logo
30 статистика

Тема 4. Абсолютные и относительные величины

Значение абсолютных и относительных величин для статистического анализа данных. Абсолютные величины как непосредственный результат статистической сводки. Методы преобразования абсолютных величин из частных в сводные и наоборот. Моментные и интервальные показатели. Относительные величины, их виды и способы выражения. Взаимосвязь абсолютных и относительных величин.

Лекционное занятие (2 часа)

1. Абсолютные величины как непосредственный результат статистической сводки.

2. Относительные величины, их виды и способы выражения.

Семинарское занятие ( 2 часа )

Тема: Основные принципы и правила использования абсолютных и относительных величин в экономическом анализе

Доклад (темы):

Вопросы для обсуждения:

1. Значение абсолютных и относительных величин для статистического анализа данных.

2. Методы преобразования абсолютных величин из частных в сводные и наоборот.

3. Моментные и интервальные показатели.

Выполните задания:

Задача 1. Установите соответствие между видами относительных величин в следующем порядке:

1) относительная величина координации;

2) относительная величина интенсивности;

3) относительная величина структуры;

4) относительная величина уровня экономического развития;

а) потребление продуктов питания в расчёте на душу населения;

б) доля безработных в общей численности экономически активного населения;

в) число родившихся на 1000 человек населения;

г) соотношение численности мужчин и женщин в регионе.

Задача 2. Объединение выполнило план производства на 104%. По сравнению с прошлым годом прирост выпуска продукции по объединению составил 7%. Определите, какой прирост продукции по сравнению с прошлым годом был предусмотрен планом по объединению.

Задача 3. По цеху ширпотреба предприятия в текущем году предусматривалось планом увеличение выпуска изделий:

- Детских велосипедов - на 9%;

- Санок - на 8%;

- Садового инвентаря - на 6%.

Фактически в текущем году по сравнению с базисным годом было выпущено велосипедов в 2,1 раза больше, санок – на 5% меньше, а садового инвентаря – в 1,5 раза больше. Определите, какова степень выполнения плана в отчетном году по выпуску изделий каждого вида.

Задача 4. В отчетном периоде планировалось снизить себестоимость единицы изделия на 1020 руб., при уровне базисного – 6025 руб. фактически в текущем году себестоимость единицы изделия составила 4900 руб. Определите процент выполнения плана по снижению себестоимости.

Задача 5. Плановый прирост выпуска продукции в текущем году по отрасли должен был составить 6,7%. Определите степень выполнения плана отраслью по данному виду продукции в отчетном году, если фактический прирост выпуска продукции по сравнению с базисным годом составил 9,2%.

Задача 6. Затраты труда на производство единицы изделия планировалось снизить на 7% по трем цехам предприятия, а фактически снижение произошло на 5%. Определите степень выполнения плана по снижению трудоемкости.

Задача 7. Фактическое снижение себестоимости товарной продукции по заводу составило в отчетном году 9,9%. Планом на данный период предусматривалось снижение себестоимости на 7,1%. Себестоимость всей товарной продукции по предприятию составила в текущем году 68 980 млн. руб. Определите величину плановой и фактической себестоимости товарной продукции в отчетном периоде и степень выполнения плана по снижению себестоимости.

Задача 8. По данным о распределении численности занятого населения по секторам экономики в 1997 г. определите долю занятых в каждом из них. Проанализируйте с помощью относительных величин координации соотношение численности населения, занятого на предприятиях, в организациях государственного сектора и прочих секторов экономики.

Распределение численности занятого населения по секторам экономики России в 1997 г

млн. человек

Всего занято в экономике

в том числе:

на предприятиях и в организациях государственного сектора

в частном секторе

в общественных организациях и фондах

на совместных предприятиях

на предприятиях со смешанной формой собственности

64,6

25,9

25,8

0,4

0,7

11,8

Задача 9. По данным о численности трудовых ресурсов и занятости населения РФ с 1970 по 1993 гг.

а) рассчитайте относительные величины динамики с постоянной и переменной базой сравнения;

б) с помощью относительных величин динамики проанализируйте изменение во времени численности трудовых ресурсов и их составных частей;

в) рассчитайте относительные величины структуры численности трудовых ресурсов и проследите в динамике структурные сдвиги в составе трудовых ресурсов.

Трудовые ресурсы Российской Федерации (млн. чел.)

1970

1975

1980

1985

1990

1991

1992

1993

Всего

в том числе:

занятое население

учащиеся

лица в трудоспособном возрасте, незанятые в экономике

75,4

62,6

5,4

7,4

81,4

68,0

6,5

6,9

86,1

73,3

6,6

6,2

86,4

74,9

5,8

5,7

86,5

75,3

5,6

5,6

86,3

75,8

5,6

6,9

83,1

72,0

5,6

8,5

86,2

70,9

5,2

10,1

Задача 10. По данным о численности экономически активного населения в России рассчитайте относительные величины структуры и координации.

Сделайте экономические выводы.

Численность экономически активного населения России в 1997 г.

Тыс. чел.

Всего

Мужчины

Женщины

Из общей численности экономически активного населения

Занятые – всего

Мужчины

Женщины

Безработные – всего

Мужчины

Женщины

в том числе имеют официальный статус в службе занятости

всего

мужчины

женщины

из них получают пособия по безработице – всего

мужчины

женщины

72819

38422

34397

64639

33972

30667

8180

4450

3730

1999

721

1278

1771

647

1124

Самостоятельное изучение ( 4 часа)

1. Взаимосвязь абсолютных и относительных величин.