимущество при производстве обоих видов товаров. Согласно теории абсолютных преимуществ страна А должна экспортировать эти товары в страну В, а страна В может только импортировать – для экспорта у нее нет возможности. Если же страна А не может торговать со страной В, то на единицу затрат в стране А будет приходиться 1/6 единиц товараD и 1/2 единиц товара С. В стране же В на единицу затрат будет приходится 1/10 единиц товара D и 1/12 единицы товара С.
Товар/страна | А | В |
C D | 2 6 | 12 10 |
Относительная цена единицы товара D в стране А, выраженная через стоимость единицы товара С, составляет 6/2 =3 единицы товара С, а в стране В меньше – 10/12 единицы товара С. Это означает, что производителю товара С страны А покупать товар D на внутреннем рынке не выгодно, поскольку за единицу товара D он будет должен отдать 3 единицы своего товара, в то время как в стране В – только 10/12 единиц товара С. Выигрыш составит: 3-10/12=26/12 единиц товара С. Поэтому страна А будет импортировать товар D из страны В, поскольку это относительно дешевле.
Относительная цена единицы товара С в стране В, выраженная через стоимость единицы товара D, составляет 12/10=6/5 единицы товара D, а в стране А меньше – 2/6=1/3 единицы товара D. Это означает, что производителю товара D страны В покупать товар С на внутреннем рынке не выгодно, поскольку за единицу товара С он будет долен отдать 6/5 единицы своего товара, в то время как в стране А только 1/3 единицы товара D. Выигрыш составит: 6/5-1/3=13/158 единиц товара D. Поэтому страна В будет импортировать товар С из страны А, поскольку это относительно дешевле.
Следует отметить, что если на мировой рынок выходят страны, равные по уровню экономического развития, то выгоды у них будут равными; если же на мировой рынок выходят страны с неравным уровнем экономического развития, то более развитая страна не может полностью удовлетворить потребности более развитой и мировая цена всегда будет близкой к автаркической цене более развитой страны.
Условия внешней торговли – это отношение экспортных цен данной страны к ее импортным ценам.
Чаще всего, когда речь идет о более широкой номенклатуре товаров, используются индексы экспортных и импортных цен.
Индекс, отражающий движение экспортных цен для данной страны: рх=хipi
i
где, xi – доля i-го товара в суммарном экспорте в базовом году;
pi – отношение текущей цены на данный товар к цене i-го товара в базовом году.
Индекс, отражающий движение импортных цен для данной страны: Pm=mipi
i
где mi – доля i-го товара в суммарном экспорте в базовом году;
pi – отношение текущей цены на данный товар к цене i-го товара в базовом году.
Условия внешней торговли: T=Px/Pm
Динамика этих показателей указывает на улучшение или ухудшение условий торговли для данной страны.
Теория сравнительной обеспеченности факторами Э. Хекшера-Б. Олина. Теорема Рыбчинского. «Парадокс В.Леонтьева»
Последователи основателей классической школы – экономисты- неоклассики – стали объяснять международную торговлю через теорию факторов производства.
Каждая страна обладает факторами производства в различной степени насыщенности или наделенности. В одной стране существует относительно избыточное количество капитала, в другой- трудовых ресурсов, в третьей – земель.
Суть теории Хекшера-Олина заключается в том, что каждая из стран должна специализироваться в производстве тех товаров, создание которых требует относительно больше факторов производства, которыми она располагает.
Избыток ресурса всегда означает дешевизну.
Если в стране большое количество земель, то эта страна специализируется на земледелии; если в стране относительный избыток рабочей силы- страна специализируется в трудоемких отраслях и т. д.
Свое развитие теория Хекшера-Олина получила в теореме Рыбчинского: если при неизменных ценах и наличии только двух факторов производства происходит рост одного из факторов производства, то это неизбежно ведет к увеличению производства того товара, который является более емким по отношению к избыточному фактору и, соответственно, сокращается производство в отрасли, менее емкой к данному фактору.
«Парадокс В.Леонтьева»
В. Леонтьев путем нескольких эмпирических исследовании доказал, что условия теории Хекшера-Олина на практике не соблюдаются.
В 50-е гг. он изучил внешнюю торговлю США. В то время США обладали избыточным капиталом по отношению к трудовым ресурсам.
Согласно теории Хекшера-Олина, в США должна была быть следующая структура: США – импортер трудоемких изделий и экспортер капиталоемких. Однако в США все было наоборот: США – экспортер трудоемких изделий и импортер капиталоемких.
Появился новый фактор – наукоемкость, который и сыграл решающую роль. Это объяснило тем, что труд американских работников являлся более сложным, чем труд работников в других стран, и они экспортировали товары более высокой степени сложности – высокотехнологичные товары.
Парадокс Леонтьева – трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталонасыщенные – трудоемкую.
Теория конкурентных преимуществ М.Портера
Конкурентное преимущество – системный подход, основанный на многостороннем анализе, включающий и маркетинговые исследования.
Факторы, обусловившие появление теории конкурентных преимуществ:
1)Произошли реальные изменения в мировой экономике и международной конкуренции, в силу чего прежняя классическая теория не способна была охарактеризовать конкурентные преимущества;2)Произошли изменения в технологиях; 3)Появились новые индустриальные страны;4)Произошла интернационализация производства (фирмы стали использовать преимущества не только той страны, в которой они базируются, но и тех стран, где находятся их финансы).
Во главу угла Майкл Портер ставит фирму, а не страну. По его мнению, необходимо понять, как фирма создает и удерживает конкурентное имущество, что бы уяснить роль страны в этом процессе.
Основные принципы конкурентной стратегии.
Разрабатывая конкурентную стратегию, фирмы стремятся найти и воплотить способ выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли .
Выбор конкурентной стратегии определяют два главных момента.
Первый – структура отрасли, в которой действует фирма. Второй – позиция, которую фирма занимает в пределах отрасли.
Структурный анализ отраслей
Конкурентная стратегия должна основывать на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса ее изменения.
Суть конкуренции выражается пятью силами: 1) угрозой появления новых конкурентов; 2) угрозой появления товаров или услуг –заменителей; 3) способностью поставщиков торговаться; 4) способностью покупателей торговаться; 5) соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.
Естественно, что значение каждой из пяти сил конкуренции определяется структурой отрасли т.е. ее основными экономическими и технологическими характеристиками.
М. Портер выделяет следующие причины, исходя их которых структура отрасли важна для международной конкуренции:
-учитывая разную структуру в различных отраслях, для успешной конкуренции надо выполнять разные требования;
-зачастую отрасли, важные для высокого уровня жизни, - это как раз те, которые имеют привлекательную структуру; уровень жизни в немалой степени зависит от способности фирм страны успешно внедриться в отрасли с выгодной структурой;
-изменение структуры создает реальные возможности для страны внедриться в новые отрасли.
Создание конкурентного преимущества.
Фирмы добиваются конкурентного преимущества с помощью нововведений.
Согласно теории М. Портера, существуют несколько типичных причин новаций, дающих конкурентное преимущество:
1)новые технологии;2) новые или изменившиеся запросы покупателей;3) появление нового сегмента отрасли;4) изменение стоимости или наличия компонентов производства;5) изменение государственного регулирования.
- 1. Понятие и структура мирового хозяйства.
- 2. Международное разделение труда как основа формирования мирового хозяйства.
- 3. Глобальные проблемы мирового хозяйства.
- 4. Международные торгово-экономические союзы.
- 5. Основные международные экономические организации.
- 6. Формы экономической интеграции и различия во взглядах на национальный суверенитет.
- 7. Интеграция в странах снг.
- 8. Основные направления развития интеграции в странах снг.
- 9. Сущность и формы зарубежного инвестирования.
- 10. Транснациональные корпорации как основа системы международных экономических отношений.
- 11. Инвестиционный климат в системе зарубежного инвестирования.
- 12. Свободные экономические зоны и их виды.
- 13. Международный рынок услуг.
- 14. Формы международного обмена технологиями.
- 15. Правовая охрана изобретений и ее учет в международном сотрудничестве.
- 16. Основные виды лицензионных соглашений.
- 17. Этапы развития международной миграции рабочей силы.
- 18. Особенности современного этапа миграции рабочей силы.
- 19. Взаимодействие национальных и международных рынков труда.
- 20. Международная торговля и ее основные черты.
- 21. Теория сравнительных преимуществ.
- 22. Теория факторов производства и парадокс Леонтьева.
- 23. Теория факторов Хекшера-Олина.?
- 24. Современная трактовка влияния факторов производства на структуру внешней торговли.?
- 25. Изменения структуры факторов.?
- 26. Теорема Рыбчинского.
- 27. Понятие протекционизма и характеристика торговых барьеров.
- 28. Основные виды международной торговли.
- 29. Причины существования протекционизма и его последствия.
- 30. Рынок иностранных валют.
- 31. Валютный курс и факторы его определяющие.
- Факторы, влияющие на валютный курс:
- 32. Валютные риски как следствие изменения валютных курсов.
- 33. Способы защиты от валютных рисков.
- 34. Платежный баланс страны.
- 35. Валютная система «Золотого стандарта».
- 36. Бреттон-Вудская валютная система.
- 37. Современная валютная система.
- 38. Причины «кризиса» внешней торговли сша в 80-годах хх века.
- 39. Свободно плавающий и фиксированный валютные курсы.
- Валютный курс - стоимостное соотношение двух валют при их обмене.
- 41. Разновидности международного бизнеса.
- 42. Понятие конъюнктуры мирового рынка.
- 43. Основные направления исследования конъюнктуры мирового рынка.
- 44. Порядок подготовки обзора и прогноза конъюнктуры рынка.
- Раздел 1. Оценка конъюнктуры рынка в текущем периоде
- Раздел 2. Прогноз основных показателей рынка
- Раздел 3. Предложения и рекомендации
- 45. Понятие природно-ресурсного потенциала мирового хозяйства.
- 46. Размещение природного ресурсного потенциала в мире. (сложный!!!)
- 47. Природно-ресурсный потенциал России.
- 48. Трудовые ресурсы мирового хозяйства.
- 49. Трудовые ресурсы России.
- 50. Научные ресурсы мира.
- 51. Предпринимательские ресурсы мира.
- 52. Место России в мировом хозяйстве.
- 53. Внешняя торговля России.
- 54. Формы экономической интеграции и различия во взглядах на национальный суверенитет.
- 55. Современные тенденции в развитии международной торговли.