logo
БИЛЕТЫ - ИНФРАСТРУКТУРА

79. Что такое рыночная инфраструктура?

Этимологически «инфраструктура» (от лат. Infra - ниже, под; structura — строение, устройство, расположение) обозначает объекты, находящиеся на более низком иерархическом уровне по отношению к высшей функциональной системе, к которой они относятся. Семантическое толкование этого слова означает «нижнее основание, строение, расположение» или. другими словами, фундамент объектов.

Определения из словарей:

Инфраструктура - совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей.*

Инфраструктура - комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих и/или обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи). *

Рыночная инфраструктура – система учреждений и организаций (банков, бирж, ярмарок, страховых компаний, консультационных и информационно-маркетинговых фирм и т.д.), обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке.

В настоящее время инфраструктура является обязательным условием эффективного функционирования экономики и включает систему учреждений и организаций, обслуживающих движение товаров и услуг на рынке.

Это позволяет нам рассматривать ее как систему институтов, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке.

Все указанные составные части инфраструктуры взаимодействуют, но в целом она как система и объект управления в науке практически не рассматривается. С учетом этого мы рассмотрим схематичное представления общественной инфраструктуры как системы управления с разделением на основные виды и выделением ряда ее составляющих.

В последующих лекциях мы более подробно рассмотрим инновационную, информационную, персональную (психообщественную) инфраструктуры.

Итак, будем считать, что РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА - совокупность институтов, обеспечивающих нормальное функционирование рыночной экономики. Эти институты различаются по своей природе, характеру и назначению.

Рыночную среду формируют правовые, финансовые, организационные, материально-технологические, информационные элементы инфраструктуры. Они носят государственный, неправительственный и частный характер и подразделяются в зависимости от рынка, который обслуживают.

Функционирование товарных рынков обеспечивается развитием сети оптовой и розничной торговли, товарных бирж, аукционов, ярмарок, тарного и складского хозяйства, средств транспорта, правовыми нормами, регулирующими торговые сделки, государственными органами контроля качества и сертификации, неправительственными организациями защиты прав потребителей и др.

Рынки факторов производства (капиталов, труда и земли) обслуживаются соответственно фондовыми биржами, банковскими и страховыми учреждениями, биржами труда или центрами занятости, осуществляющими трудоустройство и переподготовку работников, земельными аукционами и тендерами, государственными органами земельного кадастра и др.

В инфраструктуру финансового рынка входят фондовые и валютные биржи, банки, брокерские, дилерские и другие посреднические компании, институциональные инвесторы (фонды, инвестиционные компании), аудиторские фирмы, рейтинговые агентства, региональные и международные финансовые институты и др.

На основе информационного и справочного аппаратов рыночной инфраструктуры осуществляется информационное обеспечение функционирования рыночной экономики.

На современном этапе научно-технической революции происходит качественный скачок в развитии рыночной инфраструктуры, связанный с ее технологическим перевооружением на базе высоких, в первую очередь информационных, технологий.

Модернизируются фондовые биржи. Все большее число их становится полностью электронными. К новым элементам рыночной инфраструктуры относятся конкурирующие с биржами электронные коммуникационные и внебиржевые электронные торговые системы.

Особую роль играют интернет-технологии. Быстро развиваются сетевые электронные компании, в особенности интернет-магазины. Интеграция и глобализация мировой экономики стимулируют формирование союзов и альянсов бирж, в т. ч. региональных*.

Институты инфраструктуры рынка занимаются оказанием посреднических услуг в области инвестирования, страхованием различных сторон хозяйственной деятельности, проводят доверительные операции.

Инфраструктура также используется при макроэкономическом регулировании: с ее помощью государство осуществляет антиинфляционные мероприятия, политику занятости, противодействует циклическим колебаниям экономики.

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектами извне, а порождены самими рыночными отношениями.

Таким образом, можно сделать вывод, что инфраструктура рынка оказывает существенное влияние на функционирование экономической системы в целом.

Вернемся к одному из базовых определений, что рыночная инфраструктура это система институтов (учреждений, норм, правил), обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке.

В этом контексте можно предположить, что основное предназначение институтов инфраструктуры – обслуживание взаимоотношений производителей товаров и их непосредственных потребителей.

Продуктом инфраструктуры является  посредническая услуга. Услуга в экономической теории – это товары, которые могут производиться, передаваться и потребляться одновременно. Как мы знаем из маркетинга услуга характеризуется неосязаемостью, несохраняемостью, непостоянством качества и неотделимостью от источника.

Это также виды деятельности, в процессе выполнения которых не создается новый материально-вещественный продукт, но изменяется качество имеющегося продукта.

Среди функций, кооперируемых в инфраструктуру, можно выделить три группы, которые определяют тип построения инфраструктурного механизма:

Выделение функциональных групп, построение схем их соединения происходят по мере согласования факторной модели инфраструктуры и конкретной схемы делегирования и кооперирования непосредственных функций предприятий в инфраструктуру.

Рыночная инфраструктура включает в себя большое количество элементов, которые тесно связаны между собой и в совокупности играют важную роль в экономике.

Основным ее элементом  являются соответствующие институты, в которых образуются сделки. Их можно разделить на две группы – институты общего назначения и специальные институты.

Деятельность институтов общего назначения обычно не сводится к выполнению той или иной функции в составе рыночной инфраструктуры, а предполагает также участие в реализации и иных задачей и целей, особенно если учесть, что многие из этих элементов принадлежат государству и используются не только в бизнесе в коммерческих целях.

Эти  институты ориентированы на преимущественное взаимодействие либо с товарными, либо с денежными потоками. При этом следует учитывать, что товарные потоки и потоки услуг циркулируют как между производителями, так и между производителями и потребителями.

К числу основных общих  институтов рыночной инфраструктуры в этой части рыночной экономики относятся: дороги (автомобильные и железные); порты (речные, морские); аэродромы; грузовой и пассажирский транспорт (железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный, трубопроводный, метрополитен), в том числе в городах; склады (в том числе таможенные); предприятия связи; жилищно-коммунальное хозяйство.

С известной долей условности к институтам общего характера можно отнести предприятия, выпускающие средства сообщения и оборудование для складов, портов и т. п. Характер этой части институтов инфраструктуры делает возможным не только их военное использование государством в случае необходимости (отсюда – заинтересованность государства в их развитии), но и  их приватизацию или коммерческой использование государством.

Институты специального характера представлены как частными структурами, ведущую роль среди которых играют товарные биржи и торговая сеть, включающая предприятия оптовой и розничной торговли, так и государством в лице таможенных органов и иных регулирующих и контролирующих инстанций.

Денежные потоки проходят через соответствующие финансово-кредитные институты, которые, в отличие от натурального хозяйства, в силу самой природы денежных потоков существуют только в рыночной экономике. Денежная форма капитала является самой универсальной и обезличенной, пронизывающей все стороны жизни современного общества и объединяющей все ее сферы. При характеристике институтов денежного рынка более целесообразно провести различие между частными и государственными институтами, то есть разграничить их по критерию формы собственности, а не функциональной ширины.

Из частных институтов ключевую роль в финансово-кредитной системе играют банки как универсальные институты денежного рынка.

Развитым элементом современной рыночной инфраструктуры являются также небанковские финансово-кредитные институты, носящие в большей степени не универсальный, а специализированный характер.

Среди них выделяются страховые компании и пенсионные фонды, деятельность которых способствует оптимизации развития рыночной экономики благодаря уменьшению риска предпринимательской деятельности.

В подсистеме фондового рынка выделяются фондовые биржи и финансовые посредники – торговцы ценными бумагами, инвестиционные фонды и компании, трастовые компании (доверительные общества), а также  депозитарии, регистраторы и т. п.

Государство в этой части рыночной инфраструктуры представлено, прежде всего, центральным банком и налоговыми службами.

Говоря об институциональной составляющей рыночной инфраструктуры, следует также отметить особую роль такого элемента инфраструктурного обеспечения рынка ресурсов, как институты  функционирования рынка труда. Их развитие напрямую связано с одной из ключевых макроэкономических проблем – обеспечением полной занятости.

Следует, однако, отметить, что механизм функционирования этого сектора рыночной инфраструктуры не сводится к деятельности государственных служб трудоустройства и переподготовки кадров, поскольку социальная политика современного  государства не сводится к борьбе с безработицей, а ориентирована на создание всего комплекса условий для развития человека, включая системы здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры – как частные, так и государственные.

Здесь можно говорить, с одной стороны, о службе переподготовки кадров как об элементе рыночной инфраструктуры, относительно самостоятельной и ориентированной  не только на потребности чисто рынка, частного сектора экономики, но и на так называемый общественный сектор.

В целом институциональная составляющая образует наиболее важный элемент рыночной инфраструктуры, выражающий ее сущность, наиболее осязаемо, и являющийся классической формой ее проявления. Однако, при всей его исключительной важности, рыночная инфраструктура не сводится только к нему.

Дело в том, что институциональный элемент в большей мере подпадает под пассивную функцию рыночной инфраструктуры, выступая в качестве ее материального носителя. В то же время требуется нечто такое, что реализовало бы активную функцию рыночной инфраструктуры.

В качестве этого «нечто» выступает информация о процессах, совершающихся в недрах рыночной инфраструктуры, своеобразные сигналы обратной связи рыночной инфраструктуры со всей экономической системой.

Вот почему вторым элементом современной инфраструктуры рынка являются информационные сети и потоки, а также институты, обеспечивающие условия (включая средства массовой информации, сети Internet, информационный и рекламный бизнес), благодаря которым она может существовать как единое целое, не только направляя функционирование рыночной экономики, но и содействуя оптимизации движения товарно-денежных потоков.

Вне информационной составляющей рыночная инфраструктура не может существовать, поскольку по мере развития экономики производство и распространение информации постепенно замещает традиционное производство материальных благ.

Именно единство институциональной и информационной составляющих образует так называемое внутреннее содержание рыночной инфраструктуры.

Из этой объективной необходимости вырастает третий элемент рыночной инфраструктуры законодательство, регулирующее функционирование рыночной экономики и регламентирующее как деятельность институтов рыночной инфраструктуры, так и поведение хозяйствующих субъектов вообще, по сути, задающее «правила игры» в рыночной среде.

Таким образом, внутреннее содержание рыночной инфраструктуры дополняется ее внешним содержанием – нормообразованием. Но на этом нельзя останавливаться, характеризуя состав элементов рыночной инфраструктуры.

Как можно заметить, все три предшествующих элемента носили неодушевленный характер, были лишены человеческого начала.

Четвертый элемент рыночной инфраструктуры рынка представляет собой рыночную или деловую культуру общества – уровень рыночного мышления и поведения населения (менталитет), его готовность следовать правилам и закономерностям функционирования рынка.

Это тот самый субъективный элемент рыночной инфраструктуры, игнорирование которого приводит к нежелательным последствиям для рыночных преобразований в переходных экономических системах. 

Вывод. Итак, рассматривая содержание рыночной инфраструктуры, можно выделить 4 взаимопроникающие  составляющие: институциональную, информационную, нормообразующую  и культурную (ментальную), которые в своей совокупности характеризуют как внутреннее содержание рыночной инфраструктуры, так и ее внешнее выражение.