Тема 3. Сводка и группировка статистических данных
Сводка - второй этап статистического исследования. Основное содержание сводки и ее задачи. Проблемы агрегирования и обеспечения однородности статистической информации. Использование результатов сводки для решения аналитических задач. Задачи группировок и их значение в статистическом исследовании. Виды группировок. Выбор группировочных признаков, определение числа групп. Вторичная группировка данных. Классификация как разновидность группировок в статистике. Статистическая таблица и ее элементы. Принципы построения и виды статистических таблиц. Разработка сказуемого статистической таблицы.
Лекционное занятие ( 2 часа)
1. Основное содержание сводки и ее задачи.
2. Виды группировок.
3. Принципы построения и виды статистических таблиц.
4. Разработка сказуемого статистической таблицы.
Семинарское занятие ( 2 часа )
Тема: Способы сводки и группировки статистических данных.
Доклад (темы):
Использование результатов сводки для решения аналитических задач.
Вопросы для обсуждения:
1. Сводка - второй этап статистического исследования.
2. Проблемы агрегирования и обеспечения однородности статистической информации.
3. Задачи группировок и их значение в статистическом исследовании.
4. Выбор группировочных признаков, определение числа групп.
5. Вторичная группировка данных.
6. Классификация как разновидность группировок в статистике.
7. Статистическая таблица и ее элементы.
Выполните задания:
1. Какими признаками группировки (дискретными или непрерывными) являются: заработная плата работающих; численность работников фермерских хозяйств; число вкладов населений в учреждениях сберегательного банка; добавленная стоимость; число мест в кинотеатре; численность населения страны; размер обуви; разряд сложности работы?
2. К каким группировочным признакам – количественным или атрибутивным – относятся:
а) прибыль предприятия; б) пол человека; в) национальность; г) возраст человека; д) посевная площадь сельскохозяйственной культуры; е) заработная плата рабочего; ж) образование (незаконченное среднее, среднее, высшее)?
3. Представьте приведенные данные о тарифном разряде рабочих завода в виде ряда распределения. Определите, какой признак положен в основу ряда распределения.
465235555452323234321244546433426434525145516163154563435254316
Постройте интервальный ряд распределения и изобразите его графически.
4. Численность персонала предприятий города характеризуется следующими данными:
180 129 174 96 47 82 96 92
94 42 97 160 122 134 77 148
120 80 87 121 110 70 61 136
48 67 44 58 117 82 58 64
184 95 101 125 84 97 112 145
150 45 67 131 110 85 90 162
140 184 44 200 228 120 71 82
Постройте интервальный вариационный ряд, выделив 6 групп.
5. Имеются данные о распределении процентных ставок, коммерческих банков по величине предоставляемых кредитов.
№ п\п | Процентная ставка, % | Кредиты, млн. руб. | № п\п | Процентная ставка, % | Кредиты, млн. руб. |
1. | 20,4 | 13,6 | 9. | 14,6 | 25,5 |
2. | 18,1 | 22,3 | 10. | 17,5 | 12,2 |
3. | 13,2
| 27,5
| 11.
| 22,4
| 12,1
|
4.
| 11,0
| 13,5
| 12.
| 26,0
| 26,6
|
5.
| 18,5
| 11,6
| 13.
| 13,9
| 26,3
|
6.
| 17,3
| 8,6
| 14.
| 12,3
| 5,2
|
7. | 19,6 | 2,5 | 15. | 12,2 | 24,0 |
8.
| 23,6
| 7,6
|
|
|
|
а) Проведите группировку банков по величине процентной ставки, образовав 5 групп. Подсчитайте по каждой группе число банков и объем кредитов.
б) Произведите группировку банков по объему кредитов, образовав 5 групп.
в) Составьте корреляционную таблицу по этим группировкам.
6. Имеются следующие данные о совокупном доходе за месяц и численности членов семей:
№ п/п
| Численность семьи, чел. | Совокупный доход семьи, руб. в месяц | № п/п
| Численность семьи, чел. | Совокупный доход семьи, руб. в месяц | № п/п
| Численность семьи, чел. | Совокупный доход семьи, руб. в месяц |
1.
| 2
| 2250
| 21.
| 2
| 6080
| 41.
| 4
| 5120
|
2.
| 3
| 1910
| 22.
| 3
| 3090
| 42.
| 6
| 4360
|
3.
| 2
| 2160
| 23.
| 4
| 2500
| 43.
| 3
| 2490
|
4.
| 3
| 4830
| 24.
| 3 | 4120 | 44.
| 4
| 3950
|
5.
| 3
| 7160
| 25.
| 6
| 5690
| 45.
| 5
| 4800
|
6.
| 4
| 2140
| 26.
| 2
| 3690
| 46,
| 3
| 6090
|
7.
| 2
| 3090
| 27.
| 3
| 4210
| 47-
| 4
| 7310
|
8.
| 3
| 6150
| 28.
| 4
| 6850
| 48.
| 2
| 3180
|
9.
| 2
| 1190
| 29.
| 3
| 1920
| 49.
| 4
| 2900
|
10.
| 4
| 4230
| 30.
| 5
| 2840
| 50.
| 6
| 4690
|
11.
| 2
| 2150
| 31.
| 3
| 3900
| 51.
| 6
| 5110
|
12.
| 3
| 2900
| 32.
| 2
| 4200
| 52.
| 3
| 6290
|
13.
| 4
| 6180
| 33.
| 5
| 7100
| 53,
| 4
| 8350
|
14.
| 3
| 3080
| 34.
| 3
| 5120
| 54.
| 5
| 8590
|
15.
| 2
| 4160
| 35.
| 6
| 5150
| 55.
| 4
| 6750
|
16.
| 5
| 5060
| 36.
| 4
| 4190
| 56.
| 5
| 7160
|
17.
| 4
| 8320
| 37.
| 3
| 5110
| 57.
| 3
| 3920
|
18.
| 3
| 2750
| 38.
| 4
| 7400
| 58.
| 5
| 4600
|
19.
| 2
| 3900
| 39.
| 5
| 2650
| 59.
| 4
| 8600
|
20.
| 5
| 5060
| 40.
| 4
| 3890
| 60.
| 5
| 5:900
|
Постройте ряд распределения семей: а) по величине дохода на одну семью; б) по размеру дохода на одного члена семьи; в) по численности семьи;
Проведите аналитическую группировку для выявления зависимости среднедушевого дохода от численности семьи.
7. Укажите, к какому виду по познавательным задачам относится приведенная ниже группировка (данные Российского статистического ежегодника, 1996 г.).
численность учащихся и учителей в общеобразовательных школах (на начало учебного года тысяч человек):
| 1979/71 | 1980/81 | 1990/91 | 1994/95 |
Численность учащихся в общеобразовательных школах | 25285 | 20216 | 20851 | 21049 |
Их них: в дневных общеобразовательных школах | 2050 1979/71
| 2576 1980/81
| 523 1990/91
| 484 1994/95
|
в вечерних (сменных), включая заочные | 23235
| 17638
| 20328
| 20565
|
Численность учителей | 1297 | 1135 | 1460 | 1641 |
Самостоятельное изучение ( 4 часа)
1. Основные направления совершенствования способов сводки и группировки статистических данных.
- Кумертауский институт экономики и права
- Статистика
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- Оглавление
- 1. Цель и задачи дисциплины
- 2. Требования к уровню содержания дисциплины
- 3. Связь с другими дисциплинами
- 4. Объём и виды учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- 5.1 Содержание дисциплины и виды занятий
- 5.2 Содержание курса
- Раздел 1. Общая теория статистики
- Тема 1.1. Предмет, задачи. Основные категории и понятия теории статистики
- Тема 1.2. Статистическое наблюдение
- Тема 3. Сводка и группировка статистических данных
- Тема 4. Абсолютные и относительные величины
- Тема 5. Средние величины в статистике
- Тема 7. Ряды распределения
- Тема 8 Выборочное наблюдение
- Тема 9. Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений
- Тема 10. Ряды динамики и их применение в анализе социально-экономических явлении
- Тема 11. Индексный метод анализа
- Тема 12. Многомерный статистический анализ
- Раздел 2. Социально-экономическая статистика
- Тема 2.1. Система показателей, основные группировки и классификации в социально-экономической статистике
- Тема 2.2. Статистика численности и состава населения. Статистика естественного движения и миграции населения
- Тема 2 3. Статистика рынка труда, производительности труда, оплаты труда и затрат на рабочую силу
- Статистика производительности труда.
- Семинарское занятие ( 2часа)
- 1. Статистика производительности труда.
- Тема 2.4. Статистика национального богатства
- Тема 2.5. Макроэкономические, показатели производства товаров и услуг в системе национальных счетов
- Тема 2.6. Статистика рынка товаров и услуг
- Тема 2.7. Статистика издержек производства и обращения,, результатов
- Тема 2.8. Статистика внешнеэкономических связей
- Тема 2.9. Статистика уровня жизни населения и отраслей социальной сферы
- Раздел III.Статистика финансов.
- Тема 3.1. Предмет, метод, задачи и система показателей статистики финансов. Современная организация статистики финансов. Основы финансово-экономических расчётов.
- Тема 3.2.. Обобщающие показатели статистики и финансов. Статистика государственных финансов. Статистика финансов предприятий (организаций). Статистика денежного обращения. Статистика цен и инфляции.
- Тема 3.3. Статистика банковской деятельности. Биржевая статистика. Статистика страхования. Статистика ценных бумаг. Статистика процентных ставок. Статистика валютных курсов.
- Раздел IV.Система национальных счетов.
- Тема 4.2.Методология построения и анализа счетов секторов отраслей и институциональных единиц. Методология исчисления показателей снс в сопоставимых ценах.
- Тема 4.3. Методология построения и анализа квартальных национальных счетов. Межотраслевой баланс. Методология комплексного анализа показателей снс.
- 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 6.1 Литература
- 6.2. Методические указания преподавателям по организации изучения дисциплины
- 6.3. Методические указания студентам по изучению дисциплины
- 1) По организации самостоятельной работы
- 2) По подготовке к семинарским занятиям
- 3) Выполнение курсовой работы
- Темы курсовых работ
- 7. Организация контроля
- Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Статистика»
- Перечень семинарских (практических) занятий