3. Товар и его свойства
В рыночной экономике всё в конце концов вращается вокруг производства товара и его продажи. Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Это материальный предмет, полезный людям и потому ценимый как благо.
Товар не случайно называют «эмбрионом рыночной экономики», исходной категорией, той клеткой, из которой потом развивается всё многообразное товарное хозяйство. По сути, не сам рынок важен, а что там можно продать или купить. Товар имеет 4 свойства: потребительная стоимость товара, меновая стоимость товара, стоимость товара, цена товара.
Потребительная стоимость товара. Любой товар имеет ряд потребительских характеристик качественных и количественных для удовлетворения потребностей покупателя. Например, если это автомобиль, то его характеристиками будут: расход бензина на 100 км, максимальная скорость, безопасность и т.д. Если брать одежду, то нас будет интересовать материал, из которого она сделана, её практичность, соответствие моде и т.д. Совокупность потребительских характеристик – это и есть способность товара удовлетворять потребности покупателя.
Меновая стоимость товара – это способность одного товара обмениваться на другой в определённых пропорциях. Обмен не может производится без равенства, а равенства не может быть без соизмеримости.
Стоимость и цена товара.
Это очень важная характеристика и чтобы обмениваться нужно определить соразмерность, необходимо вычислить нечто общее и этим общим будет воплощение затрат по производству товара (на станки, оборудования, ресурсы и т.д.) Эти воплощённые затраты есть ни что иное как стоимость товара.
В процессе обмена необходимо количественно выразить затраты, для этого продукт, как это было раньше, приравнивали к определённому количеству другого товара, который служил всеобщим эквивалентом. Либо затраты выражают через деньги и стоимость товара в деньгах и будет его ценой.
Стоимость (средняя стоимость) каждого товара - это есть выражение неких средних затрат по производству продукта и установления обменной пропорции. Допустим, один продукт производится тремя товаропроизводителями. Один затрачивает 8 единиц затрат (обычно их выражают в денежной форме), другой 10, а третий 12. Когда установится обменная пропорция, этот продукт на рынке будет стоить 10. Это и будет величина товарообмена данного товара. И кто затрачивает на производство 8 единиц, будет получать доход, а кто затрачивает 12 – убытки. Оуэн предлагал организовывать биржи справедливого обмена, используя трудовые квитанции, когда каждому производителю будет выплачиваться стоимость товара по тем затратам, которые он на него потратил. Но это привело бы к отсутствию стимула работать лучше.
Хотя не всё так просто, стоимость определяется ещё и долей участия этого производителя на рынке. Например, первый производитель затрачивает 8 единиц и производит 100 шт. продукции, второй затрачивает 10 единиц и производит 50 шт., а третий затрачивает 12 единиц и производит 200 шт. Товар будет стоить (8*100 + 10*50 + 12*200) / (100 + 50 + 200) = 10,5. Т.к. количество
1 | 2 | 3 |
8 ед. | 10 ед. | 12 ед. |
100 шт. | 50 шт. | 200 шт. |
товара с затратами выше 10 единиц больше на рынке, чем количества товара с затратами ниже 10 единиц.
Рынок же это противопоставление людей друг другу, агрессия по отношению друг другу. (Как мы уже говорили, на разных стадиях товарного хозяйства дистанция между собственником и производителем разная. На стадии простого хозяйства – это одно и то же лицо. На стадии капиталистического хозяйства – это разные субъекты.)1
- 1. Основные этапы и направления развития экономической мысли
- 2. Важнейшие экономические учения (школы)
- 1. Основные этапы и направления развития экономической мысли
- 2. Важнейшие экономические учения (школы)
- 2. Объект и предмет экономической науки
- 3. Типы экономических систем, критерии их классификации
- 4. Методология исследования экономической системы.
- 5. Экономическая система и экономический рост. Факторы, типы и показатели экономического роста.
- 2. Бюджет
- 3. Фонд национального дохода (фонд потребления и фонд накопления)
- 4. Доходы населения
- 5. Темпы увеличения золотовалютных резервов и стабилизационного фонда
- 1. Собственность как экономическая и юридическая категория
- 2. Формы собственности и особенности их эволюции
- 3. Формы собственности и виды предприятий
- 4. Развитие отношений собственности в российском обществе: прошлое, настоящее и будущее
- 2. Основные характеристики рыночной экономики, особенности их эволюции
- 3. Товар и его свойства
- 4. Деньги и функции системы денежного обращения
- 5. Инфляция и антиинфляционное регулирование
- 6. Законы стоимости, спроса и предложения как главный регулятор рыночной экономики. Проблема эластичности спроса и предложения
- 7. Основы ценообразования в условиях рыночной экономики
- 8. Виды и функции рынка
- 9. Место и роль маркетинга в рыночной экономике
- 10. Механизм товарообмена в рыночной экономике;
- 11. Торговля, реклама, pr в системе товарообмена. Особенности торгово-посреднической деятельности в России
- 2. Капитал и прибавочная стоимость
- 3. Закон прибавочной стоимости и особенности его действия в современных условиях
- 4. Накопление капитала и его виды
- 5. Всеобщий закон капиталистического накопления и его современные особенности
- 2. Положительные и отрицательные стороны монополии
- 3. Виды монополий и особенности их эволюции
- 4. Монополия в России
- 5. Ограничение монополистической деятельности
- 2. Финансовый капитал и финансовые группы
- 3. Финансовая олигархия
- 4. Специфика финансового капитала, финансовых групп и финансовой олигархии в России
- 2. Облигация
- 3. Вексель
- 3. Фиктивный капитал и фондовый рынок
- 4. Особенности развития фиктивного капитала и фондового рынка в России
- 2. Система бюджетного финансирования (бюджетная система общества)
- 3. Кредитное (банковско-кредитное) финансирование
- 4. Система самофинансирования1
- 2. Основные цели и задачи государственного регулирования
- 3. Механизм государственного регулирования экономики
- 1. Предпосылки и содержание интернационализации
- 2. Формы интернационализации хозяйственной жизни
- 2. Национальные особенности как причина распространения теневой деятельности.
- 3. Очень важная причина возникновения и развития теневой экономики – частная собственность.
- 4. Монополизация экономики (вытекающая из третьей причины).
- 5. Кризис в экономике.
- 7. Снижение уровня экономического развития государства.
- 8. Трансформация хозяйственных систем, когда осуществляется переход от одного типа экономики к другому типу.
- 2. Субъекты теневой экономической деятельности
- 1 Группа - неорганизованные индивиды
- 3. Формы проявления теневой экономической деятельности