5. По способу получения информации об уровне цены:
- справочные цены - публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических журналах, справочниках и в специальных экономических обзорах; используются в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию или при анализе уровней и соотношений цен;
- прейскурантная цена - вид справочной цены, публикуемой в прейскурантах фирм-продавцов;
- расчетная цена - применяется в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое по индивидуальным заказам; рассчитывается и обосновывается поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий данного заказа.
6. В зависимости от видарынка:
• аукиионные цены - цены публичной продажи по максимальному предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров (лот); устанавливаются в результате изменения соотношения между спросом и предложением;
• биржевые котировки - цены стандартизированного однородного товара (в том числе ценные бумаги), реализуемого через биржу;
• иены торгов - цены особой формы специализированной торговли, основанной на выдаче заказов на поставку товаров или получении подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям.
7. Внутрифирменные, или трансфертные, цены - это цены, применяемые внутри предприятия (фирмы) при реализации продукции между подразделениями предприятия (фирмы), а также между различными предприятиями, но входящими в одну ассоциацию, организационную форму. Трансфертная цена может устанавливаться как на готовые изделия, полуфабрикаты, сырье, так и на услуги (работы), в том числе управленческие.
8. По условиям поставки и продажи различаются:
• цена-нетто - цена на месте купли-продажи;
• цена-брутто (фактурная цена) - определяется с учетом условий купли-продажи (вида и размера нетоварных налогов, наличия и уровня скидок, вида франке и условий страховки). Термин «франка» означает, до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю поставщик возмещает транспортные расходы:
* франко-склад продавца - все расходы по доставке несет покупатель;
* франко-склад покупателя - все расходы оплачиваются продавцом.
9. Мировые цены - это цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции, достаточно полно характеризующие состояние международной торговли конкретными товарами. На практике мировые цены на различные группы товаров определяются следующим образом:
- по сырьевым товарам они определяются уровнем цен стран-экспортеров или импортеров или ценами соответствующих бирж, аукционов;
- по изделиям производственно-технического назначения - ценами ведущих мировых производителей;
- по товарам народного потребления - ценами, опубликованными в каталогах ведущих крупных торговых домов.
ТЕМА №3
Функции цены.
План.
1. Учетная функция.
2. Стимулирующая функция.
3. Распределительная функция.
4. Измерительная и соизмерительная функции.
5 . Функция балансирования спроса и предложения.
6 . Функция цены как критерия рационального размещения производства.
7. Взаимосвязь между функциями.
Понятие «функция» означает внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Функция есть способ реализации в реальной действительности внутренней глубинной сущности экономической категории.
Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания. К функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения.
1. Учетная функция. Определяется самой сущностью цены, то есть, являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете цена показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.
Фактура - счет, выписываемый продавцом на имя покупателя и удостоверяющий фактическую поставку товара или услуг и их стоимость. Основополагающий принцип учета затрат состоит в том, что применяемые на предприятии принципы и методы учета затрат должны соответствовать его организационной и управленческой структуре, номенклатуре выпускаемых товаров, технологии производства и формам связей с рынком.
2.Стимулирующая функция. Ее значение состоит в оказываемом воздействии на производство и потребление разных товаров. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления разных товаров.
Стимулирование происходит путем повышения доли прибыли в цене, надбавок и скидок с основной цены. Стимулирующей функцией обладает такая рыночная цена, которая позволяет производителю выгодно продавать свой товар. В наибольшей степени с точки зрения этой функции эффективны цены, дающие наиболее высокую прибыль в сравнении с другими товарами. Стимулирующая функция означает, что посредством системы цен реализуются экономические интересы всех участников воспроизводства и общества в целом. Особенно значимо это для рыночной экономики, когда на первое место выдвигаются экономические методы управления. Стимулирование осуществляется на всех стадиях, направлениях расширенного воспроизводства.
Через систему цен стимулируются увеличение объема производства, улучшение качественных параметров товаров, обновление ассортимента, улучшение структуры потребления, сокращение времени обращения, сокращение нерациональных перевозок, эффективное использование транспортных средств. Большую роль стимулирующая функция играет в решении социальных проблем, когда создаются благоприятные условия для потребления товаров первой необходимости через минимальные цены на них.
3. Распределительная функция. Она связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Цены выступают инструментом распределения и перераспределения национального дохода между отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, регионами, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения. Эта функция цены также предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы товаров, налога на добавленную стоимость (НДС) и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в бюджеты разных уровней на общегосударственные нужды. Благодаря этой функции цены решаются также социальные задачи общества.
В качестве средства перераспределения чаще всего используются регулируемые цены. Но они - не единственный инструмент распределения и перераспределения. Особую роль здесь играют финансы и кредитная система.
4. Измерительная функция. Цена обслуживает оборот товаров и обеспечивает реализацию экономических интересов всех относительно самостоятельных участников товарного оборота: производителя - посредника - потребителя. В этом качестве она выступает как количество денег (товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги . Благодаря цене удается измерить, определить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец - получить за проданный товар. Зная цены различных товаров, услуг и количество продаваемых и покупаемых товаров, можно определить величину денежного платежа за товары и услуги. Зная цену рабочей силы, труда, можно определить размер зарплаты на предприятии, в отрасли.
Сравнивая цены разных товаров, можно их дифференцировать на дорогие и дешевые. Если цены учитывают полезность, то по соотношению таких цен можно судить о соотношении полезности разных товаров. Перечисленные моменты свидетельствуют о том, что цена выполняет соизмерительную функцию, с помощью которой сопоставляются ценности разных товаров.
5. Функция балансирования спроса и предложения. Через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Чрезмерно высокие или низкие цены свидетельствуют о диспропорциях в производстве и обращении. При появлении диспропорций в хозяйстве равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства, или посредством изменения цен. Цена должна заинтересовывать производителя в повышении качества и расширении ассортимента необходимых рынку товаров, пользующихся спросом. Спрос выражает потребность в товаре со стороны покупателя с учетом имеющихся у него возможностей купить товар. Это практически выражается в установлении обратной зависимости между рыночной ценой и количеством приобретаемых товаров. При прочих равных условиях количество приобретаемых товаров зависит от уровня цен на них. Чем выше цена, тем меньше товаров будет куплено покупателем, и объем проданных товаров снизится.
Спрос на товары увеличивается с уменьшением цены. При повышении спроса, когда имеет место дефицит товаров, цены на них неизбежно растут. В условиях избытка товаров их продажа возможна лишь при снижении цен.
Предложение характеризуется прямой зависимостью между ценой и количеством товаров, представленных на рынке. При повышении цен растет объем товаров, предлагаемых к продаже, и наоборот. Уравновешивающую функцию между спросом и предложением выполняет цена. Она стимулирует увеличение предложения при нехватке товаров и понижает спрос при избытке товаров. По мере становления рыночных структур и развития конкуренции, достижения сбалансированности между спросом и предложением повышение цен должно обусловливаться только улучшением качества и расширением ассортимента товаров. С развитием рыночных отношений эта функция цены будет все более усиливаться и со временем станет доминирующей при формировании цен на товары.
6. Функция цены как критерия рационального размещения производства. Эта функция проявляется в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более высокая. Подобный перелив капиталов производится предприятиями, компаниями самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса. Только предприятие решает, в какой вид деятельности, в какую отрасль или сферу экономики ему вкладывать свой капитал. Этому предшествуют глубокие маркетинговые исследования, изучение всех рыночных факторов, в том числе и цен. Вложение капиталов в производственные виды деятельности при достаточно длительном цикле производства и в условиях инфляции приводит к обесценению средств, вкладываемых в эту сферу.
7. Между различными функциями цены имеется взаимосвязь, которая бывает как взаимодополняющей, так и противоречивой. Стимулирующая функция цены содействует реализации функции сбалансированности спроса и предложения, способствует наращиванию производства товаров, пользующихся спросом. Цена может играть и противоположную роль, способствуя сокращению предложения товаров. Это также приводит к балансированию спроса и предложения, когда последнее превышает спрос.
Распределительная функция действует совместно с функцией цены в качестве средства оптимизации размещения производства, способствуя переливу капиталов в те сферы хозяйства, в которых имеется повышенный спрос на конкретные товары и характерна высокая норма прибыли.
Учетная функция цены вступает в противоречие со всеми прочими функциями, так как в рыночных условиях цены часто существенно отклоняются от издержек производства и реализации. Поэтому взаимосвязи между различными функциями цены должны быть предметом специальных маркетинговых исследований.
ТЕМА №4
Ценообразование на различных типах рынка.
План.
1. Чистая конкуренция.
2. Монополистическая конкуренция.
3. Олигополистическая конкуренция.
4. Чистая монополия.
Разрабатывая цену для конкретного товара, необходимо знать конкретный тип и характеристики рынка, на котором будет продаваться данный товар. Различают четыре типа рынка:
- чистой конкуренции;
- монополистической конкуренции;
- олигополистической конкуренции;
- чистой монополии.
1. Рынок чистой конкуренции характеризуется следующими показателями:
- наличием множества фирм, ни одна из которых не может оказать значительного влияния на уровень текущих цен, поскольку каждой из них принадлежит небольшая доля рынка;
- однородностью и взаимозаменяемостью конкурирующих товаров;
- отсутствием ценовых ограничений.
В условиях чистой конкуренции спрос для предприятия полностью эластичен по цене. Это объясняется большим количеством действующих фирм, причем ни одна из них не контролирует достаточно заметной доли рынка. При расширении объема производства предприятие цену не меняет. Зависимость между спросом и ценой на рынке свободной конкуренции для отрасли - обратно пропорциональная, то есть снижение цены способствует увеличению спроса, а кривая спроса монотонно убывает. Если предложение товаров в отрасли возрастет, то цена снизится, причем для всех фирм независимо от объема их производства. В условиях чистой конкуренции в ценообразовании на рынке ни одно предприятие не играет заметной роли. Цены складываются под воздействием спроса и предложения. Предприятиям приходится ориентироваться на существующий уровень цен. К рынкам чистой конкуренции помимо сельского хозяйства относятся международный рынок пшеницы, леса, руд цветных металлов.
2. Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в их широкой гамме. Наличие большого диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Конкретные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Покупатели принимают во внимание разницу в предложениях и готовы платить затовары разные цены. Чтобы выделиться чем-то помимо цены, продавцы стремятся разработать многообразные предложения для отдельных потребительских сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой и методами целевых продаж конкретным потребителям или их специфическим группам.
3. Олигополистическая конкуренция характерна для немногих крупных компаний, которые предлагают товары как однородные и взаимозаменяемые, так и отличные друг от друга (электроника, автомобили). Проникнуть на этот рынок весьма трудно. Каждый участник рынка внимательно следит за маркетинговой деятельностью конкурентов, осторожно относится к изменению цен на свою продукцию.
Применяются различные стратегии установления цен. К примеру, если какая-то алюминиевая компания снизит свои цены, покупатели быстро переключатся на этого поставщика. Другим производителям алюминия придется реагировать либо таким же снижением цен, либо предложением большего числа или объема сопутствующих услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-то долговременного результата за счет снижения цен. Если участник рынка повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру. Тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.
4.На рынке чистой монополии имеется всего один продавец. Это может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия.
Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых различных целей. Государство способно установить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть составлена с расчетом на покрытие издержек или получение высоких доходов.
В случае регулируемой монополии государство обычно разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие получение такой нормы прибыли, которая дает организации возможность поддерживать производство, а при необходимости - и расширять его. В случае нерегулируемой монополии предприятие самостоятельно устанавливает такие цены, какие в состоянии выдержать рынок. По ряду причин фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену. Здесь могут играть роль опасность введения государственного регулирования, нежелание привлекать конкурентов или стремление быстрее проникнуть благодаря невысоким ценам на всю глубину рынка.
ТЕМА №5
Постановка задач ценообразования.
Установление цен предполагает определенную последовательность действий, которые включают в себя:
- постановку задач ценообразования;
-анализ спроса;
-оценку издержек;
-анализ цен и товаров конкурентов;
- выбор метода ценообразования;
- установление окончательной цены.
Первый шаг - постановка задач ценообразования. Прежде всего предприятие должно определиться с целями, которых оно стремится достичь с помощью производства и продажи конкретного товара. Целями предприятия, как правило, являются:
-обеспечение выживаемости. Проблемы могут возникнуть из-за конкуренции или изменившихся запросов потребителей. Чтобы продолжать бизнес и ликвидировать запасы, снижают цены. При этом прибыль может терять свое первостепенное значение. Но пока цена покрывает издержки, производство может продолжаться;
-максимизация прибыли. Предприятие устанавливает такую цену на свой товар, которая обеспечивала бы максимум прибыли. Для этого определяют возможный спрос и предварительные издержки по каждому варианту цен. Из альтернатив выбирается та, которая принесет в краткосрочный перспективе максимальную прибыль. Здесь не учитываются долгосрочные перспективы, определяемые использованием всех других элементов маркетинга, политикой конкурентов, регулирующей деятельностью государства;
-максимальное расширение оборота. Цену, направленную на максимизацию оборота, применяют тогда, когда продукт производится корпоративно и сложно определить всю структуру и распределение издержек. В данном случае важно оценить спрос. Реализовать цель можно посредством установления процента комиссионных от объема сбыта;
-оптимальное увеличение сбыта. Увеличение объема сбыта приводит к снижению издержек на единицу продукции и к увеличению прибыли.
Исходя из возможностей рынка предприятие снижает цены на свою продукцию до минимально допустимого уровня и тем самым повышает свою долю на рынке, добивается снижения издержек на единицу товара и на этой основе может и дальше снижать цены. Подобная политика приносит успех только в том случае, если чувствительность рынка к ценам велика, если в результате расширения объемов производства и снижения цен имеется реальная возможность уменьшить издержки производства и это отодвинет конкурентов в сторону;
-«снятие сливок» благодаря установлению высоких цен. Предприятие устанавливает на каждое свое нововведение максимально возможную цену благодаря сравнительным преимуществам новинки перед существующими товарами. Когда сбыт новинки сокращается, предприятие снижает цену, привлекая тем самым к своей продукции следующий, менее платежеспособный слой клиентов, достигая в каждом сегменте рынка (с точки зрения покупательской способности) максимально возможных продаж;
- лидерство в качестве. Предприятие, которое обладает репутацией производителя качественной продукции, может устанавливать высокую цену, чтобы покрыть дополнительные существенные издержки, связанные с дальнейшим повышением качества.
ТЕМА №6
Цели в ценообразовании.
План.
1. Цель обеспечения сбыта.
2. Цель максимизации прибыли.
3. Цель удержания рынка.
Ценообразование является сложным и многоступенчатым процессом. Начинается он с выбора целей производства и продажи товара. На первые из них мы уже указали в предыдущем вопросе. Что же касается целей ценовой политики, то здесь можно выделить три главные цели:
-обеспечение сбыта;
-максимизация прибыли;
- удержание своей доли рынка.
1.Первая цель - обеспечение сбыта. Эта цель достигается предприятиями, как правило, в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами, через занижение цены -установление цены проникновения. Это делается в случаях, когда:
-ценовой спрос потребителей эластичен;
-предприятие хочет добиться максимального объема сбыта и увеличения общей прибыли путем снижения затрат на единицу товара;
- существует большой рынок потребления.
2. Вторая цель заключается в максимизации прибыли. Она имеет несколько
вариантов своего выражения:
- стремление предприятия к достижению стабильно высокого уровня при-
были на ряд лет. Такую цель может ставить перед собой предприятие, имеющее устойчивое положение на рынке, а также предприятие, не слишком уверенное в своем будущем, но желающее использовать благоприятную ситуацию, выгодную для себя конъюнктуру;
- установление стабильного дохода на основе средней нормы прибыли;
- увеличение цен и прибыли в связи с ростом капиталовложений. Прибыль бывает абсолютной и относительной:
• абсолютная прибыль - это доход фирмы за вычетом расходов; абсолютную прибыль можно получить путем умножения относительной прибыли на количество единиц проданного товара;
• относительная прибыль рассчитывается на одно изделие. Товары первой необходимости (хлеб, молоко и т. п.) имеют низкую, а престижные товары высокого качества - высокую относительную прибыль.
3. Третья цель предполагает удержание рынка. Ее предприятие реализует тогда, когда хочет сохранить существующее положение на рынке. Предприятие тщательно следит за ситуацией на рынке, динамикой цен. Оно не допускает чрезмерного завышения или занижения цен, стремится снижать издержки производства и обращения.
- «Ценообразование».
- Введение.
- Учебный план дисциплины
- Тематический план курса по дисциплине
- План проведения семинарских (практических) занятий
- Содержание тем курса:
- Виды цен. Функции цены. Ценообразование на различных типах рынка.
- Принципы ценообразования.
- Прямое государственное регулирование цен. Косвенное государственное регулирование цен.
- Тема №8: Ценообразование на рынке транспортных услуг.
- Экзаменационные вопросы по дисциплине «Ценообразование»
- 1. Определение цены и ценообразования.
- 2. Внутренние и внешние факторы колебания цен.
- 5. По способу получения информации об уровне цены:
- Тема №7 Определение спроса. План.
- 1. Распространенность метода
- 2. Два варианта метода
- 3. Формулы рентабельности
- Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. План.
- Установление цены на основе ощущаемой ценности товара. План.
- Расчет цены на основе прейскурантов цен. Определение цены посредством конкурентных торгов. План.
- Принципы ценообразования. План.
- Психологический фактор ценообразования.
- Две теории риска. План.
- Риск и вероятность события. План.
- Функции и оценка риска. План.
- Тема №21 Риск в определении цен. Основные методы снижения риска. План.
- Страхование цен. План.
- Инфляция и цены. План.
- Стадии инфляции. Виды инфляции. План.
- 2. При галопирующей инфляции:
- Инфляция спроса и инфляция издержек. План.
- Инфляция в российской экономике. План.
- Оценка уровня инфляции. План.
- Ценностное ценообразование. План.
- Чувствительность покупателей к уровню цен. План.
- Налогообложение и цены. План.
- Государственное регулирование цен. План.
- Прямое государственное регулирование цен. План.
- 2. Основные формы прямого регулирования цен:
- Косвенное государственное регулирование цен. План.
- Тема №34 Ценообразование на рынке транспортных услуг. План.
- Рекомендуемая литература:
- Дополнительная литература: