14. Сущность и необходимость антимонопольного регулирования. Тарифное регулирование естественных монополий, жкх.
Монополия– это господство на рынке товаров или услуг одного произв-ля, продавца или небол. групп произв-й, продавцов, объед-ся в целях захвата рынка, вытесн. конкурентов, продающих аналогич. товар, контроля цен.
АНР - комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. АНР включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.Главным инструментом гос антимонопольной политики выступает государственно-правовой механизм - антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти.Цели АНР: контроль за ценообразованием; противод. форм-ю новых монополий и разруш. сложившихся; организация пост. антимон. контроля, создание новых предпр., конкур-х с монополистами; сниж. барьеров входа на товар. рынки новых хоз. субъектов, устран. админ., регион. барьеров; развитие добросовест. конкуренции и ее поддерж.; совершенств. практики выявления и пресечения соглашений, напр. на раздел рынка; созд. орг-х товар. рынков – ярмарок, выставок-продаж, аукционов.Методы АНР: 1) Ограничительные меры, примен. к хоз. субъектам, которые наруш. антимон. зак-во. 2) Контроль за усилением экон. концентрации (возник. в рез. создания, реорг. или слияния предпр. и объединений; 3) запрет на недобросовест. конкур. (действия, напр. на приобр. преимуществ, противор. зак-ву; 4) Запреты на действия органов власти и упр-я, которые могут неблагопр. повл. на конкуренцию. 5) Реестр (сост. по рез. анализа сост. товар. рынка и доли предпр. на нем (более или менее 35%) они вкл. / искл.) из гос. реестра.
Осн. напр. гос. регул. в антимон. сфере: принуд. демонополиз.; маркетинг и контроль над ценами, слияние и присоед., ликвидация или разделение мун. унитар. предпр.; антимон. экспертиза новых зак. и норм. актов; налог. политика, заставляющая снижать монопольные цены; льготные кредиты, налог. льготы для хоз-х структур, впервые вступ. на рынок; поддержка и финансирование меропр., приводящих к устран. дефицита на товар. рынках и по их расширению; система конкурсов и торгов.
Тарифное регулирование естественных монополий.
Существует 2 основные модели тарифного регулирования:1. Регулирование рентабельности:
P=C+K*r, гдеP- цена, С - издержки, К - капитал,r- норма рентабельности (США). Преимущества: –безубыточность предприятия; –возможность привлечения инвестиций; –возможность «начать с нуля». Недостатки: –нехватка информации у регулирующего органа;–активное вмешательство регулирующего органа в бизнес;–дороговизна процедуры регулирования;–временной лаг (частичное решение );–отсутствие стимулов к повышению эффективности;–субъективизм в определении нормы рентабельности.
2. Установление потолка цен: P1 =P0 * (RPI–X), гдеP1 – цена в регулируемом периоде,P0 – цена в базовом периоде,RPI– индекс цен,X– коэффициент повышения эффективности. Преимущества: –упрощение и удешевление процедуры регулирования; –появление стимулов к росту эффективности бизнеса; –рост хозяйственной самостоятельности предприятия. Недостатки: –возможность накопления груза прошлых ошибок; –субъективизм в установленииX,RPI; –возможность искажения графика капиталовложений; –повышение требований к уровню менеджмента; –рост рискованности бизнеса в глазах инвесторов.
Система ценообразования в ЖКХ РФ характеризуется различным уровнем государственного регулирования на услуги, работы, оказываемые потребителям, и, прежде всего, населению в жилищной сфере и коммунальном комплексе. ЖКХ - сектор экономики, который работает по регулируемым тарифам, рассчитываемым в порядке и по методическим рекомендациям, утверждаемым Правительством РФ и соответствующими органами власти. Тарифную политику в сфере ЖКХ формирует Правительство РФ (в том числе, установление федеральных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг) совместно с федеральными органами исполнительной власти - Федеральной службой по тарифам, Министерством регионального развития РФ, Минэнерго России и др., а также региональными и муниципальными органами исполнительной власти в области тарифного регулирования - Региональными энергетическими комиссиями, региональными и муниципальными комитетами, департаментами, службами по регулированию цен и тарифов.
Направленность тарифной политики государства в настоящее время определяется: - необходимостью модернизации всей совокупности инженерно-технических сетей (электрических, тепловых, сетей водоснабжения и водоотведения) и покрытия соответствующих затрат предприятий; - необходимостью привлечения инвестиций в отрасль; - необходимостью сдерживания значительных темпов роста тарифов на энергоресурсы и услуги ЖКХ.
С 2006 года для сдерживания необоснованного роста стоимости жизненно важных услуг ФСТ России устанавливает предельные индексы изменения тарифов и индексы изменения платы населения за услуги ЖКХ. Индексы утверждаются в разрезе субъектов РФ.
3 метода регулирования тарифов и надбавок: метод установления фиксированных тарифов (традиционный); метод установления предельных тарифов; метод индексации установленных тарифов.
- 1. Спрос и предложение, факторы их определяющие. Механизмы рыночного равновесия
- 2. Типы выбора потребителя. Основные теории поведения потребителя.
- 3. Рациональное поведение фирмы на рынках готовой продукции в различных конкурентных условиях
- 4. Особенности поведения фирм на факторных рынках
- 5. Макроэкономический анализ. Основные цели и показатели развития национальной экономики.
- 6. Экономическая роль государства. Два типа задач и функции государства в экономике
- 7. Рынок труда и безработица. Особенности рынка труда в посткризисный период. Государственное регулирование рынка труда
- 9. Сущность, направления и основные инструменты фискальной политики
- 10. Необходимость и инструменты монетарной политики: различные варианты регулирования денежного рынка
- 11. Экономические отношения в системе всемирного хозяйства. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.
- 12. Структурная политика государства, структурные кризисы и сдвиги. Проблемы реструктуризации российской экономики.
- 13. Инвестиционная политика государства. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат.
- 14. Сущность и необходимость антимонопольного регулирования. Тарифное регулирование естественных монополий, жкх.
- 15. Распределение доходов, регулирование распределения доходов. Социальная политика.
- 16. Основные принципы и формы кредита. Государственный кредит. Кредитные методы регулирования рыночной экономики.
- 17. Банковская система рф. Место и роль Центрального банка России в денежно- кредитной политике государства
- 18. Функции денег. Понятие денежного обращения. Состояние денежного обращения в Российской Федерации.
- 19. Структура и звенья финансовой системы России. Финансовые институты.
- 20. Сущность и основные функции налогов и сборов. Классификация налогов. Уровни налоговой системы рф.
- 21. Построение бюджетной системы рф. Государственный бюджет. Бюджетный федерализм.
- 22. Формирование региональных и муниципальных бюджетов: проблемы и пути оптимизации. Межбюджетные трансферты.
- 23. Программно-целевой метод управления финансами на региональном и муниципальном уровнях.
- 24. Муниципальное хозяйство как объект управления
- 26.Муниципальная собственность как объект управления
- 27. Основные показатели социально-экономического развития региона.