23. Программно-целевой метод управления финансами на региональном и муниципальном уровнях.
Программно-целевой подход предполагает способ выработки и осуществления плановых управленческих решений, основанных на комплексном анализе проблемы и построении совокупности мер и действий (в форме программы, проекта), направленных на достижение поставленной цели. Целевые программы представляют собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, организационно-хозяйственных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области государственно-федеративного строительства, научно-технического, экономического, инвестиционного, социально-демографического, внешнеэкономического, культурного, экологического и регионального развития.
Федеральные целевые программы являются одним из основных каналов прямых инвестиций из федерального бюджета. Федеральные целевые программы разрабатываются Правительством РФ, а дальше в качестве федерального закона утверждаются Государственной Думой РФ. В этом процессе существует и ряд проблемных сторон, например недостаточно проработан механизм выбора проблем, на решение которых будут направлены ФЦП, и чаще всего присутствует формальный характер проработки необходимости использования финансовых ресурсов. В результате наблюдается общая неэффективность программно-целевого метода. Действенным инструментом активизации экономического роста регионов являются федеральные целевые программы.
ФЦП, направленные на увеличение темпов экономического роста регионов, разделены на следующие основные виды: 1) направленные на активизацию социального и экономического развития; 2) направленные на создание условий воспроизводства основных экономических ресурсов.
Каждый из этих видов ФЦП направлен на решение конкретной совокупности экономических проблем и способствует переходу от решения локальных проблем к системному развитию регионов России. Разработка, реализация и отслеживание эффективности ФЦП основаны на следующих принципах: 1) взаимосвязи ФЦП. Этот принцип состоит в том, что принимаемые программы должны быть связаны между собой и решать комплексные цели и проблемы; 2) наращивания усилий. Результаты, достигнутые на каждом из этапов программно-целевого управления, должны использоваться для реализации последующих задач; 3) экономии ресурсов. Ресурсы, необходимые для реализации ФЦП, должны быть соизмеримы с конечным эффектом от их использования. Соблюдается необходимость минимизации затрат при максимизации результата; 4) «средового воздействия». ФЦП должны быть направлены на формирование условий для устранения действия определенной проблемной сферы; 5) инфраструктурный. ФЦП должны быть направлены на институциональные структуры региональной экономики.
Стратегическими целями федеральной целевой государственной политики регионального развития являются: 1) повышение качества управления и использования финансовых ресурсов на региональном уровне; 2) реформирование социальной и экономической сферы регионов; 3) создание благоприятной экологической ситуации в регионах; 4) повышение конкурентоспособности регионов; 5) концентрация экономических ресурсов регионов для активизации экономического роста и качественной трансформации структуры региональной экономики в целях создания условий для решения проблем в социальной сфере; 6) развитие человеческих ресурсов на уровне региона для создания условий активного экономического роста.
Программно-целевой метод сегодня широко используется для активизации экономического роста регионов как в форме отраслевых ФЦП (направленных только на одну или несколько отраслей), так и комплексных, связанных со всеми сферами региональной экономики.
К основным достоинствам ФЦП относятся: 1) прозрачность (доступный для общественного контроля процесс разработки и реализации ФЦП); 2) определение государственного заказчика на основании тендера; 3) контроль за расходованием средств государственного бюджета, направленных на реализацию ФЦП; 4) возможность объединения различных источников финансирования – частных, государственных, международных; 5) возможность концентрации ресурсов для решения приоритетных проблем; 6) возможность объективной оценки как среднесрочных, так и долгосрочных эффектов; 7) системный характер, позволяющий максимально эффективно достигнуть цели – минимизации затрат при максимизации результатов.
ФЦП: Развитие социальной инфраструктуры: Программа "Жилище" на 2002-2010 годы. Программа "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы. Программа "Культура России (2012-2018 годы)". Программа "Социальное развитие села до 2012 года". Программа "Социальное развитие села до 2013 года" ("Устойчивое развитие сельских территорий Российской Федерации на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", проект). Программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года" ("Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года", проект). Программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы". Программа "Культура России (2006-2010 годы)". Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы. Программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы". Программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы". Программа "Русский язык" на 2011 - 2015 годы. Государственная программа "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы. Развитие транспортной инфраструктуры. Программа "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)". Программа "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2020 годы)". Программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах". Программа "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)". Программа "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года". Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы.Безопасность и экология: Программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы".Развитие науки и технологий: Программа "Глобальная навигационная система"Программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)"Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годыПрограмма "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы"Развитие регионов Программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления.
По состоянию на 1 января 2014 года область принимала участие в 19 федеральных целевых программах: реконструкция инженерных сетей Соловецкого музея заповедника, реставрация объектов культурного наследия федеральной собственности (ФЦП «Культура России»);строительство здания библиотеки и общежития САФУ (Федеральная программа развития образования);строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры ЗАТО «Мирный» (ФЦП «Развитие российских космодромов»); реконструкция аэропортового комплекса «Талаги» (ФЦП «Развитие транспортной системы России»); строительство школы на 132 места в д.Согра Верхнетоемского района, строительство ФАПов, объектов водоснабжения и газификации в сельской местности (ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года»); ФЦП «Развитие физкультуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 г.», ФЦП «Жилище на 2011-2015 годы», ФЦП «Снижение рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года», строительство здания пожарной части в г.Мирном Плесецкого района (ФЦП «Пожарная безопасность в РФ на период до 2012 года») и т.д.
Дорожная карта – это наглядное представление пошагового сценария развития определённого объекта – отдельного продукта, некоторой технологии, целой отрасли и даже плана достижения социальных целей. Дорожное картирование увязывает между собой видение, стратегию и план развития предмета (объекта) и выстраивает во времени основные шаги этого процесса по принципу «прошлое – настоящее – будущее». Сам по себе процесс формирования дорожной карты – это некая ревизия имеющегося потенциала развития изучаемого объекта, обнаружение узких мест, угроз и возможностей роста, потребности в ресурсном обеспечении и т.д. Причём осуществляется этот анализ на основании многоаспектного экспертного обсуждения рассматриваемого объекта людьми различной специализации.
Ресурсное обеспечение - комплексное и пропорциональное обеспечение материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, улучшение их использования. Стратегия развития проекта должна предусматривать дополнительные резервы для устранения возможных неожиданностей.Ресурсное обеспечение мероприятий Программы, включая финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляется государственным заказчиком - координатором за счет различных источников финансирования. Расчеты выполнены в ценах соответствующих лет с учетом коэффициентов-дефляторов.Формирование ресурсного обеспечения целесообразно начать с планирования ресурсов.Раздел ресурсного обеспечения, определяющий затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, должен быть привязан не только к конкретным объектам хозяйства, но и согласовываться с соответствующими разделами плана экономического и социального развития.Матрицы ресурсного обеспечения программы составляются по возможности на основе научно обоснованных или опытно-статистических норм расхода ресурсов.
- 1. Спрос и предложение, факторы их определяющие. Механизмы рыночного равновесия
- 2. Типы выбора потребителя. Основные теории поведения потребителя.
- 3. Рациональное поведение фирмы на рынках готовой продукции в различных конкурентных условиях
- 4. Особенности поведения фирм на факторных рынках
- 5. Макроэкономический анализ. Основные цели и показатели развития национальной экономики.
- 6. Экономическая роль государства. Два типа задач и функции государства в экономике
- 7. Рынок труда и безработица. Особенности рынка труда в посткризисный период. Государственное регулирование рынка труда
- 9. Сущность, направления и основные инструменты фискальной политики
- 10. Необходимость и инструменты монетарной политики: различные варианты регулирования денежного рынка
- 11. Экономические отношения в системе всемирного хозяйства. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.
- 12. Структурная политика государства, структурные кризисы и сдвиги. Проблемы реструктуризации российской экономики.
- 13. Инвестиционная политика государства. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат.
- 14. Сущность и необходимость антимонопольного регулирования. Тарифное регулирование естественных монополий, жкх.
- 15. Распределение доходов, регулирование распределения доходов. Социальная политика.
- 16. Основные принципы и формы кредита. Государственный кредит. Кредитные методы регулирования рыночной экономики.
- 17. Банковская система рф. Место и роль Центрального банка России в денежно- кредитной политике государства
- 18. Функции денег. Понятие денежного обращения. Состояние денежного обращения в Российской Федерации.
- 19. Структура и звенья финансовой системы России. Финансовые институты.
- 20. Сущность и основные функции налогов и сборов. Классификация налогов. Уровни налоговой системы рф.
- 21. Построение бюджетной системы рф. Государственный бюджет. Бюджетный федерализм.
- 22. Формирование региональных и муниципальных бюджетов: проблемы и пути оптимизации. Межбюджетные трансферты.
- 23. Программно-целевой метод управления финансами на региональном и муниципальном уровнях.
- 24. Муниципальное хозяйство как объект управления
- 26.Муниципальная собственность как объект управления
- 27. Основные показатели социально-экономического развития региона.