2. Внутренние и внешние факторы колебания цен.
1. Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена - сложная экономическая категория. В ней переплетены и сфокусированы практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. Это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода.
Цена опосредствует все товарно-денежные отношения. В наиболее общем, абстрактном понимании цена есть денежное выражение стоимости товара. В свою очередь, стоимость товара определяется общественно необходимыми затратами труда при его производстве.
Когда единица конкретного товара обменивается на определенное количество другого товара, это последнее становится товарной ценой данного товара.
Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги. Можно выделить две основные модели ценообразования:
- рыночное ценообразование, которое функционирует на основе взаимодействия между спросом покупателей и предложением продавцов на рынке того или иного товара;
- централизованное государственное ценообразование - определение цен государственными органами, при котором в рамках затратного ценообразования в основу цены закладываются издержки производства и обращения.
Одной из основных проблем в деятельности предприятий является установление ими цен на свои товары и услуги. Цены находятся в тесной зависимости от всех сторон деятельности предприятия. Каждое предприятие подходит к решению проблем ценообразования по-своему. В мелких предприятиях цены обычно устанавливаются на уровне их руководителей. В крупных компаниях проблемами ценообразования занимаются управляющие среднего уровня.
В свою очередь, от уровня цен во многом зависят достигаемые коммерческие результаты. Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор людей при совершении ими покупок.
2. Факторы, определяющие колебания цен вверх или вниз от стоимости товара, разделяются на внутренние, зависящие от самого производителя, от деятельности его руководства и коллектива, и внешние, не зависящие от предприятия.
К внутренним факторам относятся:
- уровень рекламы (чем удачнее, оригинальнее реклама, тем выше может поднять производитель цену на свой товар);
- специфика производимой продукции (чем выше степень ее обработки, чем уникальнее качество, тем цена выше);
- особенности производственного процесса (продукция мелкосерийного и индивидуального производства имеет более высокую себестоимость и, соответственно, цену; товары массового производства имеют относительно низкие издержки и не столь высокую цену);
- рыночная стратегия и тактика производителя (ориентация на один или
несколько рыночных сегментов);
- специфика жизненного цикла продукции;
- мобильность производственного процесса;
- длительность продвижения товара по цепочке от производителя до потребителя;
- организация сервиса при продаже и в послепродажный период;
- имидж производителя как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
К внешним факторам, влияющим на отклонения цены от стоимости, относятся:
- политическая стабильность в стране, где производится товар, и в государствах, где производится, сбыт продукции предприятия;
- отсутствие на свободном рынке каких-то необходимых ресурсов (трудовых, материальных, финансовых);
- характер экономической политики государства;
- уровень и динамика инфляции;
- объем рынка;
- объем и специфические черты существующего и перспективного покупательного спроса;
- наличие и уровень конкуренции между производителями однородной продукции.
Тема №2
Виды цен.
План.
1. По характеру обслуживаемого оборота.
2. В зависимости от государственного воздействия и регулирования, степени конкуренции на рынке.
3. По способу установления и фиксации.
4. С учетом фактора времени.
5. По способу получения информации об уровне цен.
6. В зависимости от вида рынка.
7. Внутрифирменные цены.
8. По условиям поставки и продажи.
9. Мировые цены.
1. По характеру обслуживаемого оборота различаются следующие виды цен:
- оптовые цены покупки и продажи. Оптовой считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям крупными (оптовыми) партиями;
- закупочные цены - цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию государству, предприятиям, промышленным предприятиям для последующей переработки;
- розничные цены - цены продажи товаров индивидуальному или мелкооптовому покупателю, преимущественно населению;
- сметная стоимость ~ цена, по которой оплачивается продукция строительства (здания, сооружения);
- цены и тарифы на услуги населению - особый вид розничной цены на услуги жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, гостиничного и туристического дела, бытового обслуживания и т. д.
В сфере обращения действуют скидки-наценки (оптово-сбытовая, розничная). Разница между ценой реализации товара снабженческо-сбытовой организации и оптовой ценой предприятия-поставщика представляет собой снабженческо-сбытовую надбавку (наценку). Разница между оптовыми ценами покупки (закупки) и продажи, между оптовой и розничной ценами представляет собой торговую наценку (скидку).
2. В зависимости от государственного воздействия и регулирования, степени конкуренции на рынке различаются:
- свободные иены (рыночные цены) - это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке. К свободным ценам относятся:
* цена спроса - цена, которая складывается на рынке покупателя;
* цена предложения - рыночная цена, которая указывается в официальном предложении продавца (оферте) без скидок;
* цена производства - цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал;
- регулируемые иены - это цены, устанавливаемые соответствующими органами управления: Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, или цены, в отношении которых перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их уровень условия. Регулируемые цены могут быть гарантированными, рекомендуемыми, лимитными, залоговыми, пороговыми (защитными). В числе регулируемых цен выделяют:
* предельные цены - это такие цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену на свою продукцию или услуги;
* фиксированные цены - цены, устанавливаемые на определенном уровне; их изменение возможно только по решению того органа или субъекта рынка, который утвердил их.
3. По способу установления и фиксации. Эти виды цен устанавливаются в договоре, контракте. Среди них выделяются:
- твердая цена (постоянная) - цена, которая устанавливается в момент подписания договора и не меняется в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту. Твердая применяется в сделках:
• с немедленной поставкой;
• с поставкой в течение короткого срока;
• предусматривающих длительные сроки поставки;
- подвижная цена - цена, зафиксированная в договоре с оговоркой о том, что она может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится);
- скользящая цена - устанавливается на изделия, требующие длительного срока изготовления. Исчисляется с момента исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства за период времени, необходимый для изготовления продукции.
4. С учетом фактора времени выделяются:
- постоянная цена - цена, срок действия которой заранее не определен;
- сезонная цена - вид закупочных или розничных цен на товары, носящие сезонный характер; определяется путем применения скидок с первоначальной продажной цены, действует в течение определенного периода времени;
- ступенчатая цена - ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.
- «Ценообразование».
- Введение.
- Учебный план дисциплины
- Тематический план курса по дисциплине
- План проведения семинарских (практических) занятий
- Содержание тем курса:
- Виды цен. Функции цены. Ценообразование на различных типах рынка.
- Принципы ценообразования.
- Прямое государственное регулирование цен. Косвенное государственное регулирование цен.
- Тема №8: Ценообразование на рынке транспортных услуг.
- Экзаменационные вопросы по дисциплине «Ценообразование»
- 1. Определение цены и ценообразования.
- 2. Внутренние и внешние факторы колебания цен.
- 5. По способу получения информации об уровне цены:
- Тема №7 Определение спроса. План.
- 1. Распространенность метода
- 2. Два варианта метода
- 3. Формулы рентабельности
- Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. План.
- Установление цены на основе ощущаемой ценности товара. План.
- Расчет цены на основе прейскурантов цен. Определение цены посредством конкурентных торгов. План.
- Принципы ценообразования. План.
- Психологический фактор ценообразования.
- Две теории риска. План.
- Риск и вероятность события. План.
- Функции и оценка риска. План.
- Тема №21 Риск в определении цен. Основные методы снижения риска. План.
- Страхование цен. План.
- Инфляция и цены. План.
- Стадии инфляции. Виды инфляции. План.
- 2. При галопирующей инфляции:
- Инфляция спроса и инфляция издержек. План.
- Инфляция в российской экономике. План.
- Оценка уровня инфляции. План.
- Ценностное ценообразование. План.
- Чувствительность покупателей к уровню цен. План.
- Налогообложение и цены. План.
- Государственное регулирование цен. План.
- Прямое государственное регулирование цен. План.
- 2. Основные формы прямого регулирования цен:
- Косвенное государственное регулирование цен. План.
- Тема №34 Ценообразование на рынке транспортных услуг. План.
- Рекомендуемая литература:
- Дополнительная литература: