Тема 5. Средние величины в статистике
Средняя величина и ее сущность. Метод средних как один из важнейших приемов научного обобщения. Взаимосвязь метода средних и группировок. Виды средних и способы их вычисления. Выбор формы средней. Правило мажорантности средних. Выбор веса средней. Средняя из абсолютных и относительных величин. Средняя арифметическая (простая Y взвешенная). Свойства средней арифметической. Понятие момента 1-го порядка и его использование для вычисления средней арифметической. Средняя гармоническая (простая и взвешенная). Структурные средние, их виды, назначение и способы расчета. Использование средних показателей в статистическом анализе.
Лекционное занятие ( 2 часа)
1. Средняя величина и ее сущность.
2. Виды средних и способы их вычисления.
Семинарское занятие ( 2 часа)
Тема: Расчет средних величин и их роль в управлении экономикой
Доклад (темы):
1. Метод средних как один из важнейших приемов научного обобщения.
Вопросы для обсуждения:
1. Взаимосвязь метода средних и группировок.
2. Выбор формы средней.
3. Правило мажорантности средних.
4. Выбор веса средней.
5. Средняя из абсолютных и относительных величин.
6. Средняя арифметическая (простая Y взвешенная).
7. Свойства средней арифметической.
8. Понятие момента 1-го порядка и его использование для вычисления средней арифметической.
9. Средняя гармоническая (простая и взвешенная).
Выполните задания:
Задача 1. Следующие данные характеризуют возрастную структуру сотрудников предприятия:
Возраст, лет
| Численность сотрудников (в % к итогу) | |
Отдел № 1 | Отдел № 2 | |
До 25 25-30 30-35 35-40 40-45 45-50 50-55 55 и более | 12,2 18,3 30,7 11,5 10,8 8,6 5,8 2,1 | 4,0 10,4 20,6 21,9 22,3 10,3 6,3 4,2 |
Итого | 100,0 | 100,0 |
Определите средний возраст сотрудников отдела. Сравните рассчитанные показатели.
Задача 2. Имеются следующие данные о заработной плате и численности рабочих по двум предприятиям отрасли
Номер предприятия | Базисный период | Отчётный период | ||
Среднесписочная численность рабочих, чел. | Средняя месячная заработная плата, руб. | Фонд заработной платы, руб. | Средняя месячная заработная плата, руб. | |
1 | 610 | 1680 | 977850 | 1590 |
2 | 600 | 1820 | 1129850 | 1915 |
Определите среднюю заработную плату рабочих по двум предприятиям в базисном и отчетном периодах. Сравните данные. Укажите, какие виды средних необходимо применить в каждом случае.
Задача 3. Имеются следующие данные по трем предприятиям, выпускающим одноименную продукцию:
Номер предприятия
| Базисный период | Отчётный период | ||
Себестоимость единицы продукции, руб. | Затраты на выпуск продукции, тыс. руб. | Себестоимость единицы продукции, руб. | Выработано продукции, тыс. шт. | |
1 | 20,0 | 960 | 19,8 | 50 |
2 | 18,0 | 1800 | 18,0 | 95 |
3 | 22,0 | 1144 | 21,6 | 54 |
Определите среднюю себестоимость единицы продукции по группе предприятии: 1) в базисном периоде; 2) в отчетном периоде. Укажите, какие виды средних необходимо применить в каждом случае. Сравните полученные показатели. Сделайте выводы. Объясните, какие факторы оказали влияние на изменение средней себестоимости.
Задача 4. Имеются следующие данные о затратах времени за смену на обработку одинаковых деталей тридцатью рабочими цеха:
Затраты времени на обработку одной детали | Численность рабочих
|
10 12 15 18 20 | 4 7 10 6 3 |
итого | 30 |
Определите среднее количество времени, затрачиваемое на обработку одной детали.
Задача 5.. Имеются следующие данные по трем предприятиям, выпускающим одноименную продукцию.
Номер предприятия | Фактический выпуск продукции, тыс.руб.
| Изменение объема продукции по сравнению с базисным периодом, % | Удельный вес новой продукции, %
|
1 | 2440,0 | -4,5 | 85 |
2 | 2520,0 | +3,6 | 92 |
3 | 2610,0 | +5,2 | 90 |
Определите по трем предприятиям в целом:
1) средний процент изменения объема продукции по сравнению с базисным периодом;
2) средний удельный вес новой продукции в фактическом выпуске.
Задача 5. Численность персонала организации составила:
Дни месяца | 1-2 | 3 | 4-7 | 8-15 | 16 | 17-18 | 19-23 | 24-26 | 29-31 |
Численность работников, чел. | 158 | 156 | 155 | 154 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 |
Нерабочие дни 6,7,11,12,13,14,20,21,27,28
Рассчитайте среднемесячную численность работников.
Самостоятельное изучение (4 часа)
1. Использование средних показателей в статистическом анализе.
2. Структурные средние, их виды, назначение и способы расчета.
Тема б. Показатели вариации
Понятие вариации. Задачи статистического изучения вариации. Абсолютные показатели вариации (размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение). Математические свойства дисперсии. Расчет дисперсии на основе ее математических свойств. Относительные показатели вариации (коэффициент вариации, коэффициент осцилляции, линейный коэффициент вариации) и их практическое применение. Дисперсия альтернативного признака. Меры вариации для сгруппированных данных: общая дисперсия, групповая, межгрупповая. Правило сложения дисперсий. Эмпирическое корреляционное отношение. Использование показателей вариации в статистическом анализе.
Лекционное занятие ( 2 часа)
1. Понятие вариации.
2. Абсолютные показатели вариации (размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение).
3. Относительные показатели вариации (коэффициент вариации, коэффициент осцилляции, линейный коэффициент вариации) и их практическое применение.
Семинарское занятие ( 2 часа)
Тема: Расчёт и применение показателей вариации в статистическом исследовании
Доклад (темы):
1. Порядок статистического изучения вариации.
Вопросы для обсуждения:
1. Задачи статистического изучения вариации.
2. Математические свойства дисперсии.
3. Расчет дисперсии на основе ее математических свойств.
4. Дисперсия альтернативного признака.
5. Меры вариации для сгруппированных данных: общая дисперсия, групповая, межгрупповая.
6. Правило сложения дисперсий.
7. Эмпирическое корреляционное отношение.
Выполните задания:
Задача 1. Результаты выполнения сменной нормы выработки членами бригады следующие (в процентах): 121, 126, 123, 118, 120, 124, 127, 125, 140,128,110,115, 118,120,150,130,132, 116, 127, 130.
Используя приведенные данные, вычислить: размах вариации, среднее линейное отклонение, среднее квадратическое отклонение.
Задача 2. Работники по стажу работы распределяются следующим образом:
Стаж работы, лет | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 1415 16
|
Число рабочих | 40 25 20 20 25 30 35 40 45 50 55 50 45 40 35 35 |
Вычислить: размах вариации, среднее линейной отклонение, дисперсию, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.
Задача 3. Рабочие сборочного цеха завода распределялись по проценту выполнения норм выработки следующим образом:
Процент выполнения норм | Число рабочих |
90 - 100 | 2
|
100 – 110 | 6
|
110 – 120 | 8
|
120 – 130 | 18
|
130 – 140 | 5
|
140 – 150 | 4
|
150 – 160 | 3
|
160 – 170 | 2
|
170 – 180 | 2
|
Определить: дисперсию, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, дисперсию двумя способами: обычным способом, способом "моментов".
Задача 4. Исчислить дисперсию если известно, что средняя величина признака равна 150 руб., а коэффициент вариации 15%.
Задача 5. Средний квадрат индивидуальных значений признака равен 625, а его дисперсия – 400. Определить величину средней.
Задача 6. Определить среднюю величину, если известно, что коэффициент вариации равен 30%, а дисперсия признака – 800.
Задача 7. Среднее квадратическое отклонение равно. 25, а средняя величина в совокупности 15. Определить средний квадрат индивидуальных значений этого признака.
Самостоятельное изучение (4 часа)
1. Использование показателей вариации в статистическом анализе.
- Кумертауский институт экономики и права
- Статистика
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- Оглавление
- 1. Цель и задачи дисциплины
- 2. Требования к уровню содержания дисциплины
- 3. Связь с другими дисциплинами
- 4. Объём и виды учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- 5.1 Содержание дисциплины и виды занятий
- 5.2 Содержание курса
- Раздел 1. Общая теория статистики
- Тема 1.1. Предмет, задачи. Основные категории и понятия теории статистики
- Тема 1.2. Статистическое наблюдение
- Тема 3. Сводка и группировка статистических данных
- Тема 4. Абсолютные и относительные величины
- Тема 5. Средние величины в статистике
- Тема 7. Ряды распределения
- Тема 8 Выборочное наблюдение
- Тема 9. Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений
- Тема 10. Ряды динамики и их применение в анализе социально-экономических явлении
- Тема 11. Индексный метод анализа
- Тема 12. Многомерный статистический анализ
- Раздел 2. Социально-экономическая статистика
- Тема 2.1. Система показателей, основные группировки и классификации в социально-экономической статистике
- Тема 2.2. Статистика численности и состава населения. Статистика естественного движения и миграции населения
- Тема 2 3. Статистика рынка труда, производительности труда, оплаты труда и затрат на рабочую силу
- Статистика производительности труда.
- Семинарское занятие ( 2часа)
- 1. Статистика производительности труда.
- Тема 2.4. Статистика национального богатства
- Тема 2.5. Макроэкономические, показатели производства товаров и услуг в системе национальных счетов
- Тема 2.6. Статистика рынка товаров и услуг
- Тема 2.7. Статистика издержек производства и обращения,, результатов
- Тема 2.8. Статистика внешнеэкономических связей
- Тема 2.9. Статистика уровня жизни населения и отраслей социальной сферы
- Раздел III.Статистика финансов.
- Тема 3.1. Предмет, метод, задачи и система показателей статистики финансов. Современная организация статистики финансов. Основы финансово-экономических расчётов.
- Тема 3.2.. Обобщающие показатели статистики и финансов. Статистика государственных финансов. Статистика финансов предприятий (организаций). Статистика денежного обращения. Статистика цен и инфляции.
- Тема 3.3. Статистика банковской деятельности. Биржевая статистика. Статистика страхования. Статистика ценных бумаг. Статистика процентных ставок. Статистика валютных курсов.
- Раздел IV.Система национальных счетов.
- Тема 4.2.Методология построения и анализа счетов секторов отраслей и институциональных единиц. Методология исчисления показателей снс в сопоставимых ценах.
- Тема 4.3. Методология построения и анализа квартальных национальных счетов. Межотраслевой баланс. Методология комплексного анализа показателей снс.
- 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 6.1 Литература
- 6.2. Методические указания преподавателям по организации изучения дисциплины
- 6.3. Методические указания студентам по изучению дисциплины
- 1) По организации самостоятельной работы
- 2) По подготовке к семинарским занятиям
- 3) Выполнение курсовой работы
- Темы курсовых работ
- 7. Организация контроля
- Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Статистика»
- Перечень семинарских (практических) занятий