Тема 8 Выборочное наблюдение
Основные проблемы теории выборки. Генеральная и выборочная совокупность и их обобщающие характеристики. Средняя и предельная ошибка выборочного наблюдения для показателей средней и для доли. Повторный и бесповторный отбор. Виды выборки: собственно случайная, механическая, серийная, типологическая, многоступенчатая, моментная. Определение необходимой численности выборки. Определение вероятности допустимой ошибки выборки. Способы распространения данных выборочного наблюдения на генеральную совокупность. Использование данных выборочного наблюдения для аналитических целей. Понятие о малой выборке и определение ошибок при малой выборке. Отечественная и зарубежная практика применения выборочного метода в статистике.
Лекционное занятие (2 часа)
1. Основные проблемы теории выборки.
2. Виды выборки.
Семинарское занятие ( 2 часа)
Тема: Техника выборочного наблюдения в статистике.
Доклад (темы):
1. Выборки: виды, определение необходимой численности, ошибки выборки.
Вопросы для обсуждения:
1. Виды выборки: собственно случайная, механическая, серийная, типологическая, многоступенчатая, моментная.
2. Генеральная и выборочная совокупность и их обобщающие характеристики.
3. Средняя и предельная ошибка выборочного наблюдения для показателей средней и для доли.
4. Повторный и бесповторный отбор.
5. Определение необходимой численности выборки.
6. Определение вероятности допустимой ошибки выборки.
7. Способы распространения данных выборочного наблюдения на генеральную совокупность.
8. Использование данных выборочного наблюдения для аналитических целей.
9. Понятие о малой выборке и определение ошибок при малой выборке.
Выполните задания:
Задача 1. В сельскохозяйственном предприятии на уборке хлопка работало 200 человек. В порядке случайной бесповторной выборки определили дневной сбор хлопка 100 сборщиков. В результате получены следующие данные:
Дневной сбор хлопка(кг) | 20 – 24 24 – 28 28 – 32 32 – 36 36 – 40 40 – 44 44 - 48 |
Число работников | 5 8 15 26 21 15 10 |
Определить:
1. Средний дневной сбор хлопка на одного работника ( );
2. Средний квадрат отклонений среднего дневного сбора хлопка ( );
3. Среднюю ошибку репрезентативности при установлении средней нормы сбора хлопка ( );
4. Предельную ошибку репрезентативности ( ) при значениях вероятности 0,683 и 0,997.
Задача 2. Пользуясь условиями предыдущей задачи определите среднюю и предельную ошибки репрезентативности для дневной нормы сбора хлопка при условии, что метод отбора был повторным. Сравните полученный результат с данными предыдущей задачи.
Задача 3. В порядке случайной бесповторной выборки обследовали дневной надой молока 120 коров, что составило 5% численности стада. Получены следующие данные:
Дневной надой одной коровы, кг | 4 – 6 6 – 8 8 – 10 10 – 12 12 – 14 14 – 16 |
Количество коров | 5 25 40 30 15 5 |
Определить: 1) средний дневной надой молока на одну корову; 2) среднюю ошибку выборки при определении надоя; 3) предельную ошибку выборки при определении надоя (Р = 0,954),
Задача 4. По результатам выборочного обследования жилищных условий 200 семей города обеспеченность населения жилой площадью характеризуется следующими данными:
Размер жилой площади на 1 члена семьи, м2 | Число семей |
До 5,0 5,0 – 7,0 7,0 – 9,0 9,0 – 11,0 11,0 – 13,0 13,0 – 15,0 15,0 – 17,0 17,0 – 20,0 Более 20,0 | 5 26 44 50 16 27 13 10 9 |
1. Определить средний размер жилой площади на 1 члена семьи по выборочным данным.
2. С вероятностью 0,997 определить:
а) в каких пределах находится значение среднего размера жилой площади на 1 члена семьи в генеральной совокупности;
б) в каких пределах находится доля семей, имеющих размер жилой площади не более 9м2 на 1 члена семьи.
Задача 5 Какое количество деталей необходимо отобрать из партии в 2000 штук, чтобы оценить качество продукции с предельной ошибкой в оценке доли деталей не соответствующих стандарту не превышающей 0,02% (Р = 0,683), если по данным предыдущей проверки доля нестандартной продукции составила 1,5%.
Задача 6. Ректорат ФА, в которой в семи институтах обучается 3000 студентов, периодически проводит обследование затрат времени студентов на самостоятельную подготовку.
Какова должна быть численность выборки, осуществленной методом случайного бесповторного отбора, чтобы предельная ошибка не превышала 0,08 часа с вероятностью 0,997. Средняя из внутригрупповых дисперсий по данным предыдущего обследования ( ) равняется 0,09.
Задача 7. При изучении мнений населения о народном депутате, позитивную оценку его работе дали 415 из 800 опрошенных в случайном порядке избирателей.
Можно ли с вероятностью 0,954 утверждать, что результаты данного опроса целесообразно распространить на всю совокупность в 15200 избирателей, проживающих в данном районе.
Задача 8. Имеются две выборки, проведенные одинаковым способом. Дисперсия первой вдвое больше, чем у второй. При каких условиях будут равны: средние и предельные ошибки данных выборок?
Задача 9. В порядке случайного повторного отбора обследовано 10% численности единиц генеральной совокупности. В какой мере изменилась бы средняя ошибка выборок, если бы отбор был случайным бесповторным.
Самостоятельное изучение ( 4 часа)
1. Отечественная и зарубежная практика применения выборочного метода в статистике.
- Кумертауский институт экономики и права
- Статистика
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- Оглавление
- 1. Цель и задачи дисциплины
- 2. Требования к уровню содержания дисциплины
- 3. Связь с другими дисциплинами
- 4. Объём и виды учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- 5.1 Содержание дисциплины и виды занятий
- 5.2 Содержание курса
- Раздел 1. Общая теория статистики
- Тема 1.1. Предмет, задачи. Основные категории и понятия теории статистики
- Тема 1.2. Статистическое наблюдение
- Тема 3. Сводка и группировка статистических данных
- Тема 4. Абсолютные и относительные величины
- Тема 5. Средние величины в статистике
- Тема 7. Ряды распределения
- Тема 8 Выборочное наблюдение
- Тема 9. Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений
- Тема 10. Ряды динамики и их применение в анализе социально-экономических явлении
- Тема 11. Индексный метод анализа
- Тема 12. Многомерный статистический анализ
- Раздел 2. Социально-экономическая статистика
- Тема 2.1. Система показателей, основные группировки и классификации в социально-экономической статистике
- Тема 2.2. Статистика численности и состава населения. Статистика естественного движения и миграции населения
- Тема 2 3. Статистика рынка труда, производительности труда, оплаты труда и затрат на рабочую силу
- Статистика производительности труда.
- Семинарское занятие ( 2часа)
- 1. Статистика производительности труда.
- Тема 2.4. Статистика национального богатства
- Тема 2.5. Макроэкономические, показатели производства товаров и услуг в системе национальных счетов
- Тема 2.6. Статистика рынка товаров и услуг
- Тема 2.7. Статистика издержек производства и обращения,, результатов
- Тема 2.8. Статистика внешнеэкономических связей
- Тема 2.9. Статистика уровня жизни населения и отраслей социальной сферы
- Раздел III.Статистика финансов.
- Тема 3.1. Предмет, метод, задачи и система показателей статистики финансов. Современная организация статистики финансов. Основы финансово-экономических расчётов.
- Тема 3.2.. Обобщающие показатели статистики и финансов. Статистика государственных финансов. Статистика финансов предприятий (организаций). Статистика денежного обращения. Статистика цен и инфляции.
- Тема 3.3. Статистика банковской деятельности. Биржевая статистика. Статистика страхования. Статистика ценных бумаг. Статистика процентных ставок. Статистика валютных курсов.
- Раздел IV.Система национальных счетов.
- Тема 4.2.Методология построения и анализа счетов секторов отраслей и институциональных единиц. Методология исчисления показателей снс в сопоставимых ценах.
- Тема 4.3. Методология построения и анализа квартальных национальных счетов. Межотраслевой баланс. Методология комплексного анализа показателей снс.
- 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 6.1 Литература
- 6.2. Методические указания преподавателям по организации изучения дисциплины
- 6.3. Методические указания студентам по изучению дисциплины
- 1) По организации самостоятельной работы
- 2) По подготовке к семинарским занятиям
- 3) Выполнение курсовой работы
- Темы курсовых работ
- 7. Организация контроля
- Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Статистика»
- Перечень семинарских (практических) занятий