Тема 4. Абсолютные и относительные величины
Значение абсолютных и относительных величин для статистического анализа данных. Абсолютные величины как непосредственный результат статистической сводки. Методы преобразования абсолютных величин из частных в сводные и наоборот. Моментные и интервальные показатели. Относительные величины, их виды и способы выражения. Взаимосвязь абсолютных и относительных величин.
Лекционное занятие (2 часа)
1. Абсолютные величины как непосредственный результат статистической сводки.
2. Относительные величины, их виды и способы выражения.
Семинарское занятие ( 2 часа )
Тема: Основные принципы и правила использования абсолютных и относительных величин в экономическом анализе
Доклад (темы):
Вопросы для обсуждения:
1. Значение абсолютных и относительных величин для статистического анализа данных.
2. Методы преобразования абсолютных величин из частных в сводные и наоборот.
3. Моментные и интервальные показатели.
Выполните задания:
Задача 1. Установите соответствие между видами относительных величин в следующем порядке:
1) относительная величина координации;
2) относительная величина интенсивности;
3) относительная величина структуры;
4) относительная величина уровня экономического развития;
а) потребление продуктов питания в расчёте на душу населения;
б) доля безработных в общей численности экономически активного населения;
в) число родившихся на 1000 человек населения;
г) соотношение численности мужчин и женщин в регионе.
Задача 2. Объединение выполнило план производства на 104%. По сравнению с прошлым годом прирост выпуска продукции по объединению составил 7%. Определите, какой прирост продукции по сравнению с прошлым годом был предусмотрен планом по объединению.
Задача 3. По цеху ширпотреба предприятия в текущем году предусматривалось планом увеличение выпуска изделий:
- Детских велосипедов - на 9%;
- Санок - на 8%;
- Садового инвентаря - на 6%.
Фактически в текущем году по сравнению с базисным годом было выпущено велосипедов в 2,1 раза больше, санок – на 5% меньше, а садового инвентаря – в 1,5 раза больше. Определите, какова степень выполнения плана в отчетном году по выпуску изделий каждого вида.
Задача 4. В отчетном периоде планировалось снизить себестоимость единицы изделия на 1020 руб., при уровне базисного – 6025 руб. фактически в текущем году себестоимость единицы изделия составила 4900 руб. Определите процент выполнения плана по снижению себестоимости.
Задача 5. Плановый прирост выпуска продукции в текущем году по отрасли должен был составить 6,7%. Определите степень выполнения плана отраслью по данному виду продукции в отчетном году, если фактический прирост выпуска продукции по сравнению с базисным годом составил 9,2%.
Задача 6. Затраты труда на производство единицы изделия планировалось снизить на 7% по трем цехам предприятия, а фактически снижение произошло на 5%. Определите степень выполнения плана по снижению трудоемкости.
Задача 7. Фактическое снижение себестоимости товарной продукции по заводу составило в отчетном году 9,9%. Планом на данный период предусматривалось снижение себестоимости на 7,1%. Себестоимость всей товарной продукции по предприятию составила в текущем году 68 980 млн. руб. Определите величину плановой и фактической себестоимости товарной продукции в отчетном периоде и степень выполнения плана по снижению себестоимости.
Задача 8. По данным о распределении численности занятого населения по секторам экономики в 1997 г. определите долю занятых в каждом из них. Проанализируйте с помощью относительных величин координации соотношение численности населения, занятого на предприятиях, в организациях государственного сектора и прочих секторов экономики.
Распределение численности занятого населения по секторам экономики России в 1997 г | млн. человек
|
Всего занято в экономике в том числе: на предприятиях и в организациях государственного сектора в частном секторе в общественных организациях и фондах на совместных предприятиях на предприятиях со смешанной формой собственности | 64,6
25,9 25,8 0,4 0,7 11,8 |
Задача 9. По данным о численности трудовых ресурсов и занятости населения РФ с 1970 по 1993 гг.
а) рассчитайте относительные величины динамики с постоянной и переменной базой сравнения;
б) с помощью относительных величин динамики проанализируйте изменение во времени численности трудовых ресурсов и их составных частей;
в) рассчитайте относительные величины структуры численности трудовых ресурсов и проследите в динамике структурные сдвиги в составе трудовых ресурсов.
Трудовые ресурсы Российской Федерации (млн. чел.) | 1970 | 1975 | 1980 | 1985 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 |
Всего в том числе: занятое население учащиеся лица в трудоспособном возрасте, незанятые в экономике | 75,4
62,6 5,4
7,4 | 81,4
68,0 6,5
6,9 | 86,1
73,3 6,6
6,2 | 86,4
74,9 5,8
5,7 | 86,5
75,3 5,6
5,6 | 86,3
75,8 5,6
6,9 | 83,1
72,0 5,6
8,5 | 86,2
70,9 5,2
10,1 |
Задача 10. По данным о численности экономически активного населения в России рассчитайте относительные величины структуры и координации.
Сделайте экономические выводы.
Численность экономически активного населения России в 1997 г. | Тыс. чел. |
Всего Мужчины Женщины Из общей численности экономически активного населения Занятые – всего Мужчины Женщины Безработные – всего Мужчины Женщины в том числе имеют официальный статус в службе занятости всего мужчины женщины из них получают пособия по безработице – всего мужчины женщины | 72819 38422 34397
64639 33972 30667 8180 4450 3730
1999 721 1278 1771 647 1124 |
Самостоятельное изучение ( 4 часа)
1. Взаимосвязь абсолютных и относительных величин.
- Кумертауский институт экономики и права
- Статистика
- 080105.65 «Финансы и кредит»
- Оглавление
- 1. Цель и задачи дисциплины
- 2. Требования к уровню содержания дисциплины
- 3. Связь с другими дисциплинами
- 4. Объём и виды учебной работы
- 5. Содержание дисциплины
- 5.1 Содержание дисциплины и виды занятий
- 5.2 Содержание курса
- Раздел 1. Общая теория статистики
- Тема 1.1. Предмет, задачи. Основные категории и понятия теории статистики
- Тема 1.2. Статистическое наблюдение
- Тема 3. Сводка и группировка статистических данных
- Тема 4. Абсолютные и относительные величины
- Тема 5. Средние величины в статистике
- Тема 7. Ряды распределения
- Тема 8 Выборочное наблюдение
- Тема 9. Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений
- Тема 10. Ряды динамики и их применение в анализе социально-экономических явлении
- Тема 11. Индексный метод анализа
- Тема 12. Многомерный статистический анализ
- Раздел 2. Социально-экономическая статистика
- Тема 2.1. Система показателей, основные группировки и классификации в социально-экономической статистике
- Тема 2.2. Статистика численности и состава населения. Статистика естественного движения и миграции населения
- Тема 2 3. Статистика рынка труда, производительности труда, оплаты труда и затрат на рабочую силу
- Статистика производительности труда.
- Семинарское занятие ( 2часа)
- 1. Статистика производительности труда.
- Тема 2.4. Статистика национального богатства
- Тема 2.5. Макроэкономические, показатели производства товаров и услуг в системе национальных счетов
- Тема 2.6. Статистика рынка товаров и услуг
- Тема 2.7. Статистика издержек производства и обращения,, результатов
- Тема 2.8. Статистика внешнеэкономических связей
- Тема 2.9. Статистика уровня жизни населения и отраслей социальной сферы
- Раздел III.Статистика финансов.
- Тема 3.1. Предмет, метод, задачи и система показателей статистики финансов. Современная организация статистики финансов. Основы финансово-экономических расчётов.
- Тема 3.2.. Обобщающие показатели статистики и финансов. Статистика государственных финансов. Статистика финансов предприятий (организаций). Статистика денежного обращения. Статистика цен и инфляции.
- Тема 3.3. Статистика банковской деятельности. Биржевая статистика. Статистика страхования. Статистика ценных бумаг. Статистика процентных ставок. Статистика валютных курсов.
- Раздел IV.Система национальных счетов.
- Тема 4.2.Методология построения и анализа счетов секторов отраслей и институциональных единиц. Методология исчисления показателей снс в сопоставимых ценах.
- Тема 4.3. Методология построения и анализа квартальных национальных счетов. Межотраслевой баланс. Методология комплексного анализа показателей снс.
- 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 6.1 Литература
- 6.2. Методические указания преподавателям по организации изучения дисциплины
- 6.3. Методические указания студентам по изучению дисциплины
- 1) По организации самостоятельной работы
- 2) По подготовке к семинарским занятиям
- 3) Выполнение курсовой работы
- Темы курсовых работ
- 7. Организация контроля
- Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Статистика»
- Перечень семинарских (практических) занятий