logo
Ценообразование для маркетинга

2. Внутренние и внешние факторы колебания цен.

1. Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена - сложная экономическая категория. В ней пе­реплетены и сфокусированы практически все основные проблемы раз­вития экономики, общества в целом. Это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, рас­пределению и использованию валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода.

Цена опосредствует все товарно-денежные отношения. В наиболее об­щем, абстрактном понимании цена есть денежное выражение стоимости товара. В свою очередь, стоимость товара определяется общественно не­обходимыми затратами труда при его производстве.

Когда единица конкретного товара обменивается на определенное ко­личество другого товара, это последнее становится товарной ценой дан­ного товара.

Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги. Мож­но выделить две основные модели ценообразования:

- рыночное ценообразование, которое функционирует на основе взаимо­действия между спросом покупателей и предложением продавцов на рынке того или иного товара;

- централизованное государственное ценообразование - определение цен государственными органами, при котором в рамках затратного ценооб­разования в основу цены закладываются издержки производства и об­ращения.

Одной из основных проблем в деятельности предприятий является ус­тановление ими цен на свои товары и услуги. Цены находятся в тесной зависимости от всех сторон деятельности предприятия. Каждое пред­приятие подходит к решению проблем ценообразования по-своему. В мелких предприятиях цены обычно устанавливаются на уровне их руко­водителей. В крупных компаниях проблемами ценообразования занима­ются управляющие среднего уровня.

В свою очередь, от уровня цен во многом зависят достигаемые коммер­ческие результаты. Цена всегда была основным фактором, определяю­щим выбор людей при совершении ими покупок.

2. Факторы, определяющие колебания цен вверх или вниз от стоимости товара, разделяются на внутренние, зависящие от самого производителя, от деятельности его руководства и коллектива, и внешние, не зависящие от предприятия.

К внутренним факторам относятся:

- уровень рекламы (чем удачнее, оригинальнее реклама, тем выше может поднять производитель цену на свой товар);

- специфика производимой продукции (чем выше степень ее обработки, чем уникальнее качество, тем цена выше);

- особенности производственного процесса (продукция мелкосерийного и индивидуального производства имеет более высокую себестоимость и, соответственно, цену; товары массового производства имеют отно­сительно низкие издержки и не столь высокую цену);

- рыночная стратегия и тактика производителя (ориентация на один или

несколько рыночных сегментов);

- специфика жизненного цикла продукции;

- мобильность производственного процесса;

- длительность продвижения товара по цепочке от производителя до по­требителя;

- организация сервиса при продаже и в послепродажный период;

- имидж производителя как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

К внешним факторам, влияющим на отклонения цены от стоимости, относятся:

- политическая стабильность в стране, где производится товар, и в государствах, где производится, сбыт продукции предприятия;

- отсутствие на свободном рынке каких-то необходимых ресурсов (трудо­вых, материальных, финансовых);

- характер экономической политики государства;

- уровень и динамика инфляции;

- объем рынка;

- объем и специфические черты существующего и перспективного поку­пательного спроса;

- наличие и уровень конкуренции между производителями однородной продукции.

Тема №2

Виды цен.

План.

1. По характеру обслуживаемого оборота.

2. В зависимости от государственного воздействия и регулирования, степени конкуренции на рынке.

3. По способу установления и фиксации.

4. С учетом фактора времени.

5. По способу получения информации об уровне цен.

6. В зависимости от вида рынка.

7. Внутрифирменные цены.

8. По условиям поставки и продажи.

9. Мировые цены.

1. По характеру обслуживаемого оборота различаются следующие виды цен:

- оптовые цены покупки и продажи. Оптовой считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприя­тиям, сбытовым организациям крупными (оптовыми) партиями;

- закупочные цены - цены, по которым сельскохозяйственные производи­тели реализуют свою продукцию государству, предприятиям, промыш­ленным предприятиям для последующей переработки;

- розничные цены - цены продажи товаров индивидуальному или мелко­оптовому покупателю, преимущественно населению;

- сметная стоимость ~ цена, по которой оплачивается продукция строительства (здания, сооружения);

- цены и тарифы на услуги населению - особый вид розничной цены на услуги жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, гостинич­ного и туристического дела, бытового обслуживания и т. д.

В сфере обращения действуют скидки-наценки (оптово-сбытовая, рознич­ная). Разница между ценой реализации товара снабженческо-сбытовой организации и оптовой ценой предприятия-поставщика представляет собой снабженческо-сбытовую надбавку (наценку). Разница между опто­выми ценами покупки (закупки) и продажи, между оптовой и рознич­ной ценами представляет собой торговую наценку (скидку).

2. В зависимости от государственного воздействия и регулирования, степени конкуренции на рынке различаются:

- свободные иены (рыночные цены) - это цены, устанавливаемые произво­дителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на дан­ном рынке. К свободным ценам относятся:

* цена спроса - цена, которая складывается на рынке покупателя;

* цена предложения - рыночная цена, которая указывается в официаль­ном предложении продавца (оферте) без скидок;

* цена производства - цена, определяемая на основе издержек производ­ства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал;

- регулируемые иены - это цены, устанавливаемые соответствующими орга­нами управления: Правительством РФ, федеральными органами испол­нительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, или цены, в отношении которых перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их уровень условия. Регулируемые цены могут быть гарантированными, рекомендуемыми, лимитными, залоговыми, пороговыми (защитными). В числе регулируемых цен выделяют:

* предельные цены - это такие цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену на свою продукцию или услуги;

* фиксированные цены - цены, устанавливаемые на определенном уров­не; их изменение возможно только по решению того органа или субъекта рынка, который утвердил их.

3. По способу установления и фиксации. Эти виды цен устанавливаются в договоре, контракте. Среди них выделяются:

- твердая цена (постоянная) - цена, которая устанавливается в момент подписания договора и не меняется в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту. Твердая применяется в сделках:

• с немедленной поставкой;

• с поставкой в течение короткого срока;

• предусматривающих длительные сроки поставки;

- подвижная цена - цена, зафиксированная в договоре с оговоркой о том, что она может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту испол­нения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится);

- скользящая цена - устанавливается на изделия, требующие длительного срока изготовления. Исчисляется с момента исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства за период времени, необходимый для изготов­ления продукции.

4. С учетом фактора времени выделяются:

- постоянная цена - цена, срок действия которой заранее не определен;

- сезонная цена - вид закупочных или розничных цен на товары, носящие сезонный характер; определяется путем применения скидок с первоначальной продажной цены, действует в течение определенного периода времени;

- ступенчатая цена - ряд последовательно снижающихся цен на продук­цию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно оп­ределенной шкале.