Инфляция спроса и инфляция издержек. План.
1. Начало инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек.
2. Главные факторы, вызывающие инфляцию.
3. Различие между инфляцией спроса и инфляцией издержек.
1.Инфляция начинается в потребительском секторе экономики, когда возрастает совокупный спрос как результат повышения оплаты труда. В этом случае нарушается рыночное равновесие между количеством денег и товаров, которое восстанавливается путем увеличения цен на них. Начинаясь в потребительском секторе, инфляция быстро распространяется на все остальные отрасли народного хозяйства. Этот вид инфляции в значительной мере характеризует состояние денежной системы и динамики цен в переходный период. Такой тип инфляции называется инфляцией спроса. Использование продукции одних отраслей другими в качестве сырья, материалов и полуфабрикатов приводит к росту издержек, что в конечном счете снижает прибыль и делает невыгодным продолжение производства при старом уровне цен и спроса. Чтобы обеспечить дальнейший
ход воспроизводственного процесса, государству приходится расширять спрос на товары и увеличивать денежную массу в обращении. Тем самым создаются условия для повышения доходов потребителей, их платежеспособного спроса и роста цен. В этом состоит сущность механизма инфляции издержек.
Инфляция издержек распространяется в экономике значительно медленнее, чем инфляция спроса, но и вести борьбу с ней намного труднее, поскольку она связана со структурной перестройкой производства. Инфляция издержек имеет место и в российской экономике. Ее причиной является опережающий рост цен на потребляемые ресурсы (главным образом энергоносители, транспортные услуги) по сравнению с ценами на потребительские товары.
2. Главные факторы, вызывающие инфляцию (как инфляцию спроса, так и инфляцию издержек), лежат в сфере производства. При инфляции спроса изменения в уровне цен вызываются избыточным спросом. В этом случае покупатели предъявляют платежеспособный спрос, превышающий возможности производства на данный момент времени. Поэтому избыточный спрос вызывает рост цен.
Рост цен при инфляции издержек вызывается факторами, которые приводят к повышению затрат на единицу продукции, средних издержек при существующем объеме производства. Эти затраты определяются путем деления общих затрат на объем выпущенной продукции. Рост издержек на единицу продукции при действующем уровне цен уменьшает прибыль, а также объем производства и предложения. Сокращение предложения ведет к росту цен.
Среди основных факторов инфляции издержек необходимо отметить:
• рост заработной платы;
• повышение цен на производственные ресурсы.
3. Инфляция спроса и инфляция издержек имеют одно существенное различие. Инфляция спроса продолжается до тех пор, пока расходы населения выходят за рамки обычных границ, а денежная масса на рынке имеет чрезмерную величину.
Инфляция издержек сама себя погашает. Это происходит в результате снижения предложения. Объем производства и занятости сокращается, что приводит к ограничению роста издержек. Инфляция издержек ведет к спаду производства, что сдерживает дальнейшее повышение, издержек. Инфляция измеряется с помощью следующих показателей:
- индексов цен и покупательной способности национальной валюты; - темпов инфляции, индексов заработной платы и реальных доходов населения.
Для оценки уровня инфляции в практических расчетах используются:
• индексы потребительских цен;
• индексы цен производства;
• дефлятор.
В отличие от индекса потребительских цен и индекса цен производства дефлятор характеризует не только изменение цен, но и изменения в структуре потребительских и производственных благ.
ТЕМА №26
- «Ценообразование».
- Введение.
- Учебный план дисциплины
- Тематический план курса по дисциплине
- План проведения семинарских (практических) занятий
- Содержание тем курса:
- Виды цен. Функции цены. Ценообразование на различных типах рынка.
- Принципы ценообразования.
- Прямое государственное регулирование цен. Косвенное государственное регулирование цен.
- Тема №8: Ценообразование на рынке транспортных услуг.
- Экзаменационные вопросы по дисциплине «Ценообразование»
- 1. Определение цены и ценообразования.
- 2. Внутренние и внешние факторы колебания цен.
- 5. По способу получения информации об уровне цены:
- Тема №7 Определение спроса. План.
- 1. Распространенность метода
- 2. Два варианта метода
- 3. Формулы рентабельности
- Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. План.
- Установление цены на основе ощущаемой ценности товара. План.
- Расчет цены на основе прейскурантов цен. Определение цены посредством конкурентных торгов. План.
- Принципы ценообразования. План.
- Психологический фактор ценообразования.
- Две теории риска. План.
- Риск и вероятность события. План.
- Функции и оценка риска. План.
- Тема №21 Риск в определении цен. Основные методы снижения риска. План.
- Страхование цен. План.
- Инфляция и цены. План.
- Стадии инфляции. Виды инфляции. План.
- 2. При галопирующей инфляции:
- Инфляция спроса и инфляция издержек. План.
- Инфляция в российской экономике. План.
- Оценка уровня инфляции. План.
- Ценностное ценообразование. План.
- Чувствительность покупателей к уровню цен. План.
- Налогообложение и цены. План.
- Государственное регулирование цен. План.
- Прямое государственное регулирование цен. План.
- 2. Основные формы прямого регулирования цен:
- Косвенное государственное регулирование цен. План.
- Тема №34 Ценообразование на рынке транспортных услуг. План.
- Рекомендуемая литература:
- Дополнительная литература: