29. Проблемы транспортной инфраструктуры
В настоящее время основными барьерами для увеличения объемов перевозок грузов и пассажиров и повышения качества оказываемых услуг являются:
значительная изношенность основных фондов (до 70%);
неразвитость транспортно-логистической системы;
существенное отставание темпов развития дорожной сети от темпов автомобилизации общества.
Неразвитость транспортной инфраструктуры становится тормозом экономического роста и фактором, понижающим конкурентоспособность российских товаров. В конце октября Госсовет РФ одобрил Транспортную стратегию Российской Федерации. Согласно этому документу, «стратегической целью функционирования и развития транспортной системы является обеспечение посредством транспорта экономического роста и повышения качества жизни нынешних и будущих поколений россиян». В этой формулировке проявляется традиционное представление о транспорте как некоей «инфраструктуре», которая не является самостоятельным производством, а служит обеспечению других сфер деятельности. Соответственно, «инфраструктурой» нельзя заниматься как обычным бизнесом и к ней неприменимы нормальные критерии экономической эффективности. С другой стороны, никто не говорит, что транспортная инфраструктура должна быть государственным учреждением, подобно судам или полиции, которые тоже призваны «обеспечивать» все остальные сферы деятельности путем поддержания порядка. Считается, что «обеспечение инфраструктуры» — это все-таки хозяйственная деятельность. Иными словами, транспортная инфраструктура при таком подходе оказывается в странном положении — это и не потребление, но в то же время и не вполне производство; это и не часть государственного аппарата, но одновременно и не часть экономики. Это сфера, в которой государство и бизнес нераздельно и навечно слиты. Так обстоит дело сейчас, так же оно, согласно Транспортной стратегии, должно обстоять и в будущем. Этот подход не позволяет решить действительно серьезные проблемы, связанные с развитием транспортной инфраструктуры страны. Главная из этих проблем состоит в следующем: в условиях особого статуса транспортной инфраструктуры невозможно определить рыночные цены на услуги дорог, мостов, железных дорог, портов, речных и морских путей и других инфраструктурных объектов. Невозможно экономически оценить стоимость пользования участками пространства для движения — участками земли, акваторий, воздушного пространства и т. д. Иными словами, исчезает критерий экономической эффективности проведения новых транспортных путей. Вследствие этого развитие транспортных сетей происходит нерациональным образом как в рамках отдельных видов транспорта, так и в рамках транспортной системы в целом. С одной стороны, ресурсы «размазываются» на строительство и содержание все возрастающей сети, с другой — значительные ее участки оказываются недоразвитыми с точки зрения нужд потребителей. Введение искусственных критериев (плотность сети, понятие «опорной сети» и т. д.) не решает этой проблемы, так как подменяет реальные предпочтения потребителей общими соображениями «экспертов», пытающихся заниматься централизованным планированием. При этом, учитывая масштабы и долговременный характер государственных вложений в транспортную сферу, любая ошибка проектировщика ведет к колоссальным убыткам для всего народного хозяйства. И эти убытки оказываются гораздо большими, чем потери от возможной ошибки частного инвестора, построившего отдельную дорогу или порт. Решение этой проблемы состоит в поэтапном отделении государства от хозяйственной деятельности. Государство не должно заниматься производством товаров и услуг, в том числе услуг «инфраструктуры», и не должно владеть производственными активами. Все, что ему нужно от транспортной системы, в том числе услуги инфраструктуры, оно может купить у производителей. В случае же войны или чрезвычайной ситуации государство может распоряжаться частными производственными активами на основе законодательства о мобилизации и о реквизиции.Транспортная система должна развиваться как любая другая отрасль производства — в условиях свободы хозяйственной деятельности. Только так могут быть эффективно обеспечены интересы потребителей, в том числе и государства.
- Расскажите историю термина «инфраструктура»
- Приведите наиболее распространенные определения понятия «инфраструктура»
- Расскажите о концепции п. Розенштейна-Родана
- В чем особенность определения инфраструктуры р.Йохимсена?
- Нарисуйте схему инфраструктуры проекта
- Дайте классификацию инфраструктуры по видам, направлениям и масштабам развития.
- Каковы основные особенности, признаки и категории инфраструктуры?
- Производственная инфраструктура
- Функции производственной инфраструктуры
- Производственная инфраструктура как объект исследования
- Производственная инфраструктура как объект исследования
- Производственные услуги
- 12. Подходы к определению производственной инфраструктуры
- 13. Отраслевой и функциональный подходы к определению производственной инфраструктуры
- 14. Структурный подход к определению производственной инфраструктуры
- 15. Принадлежность производственной инфраструктуры
- 16. Система производственной инфраструктуры
- 17. Структурная организация производственной инфраструктуры
- 18. Критерии отбора услуг производственной инфраструктуры
- 19. Объективные предпосылки организации производственной инфраструктуры
- 20. Особенности организации производственной инфраструктуры
- 21. Классификация производственной инфраструктуры
- 22. Производственная инфраструктура и трансакционные издержки
- 23. Пример. Производственная инфраструктура специальной экономической зоны «донецк»
- 24. Условия формирования системы производственной инфраструктуры мо
- Производственная инфраструктура
- 25. Транспорт в производственной и социальной инфраструктуре
- 26. Базовая схема транспортной инфраструктуры
- 27. Транспортная социальная инфраструктура муниципальных образований
- 28. Транспортная инфраструктура как объект исследования
- 29. Проблемы транспортной инфраструктуры
- 30. Основные направления развития транспортной инфраструктуры
- 31. Проекты развития транспортной инфраструктуры
- 32. Ожидаемые результаты развития транспортной инфраструктуры
- Социальная инфраструктура
- 33. Социальная сфера жизни общества
- 35. Сфера услуг
- 36. Сектора сферы услуг
- 37. Сервисное общество
- 38. Социальная инфраструктура: понятийный аппарат
- 39. Функции социальной инфраструктуры
- 40. Функционально-целевые блоки социальной инфраструктуры
- 41. Отраслевой состав элементов социальной инфраструктуры
- 42. Система индикаторов оценки эффективности социальной инфраструктуры
- 43. Социальная инфраструктура и ценностные ориентации
- 44. Управление социальной инфраструктурой
- 45. Распределение социальной инфраструктуры между государством и бизнесом
- 46. Социальная инфраструктура современного российского города
- 47. Функции и элементы социальной инфраструктуры города
- 48. Место здравоохранения в социальной инфраструктуре
- Инфраструктура здравоохранения
- 49. Инфраструктура здравоохранения
- 55. Служба крови
- 56. Фармацевтика
- 57. Профилактика
- 58. Санаторно-курортное дело
- 59. Институциональная инфраструктура здравоохранения России
- 60. Подготовка кадров в инфраструктуре здравоохранения России
- 61. Особенности взаимодействия органов государственного управления здравоохранением с другими структурами общества
- 62. Повышение эффективности управления инфраструктурой здравоохранения
- Постановление Правительства мо от 17.08.1998 n 76/25
- О мероприятиях по повышению эффективности деятельности здравоохранения в Московской области и реализации Концепции развития здравоохранения в Московской области на период до 2005 года
- Концепция развития здравоохранения в Московской области на период до 2005 года
- 64. Ядро и субъект инфраструктуры здравоохранения – люди
- 65. Культура и ценности инфраструктуры здравоохранения
- 66. Инфраструктура и ценностные ориентации самосохранительного поведения
- Институциональная инфраструктура
- 67. Институционализм
- 68. Институты
- 69. Формирование институтов
- 70. Определение института
- 71. Определение институциональной инфраструктуры
- 72. Признаки и функции институциональной инфраструктуры
- 73. Уровни институциональной инфраструктуры
- 74. Институциональная инфраструктура как управляющая подсистема
- 75. Факторная модель институциональной инфраструктуры
- 76. Идеология регионального маркетинга и инфраструктура
- 77. Управление и инфраструктура
- 78. Элементы институциональной инфраструктуры
- Рыночная инфраструктура
- 79. Что такое рыночная инфраструктура?
- 80. Перечислите функции рыночной инфраструктуры мо.
- 81. Расскажите об информационной инфраструктуре рынка.
- 82. Охарактеризуйте механизмы повышения эффективности инфраструктуры поддержки малого бизнеса.
- Состав нис и система связей инновационной деятельности
- 86. Что такое региональная инновационная инфраструктура?
- 87. Назовите известные вам элементы инновационной инфраструктуры.
- 88. Задачи центров трансфера технологий (цтт).
- 89. Что такое «инновационный коридор»?
- 90. Охарактеризуйте производственно-технологическую инфраструктуру.
- 91. Охарактеризуйте консалтинговую инновационную инфраструктуру.