logo
БИЛЕТЫ - ИНФРАСТРУКТУРА

37. Сервисное общество

Многие исследователи называют зарождающееся постиндустриальное общество сервисным. Если ранее степень развития сферы услуг зависела от успехов материального производства, то теперь, наоборот, материальное производство зависит от развития сервиса. Скажем, выпуск нового вида любого материального товара требует предварительных маркетинговых исследований и рекламной компании. Изобретение новых, наукоемких товаров невозможно без участия научных работников и подготовки системой образования высококвалифицированных специалистов. Именно отрасли сферы услуг (наука, образование, Интернет-торговля и т.д.) стали главными направлениями научно-технического прогресса. Наука в сервисном обществе занимает особое место, так как во многом является инфраструктурным элементом. Попытки сделать "науку и научное обслуживание" особой, отдельной отраслью народного хозяйства, предпринятые в нашей стране, кажется, не увенчались успехом: "в одну телегу впрячь не можно" столь разные направления, что пыталась сделать Академия наук. Разумнее, вероятно, американский вариант, делящий науку на фундаментальную и практическую, а последнюю еще на производственно-обучающую и профессионально-практическую. Фундаментальная наука опирается на государственный интерес (заказы, подготовка кадров - например, военных и т.п., финансирование и содержание особо сложных - космических, ядерных и т.п. - проектов) и скорее является частью социальной инфраструктуры, потому что функционирует как высокое "искусство".