logo
дубровский экономика

5. Ограничение монополистической деятельности

Существуют различные способы противостояния монополии. Наибольший опыт был накоплен в США, где появились первые законы, направленные на борьбу с ними:

1890 г. – Закон Шермана, 1914 г. – Закон Клейтона (направленный против горизонтального слияния), 1936 г. - Закон Робинсона-Патмена, 1950 г. – Закон Селлера-Кефовера и др.

В 1991 г. в нашей стране принимается Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в 1995 г. ФЗ «О естественных монополиях», в 1999 г. ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»1. Но их очень сложно применять, поскольку власть находится в руках у капитала, который не заинтересован в применении данных законов.

По нашему законодательству монополистом может быть признан производитель, доля которого на рынке составляет 65%. При доле от 30 до 65% его могут признать монополистом при определённых условиях.

В чём проявляется негативная деятельность монополий:

- Отказывают в заключении договоров;

- Создают барьеры на рынке;

- Перестают вообще выпускать товары (искусственный дефицит);

- Не допускают на рынок конкурентов.

- Завышают цены;

- Демпинг (занижение цен);

Для борьбы с монополиями принимаются следующие меры:

- Контроль над ценами и ограничение цен при их чрезмерном завышении или искусственного занижения (данный способ нужно применять в последнюю очередь);

- Принудительное разукрупнение – выделение, разделение;

- Введение прогрессивного налогообложения на доходы, особенно если увеличение доходов связано с внешними факторами. (Предлагают ввести рентный налог, который есть во многих странах, компенсационный налог «за дешёвую приватизацию»);

- Дифференцированное кредитование – крупным монополиям не предоставляется кредитов на льготных условиях государством;

- Формирование мелкого и среднего бизнеса;

- Поставка товаров из других стран. Но здесь много «но» - как не погубить собственного производителя;

- Понуждение к заключению договоров.

Тема №8: «Финансовый капитал, финансовые группы и финансовая олигархия в экономической системе общества»1

Предварительно необходимо сказать, что финансовый капитал – один из важных атрибутов современной экономической жизни, это не только и даже не столько деньги (деньги здесь не играют первой роли) и это не финансовая система общества.

Вопросы по теме:

1. Предпосылки возникновения и содержание финансового капитала;

2. Финансовый капитал и финансовые группы;

3. Финансовая олигархия;

4. Специфика финансового капитала, финансовых групп и финансовой олигархии в России

1. Предпосылки возникновения и содержание финансового капитала

Мы переходим к исследованию финансового капитала после монополий, поскольку он является «детищем» монополии и возникает, когда монополии распространяются на новые сферы в экономике.

Как известно, монополии первоначально возникли в производственной сфере, где они достигли больших размеров, поскольку произошла промышленная революция, давшая толчок к их развитию и именно эти отрасли требовали большое количество финансовых ресурсов.

Однако постепенно монополии распространяются и на другие сферы. Так, банковская сфера существенно преобразуется в ходе процессов монополизации.

До монополизации банки традиционно занимались двумя функциями (функциями ростовщиков) – привлекали свободные денежные средства (дипозитная функция) и раздавали ссуды (кредиты).

Сами банки развивались за счёт разницы в процентах – деньги принимали под меньший процент, а кредиты давали под больший. Используя данную прибыль банки, отлично развивались, продолжая выполнять две свои основные функции.

Банки накапливают капитал и их размеры увеличиваются, объединяются, происходит централизация в банковской системе. У крупных банков становится больше возможности привлекать вклады, чем у мелких, поскольку гарантия сохранности вкладов за счёт резервов банка возрастает, кроме того, у них большая покупательная и инвестиционная способность по тем же причинам.

Банки становятся источником инвестиций для предприятий. Ведь нередко даже крупным монополиям требуются дополнительные ресурсы, поскольку не помогает объединение предприятий, капиталов и выпуск дополнительных акций. Чем крупнее банк, тем больше у него возможности предоставить кредит для монополии.

Таким образом, развитие и укрупнение банков было предопределено возрастающими потребностями промышленных монополий.

Понятно, что заёмные ресурсы более дорогие, чем выпуск акций или объединение капиталов и менее эффективны, поскольку кредит необходимо возвращать. Но прибыль, которую эти ресурсы приносят, оказывается выше, чем сумма с процентами, которую необходимо вернуть. В этом и заключается основной закон банковской деятельности, предопределяющий интерес клиента, берущего кредит в банке. Однако банки должны оставлять у себя 20% привлечённых средств, как гарантия выплаты другим клиентам.

Промышленная революция, послужила толчком к централизации капитала и укрупнению банков, у которых стало гораздо больше возможности по реализации крупных проектов, больше возможности для собственного развития, как на региональном, так и на международном уровне, большая гарантия сохранения вкладов.

Но, как известно, не во всех сферах целесообразно развивать крупный бизнес. Однако монополии рано или поздно «прибирают к рукам» средние и мелкие рентабельные предприятия, а часто сами их формируют и они лишь номинально являются самостоятельными. Независимых рентабельных средних и мелких предприятий очень мало. То же самое и в банковской системе. Ведь крупные банки возникают те ми же путями, что и монополии – концентрация капитала, централизация капитала через слияние и присоединение.

Мощным фактором монополизации банковской системы стал научно-технический прогресс и промышленная революция.

В результате научно-технического прогресса предприятия используют всё больше новых технических средств. Любое предприятие заинтересовано не только в том, чтобы новая техника окупилась, но и в том, чтобы после её выхода из строя приобрести новую. Поэтому каждый хозяйствующий субъект накапливает амортизационные средства, которые включаются в стоимость продукции, чтобы затем приобрести новое оборудование взамен старого. Эти деньги должны где-то храниться. Поэтому банк предлагает выгодные условия для хранения данных средств под проценты. Для предприятия это дополнительны доход, а для банка – мощный источник привлечения средств.

Хотя банк для своего развития может использовать и собственные, более дешёвые ресурсы, выдавая кредиты, вкладывать средства в ценные бумаги и т.д. Но до 80% средств в банке – привлечённые средства, хотя они и более дорогие, однако их использование приносит банку больший доход, чем проценты, которые затем приходится отдавать.

Чем активнее идёт научно-технический прогресс, тем выше объёмы производства и больше амортизационные потоки, которые направляются в банк.

Накапливая ресурсы, банки развивают не только кредитную деятельность, но и начинают заниматься другими функциями – трастом (доверительным управлением), факторингом и др., рассчитывая на то, что данная деятельность принесёт больший доход, чем кредитная деятельность и деятельность по привлечению денежных средств.

Однако данными функциями возможно заниматься при наличии огромных финансовых возможностей, что становиться возможным только на определённом этапе саморазвития банка. Такое саморазвитие возможно вследствие научно-технического прогресса и увеличения масштабов производства. Предприятия часто становятся не способны самостоятельно осуществлять некоторые проекты. Сейчас, если взять какой-нибудь крупный проект, то без участия банка реализовать его вообще невозможно, поскольку часто часть работ выполняется только при условии предоплаты.

Развитие капитала, потребность в инвестициях, предопределяют всё более возрастающий интерес к банкам. Банки используют эффект масштаба в интересах клиента. Поэтому государству приходится жёстко регламентировать деятельность крупных банков. Речь идёт только о коммерческих банках, возникающих в результате саморазвития, поскольку в каждой стране существует государственный банк и только у него есть возможность выполнять определённые функции – выдавать лицензии коммерческим банкам, осуществлять эмиссию, издавать инструкции, обязательные для выполнения другими банками. Такой государственный банк изначально является монополистом, но речь не о нём. Однако данный контроль не всегда эффективен.

Крупные банки фактически превращаются в монополистов. Если раньше были мелкие предприятия, которые обслуживались мелкими банками, то сейчас размер предприятий и банков значительно увеличился, крупные банки стали обслуживать крупные предприятия.

Следовательно, возросли риски по хранению огромных средств в банке. И форма общения между банком и клиентом изменилась. Если раньше банк просто заключал финансовый договор с предприятием, то сейчас одного договора стало недостаточно. Предприятие и банк начинают взаимно контролировать друг друга, происходит значительное усложнение отношений.

Банки ведут счета предприятий – расчётный, текущий и т.д., т.е. приход и списание денежных средств со счетов предприятия. Иногда настолько жёстко, что ставит клиента под контроль.

Таким образом, они получают информацию о финансовом состоянии компании и делают выводы о том, можно ли иметь с этой компанией дело, в частности, выдавать ей кредиты или нет.

Банки начинают практиковать дифференцированный режим кредитования и финансирования предприятий, имея представление о их финансовом положении. Если у предприятия дела идут хорошо, ему предоставляется кредит на более выгодных условиях под меньшие проценты и с более выгодными условиями его погашения, что всегда является предметом торга. Или финансировать проект предприятия банк будет на более выгодных условиях, под более низкий процент, если дела у него идут хорошо. Это позволяет банкам воздействовать на хозяйственную деятельность своих клиентов.

С течением времени банки дают кредиты под залог ценных бумаг предприятия, а клиент отдаёт свои денежные средства на хранение в банк под залог ценных бумаг банка. Т.е. банк и клиент взаимно отвечают друг перед другом. Через такую систему, при невыполнении из одной из сторон своих обязательств, например, не оплачивает векселя клиента, другая сторона получает ценные бумаги и становится совладельцем другой.

Однако банку не всегда выгодно брать в залог какое-либо имущество, поскольку его нужно реализовываться, а банк – не магазин и не должен заниматься продажей предмета залога.

Таким образом, банки и предприятия начинают взаимодействовать друг с другом через систему участия, т.е. перекрёстное владение акциями. Клиент, чтобы контролировать банк и проверить его надёжность приобретает часть акций банка. Банк в свою очередь может приобрести финансовые доли клиента. Такое взаимопроникновение способствует тому, что банк заинтересован в работе клиента, а клиент в эффективной работе банка. Очень часто банк выступает как посредник в размещении ценных бумаг среди тех, кто нужен банку и клиенту. Постепенно клиенты уже не идут в любые банки, а у банков нет случайных клиентов.

Кроме того, перекрёстная система формируется и в сфере управления – одни и те же лица представлены в органах управления банка и его клиента, например, в совете директоров (наблюдательном совете). Ресурсы предприятия и банка дополняют друг друга на выгодных условиях.