logo
30 статистика

Тема 3. Сводка и группировка статистических данных

Сводка - второй этап статистического исследования. Основное содержание сводки и ее задачи. Проблемы агрегирования и обеспечения однородности статистической информации. Использование результатов сводки для решения аналитических задач. Задачи группировок и их значение в статистическом исследовании. Виды группировок. Выбор группировочных признаков, определение числа групп. Вторичная группировка данных. Классификация как разновидность группировок в статистике. Статистическая таблица и ее элементы. Принципы построения и виды статистических таблиц. Разработка сказуемого статистической таблицы.

Лекционное занятие ( 2 часа)

1. Основное содержание сводки и ее задачи.

2. Виды группировок.

3. Принципы построения и виды статистических таблиц.

4. Разработка сказуемого статистической таблицы.

Семинарское занятие ( 2 часа )

Тема: Способы сводки и группировки статистических данных.

Доклад (темы):

Использование результатов сводки для решения аналитических задач.

Вопросы для обсуждения:

1. Сводка - второй этап статистического исследования.

2. Проблемы агрегирования и обеспечения однородности статистической информации.

3. Задачи группировок и их значение в статистическом исследовании.

4. Выбор группировочных признаков, определение числа групп.

5. Вторичная группировка данных.

6. Классификация как разновидность группировок в статистике.

7. Статистическая таблица и ее элементы.

Выполните задания:

1. Какими признаками группировки (дискретными или непрерывными) являются: заработная плата работающих; численность работников фермерских хозяйств; число вкладов населений в учреждениях сберегательного банка; добавленная стоимость; число мест в кинотеатре; численность населения страны; размер обуви; разряд сложности работы?

2. К каким группировочным признакам – количественным или атрибутивным – относятся:

а) прибыль предприятия; б) пол человека; в) национальность; г) возраст человека; д) посевная площадь сельскохозяйственной культуры; е) заработная плата рабочего; ж) образование (незаконченное среднее, среднее, высшее)?

3. Представьте приведенные данные о тарифном разряде рабочих завода в виде ряда распределения. Определите, какой признак положен в основу ряда распределения.

465235555452323234321244546433426434525145516163154563435254316

Постройте интервальный ряд распределения и изобразите его графически.

4. Численность персонала предприятий города характеризуется следующими данными:

180 129 174 96 47 82 96 92

94 42 97 160 122 134 77 148

120 80 87 121 110 70 61 136

48 67 44 58 117 82 58 64

184 95 101 125 84 97 112 145

150 45 67 131 110 85 90 162

140 184 44 200 228 120 71 82

Постройте интервальный вариационный ряд, выделив 6 групп.

5. Имеются данные о распределении процентных ставок, коммерческих банков по величине предоставляемых кредитов.

№ п\п

Процентная ставка, %

Кредиты, млн. руб.

№ п\п

Процентная ставка, %

Кредиты, млн. руб.

1.

20,4

13,6

9.

14,6

25,5

2.

18,1

22,3

10.

17,5

12,2

3.

13,2

27,5

11.

22,4

12,1

4.

11,0

13,5

12.

26,0

26,6

5.

18,5

11,6

13.

13,9

26,3

6.

17,3

8,6

14.

12,3

5,2

7.

19,6

2,5

15.

12,2

24,0

8.

23,6

7,6

а) Проведите группировку банков по величине процентной ставки, образовав 5 групп. Подсчитайте по каждой группе число банков и объем кредитов.

б) Произведите группировку банков по объему кредитов, образовав 5 групп.

в) Составьте корреляционную таблицу по этим группировкам.

6. Имеются следующие данные о совокупном доходе за месяц и численности членов семей:

№ п/п

Численность семьи, чел.

Совокупный доход семьи, руб. в месяц

№ п/п

Численность семьи, чел.

Совокупный доход семьи, руб. в месяц

п/п

Численность семьи, чел.

Совокупный доход семьи, руб. в месяц

1.

2

2250

21.

2

6080

41.

4

5120

2.

3

1910

22.

3

3090

42.

6

4360

3.

2

2160

23.

4

2500

43.

3

2490

4.

3

4830

24.

3

4120

44.

4

3950

5.

3

7160

25.

6

5690

45.

5

4800

6.

4

2140

26.

2

3690

46,

3

6090

7.

2

3090

27.

3

4210

47-

4

7310

8.

3

6150

28.

4

6850

48.

2

3180

9.

2

1190

29.

3

1920

49.

4

2900

10.

4

4230

30.

5

2840

50.

6

4690

11.

2

2150

31.

3

3900

51.

6

5110

12.

3

2900

32.

2

4200

52.

3

6290

13.

4

6180

33.

5

7100

53,

4

8350

14.

3

3080

34.

3

5120

54.

5

8590

15.

2

4160

35.

6

5150

55.

4

6750

16.

5

5060

36.

4

4190

56.

5

7160

17.

4

8320

37.

3

5110

57.

3

3920

18.

3

2750

38.

4

7400

58.

5

4600

19.

2

3900

39.

5

2650

59.

4

8600

20.

5

5060

40.

4

3890

60.

5

5:900

Постройте ряд распределения семей: а) по величине дохода на одну семью; б) по размеру дохода на одного члена семьи; в) по численности семьи;

Проведите аналитическую группировку для выявления зависимости среднедушевого дохода от численности семьи.

7. Укажите, к какому виду по познавательным задачам относится приведенная ниже группировка (данные Российского статистического ежегодника, 1996 г.).

численность учащихся и учителей в общеобразовательных школах (на начало учебного года тысяч человек):

1979/71

1980/81

1990/91

1994/95

Численность

учащихся в общеобразовательных школах

25285

20216

20851

21049

Их них:

в дневных общеобразовательных школах

2050

1979/71

2576

1980/81

523

1990/91

484

1994/95

в вечерних (сменных), включая заочные

23235

17638

20328

20565

Численность учителей

1297

1135

1460

1641

Самостоятельное изучение ( 4 часа)

1. Основные направления совершенствования способов сводки и группировки статистических данных.