logo
экономический

14. Сущность и необходимость антимонопольного регулирования. Тарифное регулирование естественных монополий, жкх.

Монополия– это господство на рынке товаров или услуг одного произв-ля, продавца или небол. групп произв-й, продавцов, объед-ся в целях захвата рынка, вытесн. конкурентов, продающих аналогич. товар, контроля цен.

АНР - комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. АНР включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.Главным инструментом гос антимонопольной политики выступает государственно-правовой механизм - антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти.Цели АНР: контроль за ценообразованием; противод. форм-ю новых монополий и разруш. сложившихся; организация пост. антимон. контроля, создание новых предпр., конкур-х с монополистами; сниж. барьеров входа на товар. рынки новых хоз. субъектов, устран. админ., регион. барьеров; развитие добросовест. конкуренции и ее поддерж.; совершенств. практики выявления и пресечения соглашений, напр. на раздел рынка; созд. орг-х товар. рынков – ярмарок, выставок-продаж, аукционов.Методы АНР: 1) Ограничительные меры, примен. к хоз. субъектам, которые наруш. антимон. зак-во. 2) Контроль за усилением экон. концентрации (возник. в рез. создания, реорг. или слияния предпр. и объединений; 3) запрет на недобросовест. конкур. (действия, напр. на приобр. преимуществ, противор. зак-ву; 4) Запреты на действия органов власти и упр-я, которые могут неблагопр. повл. на конкуренцию. 5) Реестр (сост. по рез. анализа сост. товар. рынка и доли предпр. на нем (более или менее 35%) они вкл. / искл.) из гос. реестра.

Осн. напр. гос. регул. в антимон. сфере: принуд. демонополиз.; маркетинг и контроль над ценами, слияние и присоед., ликвидация или разделение мун. унитар. предпр.; антимон. экспертиза новых зак. и норм. актов; налог. политика, заставляющая снижать монопольные цены; льготные кредиты, налог. льготы для хоз-х структур, впервые вступ. на рынок; поддержка и финансирование меропр., приводящих к устран. дефицита на товар. рынках и по их расширению; система конкурсов и торгов.

Тарифное регулирование естественных монополий.

Существует 2 основные модели тарифного регулирования:1. Регулирование рентабельности:

P=C+K*r, гдеP- цена, С - издержки, К - капитал,r- норма рентабельности (США). Преимущества: –безубыточность предприятия; –возможность привлечения инвестиций; –возможность «начать с нуля». Недостатки: –нехватка информации у регулирующего органа;–активное вмешательство регулирующего органа в бизнес;–дороговизна процедуры регулирования;–временной лаг (частичное решение );–отсутствие стимулов к повышению эффективности;–субъективизм в определении нормы рентабельности.

2. Установление потолка цен: P1 =P0 * (RPI–X), гдеP1 – цена в регулируемом периоде,P0 – цена в базовом периоде,RPI– индекс цен,X– коэффициент повышения эффективности. Преимущества: –упрощение и удешевление процедуры регулирования; –появление стимулов к росту эффективности бизнеса; –рост хозяйственной самостоятельности предприятия. Недостатки: –возможность накопления груза прошлых ошибок; –субъективизм в установленииX,RPI; –возможность искажения графика капиталовложений; –повышение требований к уровню менеджмента; –рост рискованности бизнеса в глазах инвесторов.

Система ценообразования в ЖКХ РФ характеризуется различным уровнем государственного регулирования на услуги, работы, оказываемые потребителям, и, прежде всего, населению в жилищной сфере и коммунальном комплексе. ЖКХ - сектор экономики, который работает по регулируемым тарифам, рассчитываемым в порядке и по методическим рекомендациям, утверждаемым Правительством РФ и соответствующими органами власти. Тарифную политику в сфере ЖКХ формирует Правительство РФ (в том числе, установление федеральных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг) совместно с федеральными органами исполнительной власти - Федеральной службой по тарифам, Министерством регионального развития РФ, Минэнерго России и др., а также региональными и муниципальными органами исполнительной власти в области тарифного регулирования - Региональными энергетическими комиссиями, региональными и муниципальными комитетами, департаментами, службами по регулированию цен и тарифов.

Направленность тарифной политики государства в настоящее время определяется: - необходимостью модернизации всей совокупности инженерно-технических сетей (электрических, тепловых, сетей водоснабжения и водоотведения) и покрытия соответствующих затрат предприятий; - необходимостью привлечения инвестиций в отрасль; - необходимостью сдерживания значительных темпов роста тарифов на энергоресурсы и услуги ЖКХ.

С 2006 года для сдерживания необоснованного роста стоимости жизненно важных услуг ФСТ России устанавливает предельные индексы изменения тарифов и индексы изменения платы населения за услуги ЖКХ. Индексы утверждаются в разрезе субъектов РФ.

3 метода регулирования тарифов и надбавок: метод установления фиксированных тарифов (традиционный); метод установления предельных тарифов; метод индексации установленных тарифов.