logo
БИЛЕТЫ - ИНФРАСТРУКТУРА

Расскажите историю термина «инфраструктура»

Этимологически «инфраструктура» обозначает объекты, находящиеся на более низком иерархическом уровне по отношению к высшей функциональной системе, к которой они относятся. Семантическое толкование этого слова означает «нижнее основание, строение, расположение» объектов.

Инфраструктура - термин, появившийся в экономической литературе в конце 40-х гг. 20 в. для обозначения комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и с.-х. производство (строительство шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, ж.-д. транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, расходы на науку, здравоохранение и т. п.).

Исследования проводились задолго до широкого применения термина «инфраструктура». Одним из первых свои идеи по этому поводу сформулировал А. Смит. В книге "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 г.) он отметил, что народы, которые, согласно самым достоверным историческим источникам, представляются первыми носителями цивилизации (Египет, Финикия, Карфаген, Индия, Китай) жили на территориях с хорошим водным сообщением (Нил, Средиземное море, Ганг). Вывод: обширность и легкость этого внутреннего водного сообщения (естественной транспортной инфраструктуры) послужили, одной из главных причин ранней цивилизации Египта и других стран. Смит также, говоря об обязанностях государства, называл в их числе создание и содержание определенных общественных сооружений и учреждений (инфраструктуры) не могущих быть выгодными только отдельным лицам или небольшим их группам, так как в этом заинтересовано все общество. Из этого следует, что по Смиту развитие цивилизации (общества) зависит от природных условий и активности государства в деле создания общественной инфраструктуры.

Сущностная экономическая характеристика инфраструктуры, в основном была раскрыта К. Марксом (1818—1883 гг.). Так, в "Экономических рукописях" он ввел термин «всеобщие условия производства», который, близок к понятию инфраструктура. В "Капитале" он дает уже развернутую их трактовку как материальных условий, необходимых для осуществления процесса труда, без которых последний "или совсем невозможен, или может происходить лишь в несовершенном виде". Маркс вскрыл причину, обуславливающую необходимость наличия общих условий (транспорта и связи) для развития промышленности и земледелия. То есть, указанные общие условия производства (инфраструктура) возникают как результат длительного периода развития производительных сил, а возникнув, усложняют и совершенствуют воспроизводственный процесс. Общественное разделение труда вызвало и необходимость выделения в народнохозяйственном комплексе сферы обращения, которая также испытывает потребность в соответствующих общих условиях, что и было отмечено Марксом: «Все всеобщие условия производства, такие как каналы, дороги и т.д., облегчают обращение, или вообще впервые делают его возможным». Итак, трактуя Маркса, можно утверждать, что инфраструктура, в частности, транспорт и связь составляют общие условия не только производства, но и сферы обращения. Соответственно, эти отрасли могут рассматриваться как основное ядро инфраструктуры производства и сферы обращения. Судя по выводам Маркса основной функцией «общих условий» является также реализация в народном хозяйстве многочисленных взаимосвязей, обеспечение взаимодействия между отдельными этапами производства продукции и ее производством и потреблением. В этой функции просматривается теоретическая междисциплинарная связь инфраструктуры с логистикой.

В 1910 г. А. Маршалл в работе «Принципы экономической науки» вопрос об инфраструктуре рассматривал в связи с внешней экономией, которая достигается в результате безвозмездного присвоения полезного эффекта предприятий и инфраструктурных отраслей. Наряду с внутренней экономией, зависящей от возможностей отдельной фирмы и эффективности управления ею, существует и так называемая внешняя экономия. Она связана с общим развитием данной отрасли производства или данной географической области. То есть, когда ряд предприятий одной отрасли сосредоточен в одном районе и имеет деловые связи, они получают больше возможностей обмениваться идеями и опытом. В этом случае распространение нововведений, повышающих эффективность производства, происходит в этом случае быстрее. Соответственно, внешнюю экономию вызывает всякое совершенствование средств связи, или прокладка новых дорог. Кроме этого, появляется возможность выделения вспомогательных производств, которые бы обслуживали все предприятия, сконцентрированные в данном районе и производящие однородную продукцию. Такие вспомогательные производства могли бы использовать специализированное оборудование, ибо спрос на их услуги достаточно высок, поскольку ими пользуется не одно предприятие, а несколько. Маршалл обосновал тезис о том, что географическая близость, развитая транспортная и коммуникационная сеть, наличие специализированных вспомогательных производств (то есть развитая инфраструктура – прим. авт.) обуславливают величину внешней экономии для экономических субъектов.

Термин инфраструктура как элемент производственной и социальной деятельности начал интересовать ученых после второй мировой войны. Этим словом стали обозначать комплекс тыловых сооружений, обеспечивающих действия вооруженных сил (склады материальных средств, военные базы, полигоны и т. п.). Термин заимствован из военного лексикона, где он обозначает комплекс тыловых сооружений, обеспечивающих действия вооружённых сил (склады боеприпасов и других военных материалов, аэродромы, ракетные базы, пол история термина "инфраструктура"гоны, площадки для запуска ракет и т. п.). В НАТО создан специальный комитет по инфраструктуры (Committee of Infrastructure).

В советской экономической науке инфраструктура делится на две группы: производственную и непроизводственную (социальную). В первую группу включаются отрасли инфраструктуры, непосредственно обслуживающие материальное производство: железные и шоссейные дороги, водоснабжение, канализация и пр. Во вторую группу включаются отрасли, опосредованно связанные с процессом производства: подготовка кадров, школьное и высшее образование, здравоохранение и т. д.

Позже понятие инфраструктура стало означать совокупность внешних по отношению к рассматриваемому производству отраслей и сооружений. Считается, что научный термин «инфраструктура» был введен в 1955 году профессором Массачусетского технологического института П. Розенштейном-Роданом. Он известен как основоположник известной теории «большого толчка». По мнению ученого, для того чтобы сдвинуть страны третьего мира с точки стагнации, придать их хозяйственному росту такую динамику, которая в дальнейшем позволит им развиваться за счет самоподдерживающегося роста, нужен толчок. Одним из условий создающих этот эффект П. Розенштейн-Родан определил инфраструктуру. Под инфраструктурой П. Розенштейн-Родан понимал комплекс общих условий, обеспечивающих благоприятное развитие частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребности всего населения.