logo
экономический

27. Основные показатели социально-экономического развития региона.

Анализ социально-экономического развития является отправной точкой работы по управлению региональным развитием. На основе анализа показателей определяются цели социально-экономического развития региона, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса. Социально-экономическое развитие региона - это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений. Тенденции и темпы социально-экономического развития, как РФ, так и ее субъектов зависят от большого количества факторов (показателей). Постановлением Правительства РФ от 11.10.2001 № 717 «О Федеральной целевой программе "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ (2002-2010 годы и до 2015 года)"», была утверждена разработанная Министерством экономического развития РФ методика комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов РФ.

Принципы: комплексность оценки; системность оценки; достоверность исходных данных; соответствие системы индикаторов задачам ежегодного анализа и прогнозирования экономического и социального развития регионов; максимальная информативность результатов оценки уровня; сочетание общеэкономических индикаторов с показателями, отражающими результативность деятельности органов государственной власти субъектов.

Источники информации: годовая статистическая отчетность Гос. комитета по статистике; материалы, полученные от субъектов в ходе осуществления мониторинга и разработки прогнозов социально-экономического развития регионов.

1) валовой региональный продукт на душу населения (тыс. рублей), определяемый как отношение валового регионального продукта (ВРП) к численности населения, деленное на коэффициент уровня покупательной способности.

2) объем инвестиций в основной капитал на душу населения (тыс. рублей), определяемый как отношение объема инвестиций за счет средств всех источников финансирования к численности населения, деленное на коэффициент удорожания капитальных затрат.

3) показатель финансовой обеспеченности на душу населения на основе показателей финансового баланса (тыс. рублей), определяемый как отношение показателя финансовой обеспеченности субъекта к численности населения.

4) соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума.

5) доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения, по данным Федеральной службы государственной статистики;

6) площадь жилищ, приходящаяся в среднем на 1 жителя (кв. метров), по данным Федеральной службы государственной статистики;

7) обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (мест на 1 тыс. детей дошкольного возраста);

8) обеспеченность школами - доля учащихся, обучающихся во 2-ю и 3-ю смену (в процентах), по данным Федеральной службы государственной статистики;

9) выпуск специалистов высшими и гос. средними учебными заведениями (специалистов на 10 тыс. человек населения);

10) обеспеченность населения врачами и средним медицинским персоналом (на 10 тыс. человек населения);

11) обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями (посещений в смену на 10 тыс. человек населения), по данным Федеральной службы государственной статистики.

а основании этих показателей рассчитывается интегральный показатель уровня социально-экономического развития субъекта и эффективности деятельности власти.

Прирост производства ВРП области по итогам 2012 года оценивается в 10,5% к предыдущему году, что выше аналогичного показателя в среднем по Северо-Западному федеральному округу (3,8%). Объем ВРП на душу населения в Архангельской области с 2010 по 2012 год увеличился с 176,9 до 248,5 тысячи рублей. При этом величина среднедушевого ВРП региона оставалась ниже аналогичного показателя по округу - восьмое место среди регионов СЗФО и 36-е – по России.

По итогам 2012 года по индексу промышленного производства Архангельская область вышла на первое место среди субъектов СЗФО, при этом рост к уровню докризисного 2008 года составил 109,6%.

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в регионе увеличился с 57,1 млрд. рублей в 2010 году до 112,1 млрд рублей в 2012 году. В течение 2010-2012 годов на территории Архангельской области был реализован 61 инвестиционный проект на общую сумму 15,1 млрд рублей, что позволило создать 890 новых рабочих мест. К 2012 году размер среднедушевых инвестиций в области превысил данный показатель по Российской Федерации и практически достиг среднего уровня по Северо-Западному федеральному округу.

В январе - декабре 2012 года наблюдался рост реальных денежных доходов населения на 2,9% по отношению к соответствующему периоду предыдущего года (по России - на 4,8%, по СЗФО - на 3,1%). Доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума составила 14,1%.

Состояние экономики Архангельской области в 2012 году характеризуется следующими основными показателями: Индекс промышленного производства 2012г. к 2011 (в %)-95,8 %, Ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования, тыс. м2 общей площади-298,5. Продукция сельского хозяйства, млн. руб-11867,3. Оборот розничной торговли, млн. руб.-162353,2. Объем платных услуг населению, млн. руб.-54687,2. Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника, руб. - 27953,0. Индекс потребительских цен (декабрь 2012 года в % к декабрю 2011 года) - 105,9. Денежные доходы (в среднем на душу населения), руб. - 23185,0. Численность официально зарегистрированных безработных на конец периода, тыс. человек11,0.

Денежные доходы По предварительным данным, в 2012 году денежные доходы на человека в месяц составили 23185,0 рубля, что на 8,1% больше, чем в 2011 году, денежные расходы, соответственно, – 21589,8 рубля и на 9,4%. Реальные располагаемые денежные доходы на душу населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) увеличились за этот период на 2,8%.

Оплата труда. Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций, включая субъекты малого предпринимательства, за январь-ноябрь 2012 года составила 27953,0 рубля и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2011 года на 14,6%. При этом в реальном исчислении (с учетом индекса потребительских цен) она увеличилась на 9,7%.

Занятость населения. По состоянию на 1 января 2013 года официально зарегистрированы в государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных 11,0 тыс. человек, или 1,6% экономически активного населения. По сравнению с 1 января 2012 года численность безработных граждан уменьшилась на 1,2 тыс.человек или на 9,9%.

Нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в органах государственной службы занятости, на одну заявленную вакансию составила к концу декабря 2012 года 1,4 человека.

По предварительной оценке численность населения Архангельской области к началу 2013 года не превысит 1202,5 тыс. человек, что на 11 тыс. человек (0,9%) меньше, чем на 1 января 2012 года. На сокращение численности в наибольшей степени повлиял продолжающийся миграционный отток северян, доля которого в общей убыли составляет 92,9% (10,2 тыс. человек).

Доля естественной убыли в общем сокращении численности составила - 7,1%, которая в 2012 году, значительно (более чем в два раза) уменьшилась за счет роста числа родившихся и снижения числа умерших. Снижение смертности населения отмечено практически по всем основным причинам смерти, за исключением инфекционных и паразитарных болезней и болезней органов пищеварения. Среди причин смерти по-прежнему лидируют болезни системы кровообращения, новообразования и внешние причины.

Число зарегистрированных браков и разводов в прошедшем году в области, по сравнению с 2011 годом уменьшилось на 17,8% и 6,4% соответственно. В расчете на каждую тысячу вновь созданных супружеских пар в области пришлось 603 распавшихся (за 2011 год – 529).

28.Государственная региональная политика: цели, объекты, методы и направления.

Региональная политика - составная часть гос регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения. Является составной частью политики государства, направленная на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития. Основными объектами являются: административно-территориальные деления (области, края); единицы политико-территориального деления (автономии, образованные на моно- или полиэтнической основе); субъекты федерации. В чрезвычайных ситуациях объектами становятся зоны стихийных и экологических бедствий, конфликтов. Региональная политика охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т. д. Главная цель региональной политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны.

Региональная политика - законодательно оформленная система правовых, организационных, институциональных и финансово-экономических мер, определяющих деятельность федеральных органов гос. власти, их территориальных органов, органов гос. власти субъектов РФ, органов МСУ, объединений бизнеса и иных институтов гражданского общества, направленная на достижение целей и решение задач политического, экономического и социального развития регионов в соответствии с основными направлениями внутренней и внешней политики государства. Базовая цель - обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов РФ. Это предполагает, с одной стороны, сокращение различий в уровне социально-экономического развития субъектов РФ. С другой стороны - обеспечение баланса между наращиванием экономического потенциала субъектов РФ и обеспечением комфортной среды обитания для населения, созданием равных возможностей для граждан РФ независимо от места проживания в реализации своих социальных и экономических прав и удовлетворении потребностей. ЗАДАЧИ: рациональное размещение федеральной производственной и социальной инфраструктуры с учетом конкурентных преимуществ регионов; переход к новым принципам применения финансово-бюджетных инструментов региональной политики; внедрение механизмов, обеспечивающих дополнительные стимулы к повышению эффективности деятельности органов гос. власти субъектов РФ и органов МСУ по развитию территорий.

Элементы: 1) Налоговая политика - определение налоговых платежей и льгот, определяющих налоговую систему региона и режим налогообложения предпринимательской деятельности. 2) Бюджетная - механизм формирования и использования гос. финансовых ресурсов и их перераспределения между регионами. 3) Ценовая - гос. регулирование цен и тарифов, способы и формы этого регулирования. 4) Инвестиционная - мера по поддержке инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, распределению бюджетных капиталовложений. 5) Структурная - система мер по поддержке и реструктуризации отраслей экономики. 6) Социальная политика.

Основные направления: - координирование взаимодействия уровней управления экономикой как на региональном уровне, так и на общегосударственном; - определение эффективного направления специализации региона с учетом особенностей региона; - подъем экономики депрессивных районов; - освоение новых районов, с учетом их ресурсного потенциала; - проведение единой социальной политики и др. В настоящее время роль региональной политики в РФ постоянно возрастает. Каждый субъект федерации имеет свой уровень социально-экономического развития, природно-ресурсный потенциал, производственную специализацию. Поэтому направление региональной политики не может быть стандартным для всех регионов, ее необходимо координировать, опираясь на конкретные данные.

Методы проведения региональной политики- прямой и косвенный.

При прямых методах проведения региональной политики государство активно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства (создание центров роста, промышленных парков, инфраструктуры в районах предпочтения и пр.). При косвенных государство через финансовую (налоговую, таможенную) систему стремится создать соответствующий экономический «климат» в тех или иных районах для стимулирования их ускоренного развития и управления миграционными потоками.

Методы прямого участия тесно связаны с административными - это осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов; размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы.

Методы косвенного регулирования: создание специальных фондов регионального развития, которые должны аккумулировать финансовые ресурсы для решения различных региональных проблем: проведения политики субвенции для предприятий, находящихся в сложных социально-экономических и экологических условиях; привлечения частных инвесторов для решения задач региональной политики; компенсации дополнительных затрат, которые несут хозяйствующие субъекты при размещении своих предприятий в районах со сложными условиями; предоставления налоговой скидки «на истощение недр»; установления льготных ставок арендной платы при изъятии площадей под строительство предприятий, имеющих важное значение для совершенствования отраслевой и территориальной структуры экономики; применения повышенных цен на экологически чистую продукцию; введения санкций для предприятий, загрязняющих окружающую среду, особенно в наиболее неблагополучных регионах.

Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов (2005-2020). ПРИОРИТЕТЫ: Формирование из регионов - «локомотивов роста» нового опорного каркаса страны, Формирование региональных модулей Национальной инновационной системы, Создание условий для модернизации промышленности, поддержка и развитие конкурентоспособных экономических (территориальных производственных) кластеров, Создание системы управления человеческими ресурсами. Повышение мобильности населения, обеспечение эффективного миграционного баланса в стране. Развитие региональной занятости населения, Улучшение качества государственного (муниципального) управления в регионах, в первую очередь повышение эффективности использования общественных финансов.

В апреле 2014г. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N307 "была утверждена новая редакция государственной программы «Региональная политика и федеративные отношения». Подпрограммы Программы, федеральные целевые программы-подпрограмма 1 "Совершенствование федеративных отношений и механизмов управления региональным развитием";подпрограмма 2 "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России";подпрограмма 3 "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом"; Федеральная целевая программа "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)"; Федеральная целевая программа "Сохранение и восстановление комплекса духовного, культурного, природного наследия и развития инфраструктуры Соловецкого архипелага на 2014 - 2019 годы".

Цель Программы-обеспечение сбалансированного развития субъектов РФ.

Сроки реализации Программы - 2013 - 2020 годы

Объем бюджетных ассигнований Программы - общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 149161604 тыс. рублей

29. Производственная и социальная инфраструктуры региона.

Региональная экономика представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных производств, расположенных на отдельной территории и образует отдельную систему социально-экономических отношений. Экономика региона – сложное и комплексное многоотраслевое хозяйство, для которого в той ил иной степени необходимо решать почти все проблемы развития экономики страны в целом.Инфраструктура – это комплекс отраслей и хозяйствующих звеньев, обслуживающих производство и жизнедеятельность людей. Различают производственную и социально–бытовую инфраструктуру.

Производственная инфрастуктура включает все отрасли или хозяйственно самостоятельные звенья, не входящие в состав производственных подразделений, организационно отдельно от них и обслуживающих собственно производство. Производственная инфрастуктура включает все виды грузового транспорта и транспортного хозяйства в целом (железнодорожные станции, морские и речные порты, доки, депо, объекты, обеспечивающие бесперебойное функционирование нефте- и газопроводов, промышленный транспорт и т.п.); линии электропередач, формирующих энергосистемы различного масштаба; совокупность взаимодействующих средств передачи и обработки информации; объекты, обеспечивающие рациональное использование природных ресурсов и других систем и сооружений, которые непосредственно не используются в производстве материальных благ, но без которых не может обеспечиваться нормальное производство.

Социально–бытовая инфраструктура, обслуживающая жизнедеятельность людей включает отрасли, услуги, такие как торговля, здравоохранение, образование и культура, все виды пассажирского транспорта и связь (занятые обслуживанием населения), городские коммуникационные сооружения, гостиничное хозяйство, общественное питание, систему учреждений отдыха и туризма и другие подразделения непроизводственной сферы. Социальная инфраструктура, определяющая среду обитания и развития личности, является базой обеспечения качества жизни населения в регионах.

Экономике региона, независимо от его типа, присуща внутренняя хозяйственная целостность.

Хозяйство региона имеет сложную отраслевую и территориальную структуру. Отраслевая структура - совокупность отраслей хозяйственного комплекса, характеризующихся определенными пропорциями и взаимосвязями. В отраслевом плане структура единого хозяйственного комплекса представлена такими двумя сферами, как материальное производство (производственная сфера) и нематериальное производство (непроизводственная сфера). Основу единого хозяйственного комплекса составляет сфера материального производства. Производственная сфера включает: отрасли, создающие материальные блага потребителю -промышленность, сельское хозяйство, строительство; отрасли, доставляющие материальные блага потребителю - транспорт, связь; отрасли, связанные с процессом производства в сфере обращения, - торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки. Непроизводственная сфера - наименование отраслей экономики, результаты деятельности которых принимают преимущественно форму услуг: жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание населения; здравоохранение, физическую культуру; просвещение; культуру; науку и научное обслуживание и т.д.

Региональное хозяйство обладает специфическими особенностями:

1. Это, прежде всего, его некоторая усеченность, недостаточная комплексность хозяйства, более рельефно выраженная монокультурность. Особенно эта черта проявляется для регионов небольших масштабов, приравненных к субъектам Федерации (области и т.п.). Так, для Архангельской области характерно отсутствие развития ряда отраслей хозяйства (легкая, пищевая).

2. Промежуточное положении регионального хозяйства между федеральным и местным уровнем управления (так называемый мезоуровень). Это накладывает весьма специфические требования к организационно-экономическому механизму управления: необходимость вписаться в общероссийскую стратегию реформирования и одновременно учесть региональные особенности, разграничить полномочия не только с центром, но и с местными органами власти, включая и раздел собственности, источников доходов бюджетов разного уровня и т. п.

3. Тесная связь с природно-географическим фактором. Действительно, наличие ресурсов, их объем, качество земли, природно-климатические условия, месторасположение все это играет ключевую роль в экономике регионов. Сюда же следует отнести и степень развитости производственного потенциала, уровень экономического развития данной территории в целом. Известно, что одни регионы высокоразвиты, другие, наоборот, имеют низкий уровень развития. Следовательно, и региональная политика не может не учитывать реального положения дел.

4. Связь региональной экономики непосредственно с населением. Органы власти и управления регионом несут значительную ответственность за жизнеобеспечение населения. Они подвергаются давлению снизу, если случаются перебои в жизнеобеспечении. Поэтому социальный фактор играет первостепенную роль при выборе экономической стратегии развития, в управлении региональным хозяйством.

5. Принципиальным свойством регионального хозяйства является, то, что регион не может быть обречен на ликвидацию («банкротство»), на механическое прекращение своих функций по жизнеобеспечению населения. Особенностью его функционирования в случае неблагоприятных обстоятельств, является нарушение процесса воспроизводства, экономических, демографических и природных процессов, что выражается в депрессивности региона. Соответственно, экономическая политика в регионах должна предусматривать в качестве стратегического курса разработку антидепрессивных мер на всех уровнях управления.

Структура экономики Архангельской области и социальная диверсификация населения региона за последние годы претерпели существенные изменения. Увеличение доли сырьевых и энергетических отраслей в структуре экономики региона повышают сырьевую зависимость Архангельской области от внешнеэкономической конъюнктуры рынков (леса, нефти, газа и т.д.). Структура экономики, доставшаяся от административно-комадной системы, в сравнении с большинством регионов была наименее чувствительной к рыночным преобразованиям, имела сырьевую и военную промышленность. Центр рассматривал область как сырьевую базу народнохозяйственного комплекса страны, не размещая здесь обрабатывающих мощностей по глубокой переработке сырья. Территориально промышленное производство сосредоточено в основном в трех центрах: Архангельский (Архангельск, Северодвинск, Новодвинск), Котласский (Котлас, Коряжма), Онежский (Онега с Онежским районом). При этом в Архангельском промышленном узле сосредоточено более половины областного промышленного производства и столько же промышленного персонала. Такая территориальная концентрация промышленности сдерживает социально-экономическое развитие других районов, оказывает сильное антропогенное давление на окружающую среду, вызывая ее интенсивное загрязнение. Огромные пространства области с разноуровневым состоянием экономики и природно-климатических условий при низкой плотности населения и слаборазвитой транспортной инфраструктуры создают дополнительные трудности в развитии как минирегионов (районов), так и макрорегиона в целом – Архангельской области. Неразвитость социальной инфраструктуры. Набор жизненных благ, направленных на облегчение адаптации и проживания людей на Севере, за немногим исключением уступает среднероссийским критериям и зачастую не соответствует минимальному уровню социальных стандартов. Это касается прежде всего дорог с твердым покрытием, недостатком жилья и особенно благоустроенного. Архангельская область, располагая мощным ресурсным потенциалом, не занимает подобающего ей положения ни по экономическому развитию, ни по жизненному уровню населения.

30. Социально-экономические проблемы стратегического развития региона.

Региональная организация Российской Федерации во многом сформировалась в эпоху плановой индустриализации. Процессы привели к возникновению целого комплекса новых экономических, социальных и политико-правовых проблем, непосредственно отразившихся на устойчивости социально-экономической ситуации в отдельных российских территориях и в целом всей региональной организации страны.

Экономические структурные проблемы

1. Постепенная рыночная оптимизация хозяйственной деятельности и численности населения в регионах, столкнувшись с неэффективной пространственной организацией страны, привела к росту расходов на поддержание инфраструктурного хозяйства, избыточного в теряющих население и производственные активы территориях и недостаточного в растущих регионах (ограниченность возможностей портового хозяйства, экспортных трубопроводов в нефтегазовом комплексе, систем жизнеобеспечения в ЖКХ). 2. Унаследованная от СССР система расселения и территориальная хозяйственная организация предопределили закрепление в первую очередь сырьевой специализации страны. Наиболее конкурентоспособной на мировом рынке частью страны оказываются сырьевые зоны России. Отсутствие зон высокоорганизованной урбанистической среды жизни (дефицит современных городских инфраструктур, информационных каналов, экологически благоприятных условий жизни в населенных пунктах, ограниченная транспортная доступность основных мировых центров) становится препятствием для концентрации на территории Российской Федерации ресурсов будущего: высококвалифицированной мобильной рабочей силы, инновационных технологий, источников информации, брэндов, культурных ценностей и так далее.

3. Складывающаяся новая иерархия регионов не всегда обеспечивает рост связанности в стране. Существующие старые региональные границы, поддержанные административно, блокируют процессы социально-экономического развития, регионы-лидеры пока слабо влияют на развитие других территорий.

4. Доминирующая в стране внутренняя производственно-территориальная организация большинства регионов не обеспечивает их конкурентоспособность в глобальном рынке. В результате советской политики размещения производительных сил в России не существует практически ни одного конкурентоспособного территориального кластера как динамичной и внутренне конкурентной сети близко локализованных предприятий, производящих одну и ту же или смежную продукции и совместно обеспечивающих хорошие рыночные позиции для страны, отрасли и самих предприятий. Примерно одна четверть всех субъектов Российской Федерации имеет монопрофильную экономику и основным донором их бюджетов выступают не производственные сети, а крупные вертикально-интегрированные корпорации.

Социальные (демографические, квалификационные и этнокультурные) проблемы

Сложившаяся региональная организация Российской Федерации пока не в полной мере обеспечивает воспроизводство и капитализацию ключевого актива страны — человеческих ресурсов. В силу этого региональное развитие сталкивается с целым комплексом социальных (демографических, квалификационных, этнокультурных) проблем.

1. Сложившаяся в результате первичной индустриализации система расселения России не обеспечивает воспроизводства человеческих ресурсов в большинстве регионов.

2. Сохранение нынешнего уровня рождаемости (при неизменной смертности и отсутствии миграционного прироста) может к 2050 году привести к ежегодной убыли населения в размере 1,8% и увеличению доли населения пенсионного возраста. Сокращение численности детей и подростков приведет к возникновению проблем трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал Российской Федерации. Уменьшение численности населения рабочих возрастов создает угрозу сокращения экономического потенциала страны. В условиях ожидаемого экономического роста, сокращение экономически активного населения вызовет дефицит рабочей силы.

3. В стране чрезвычайно мало привлекательных для миграционного притока населения регионов.

4. Низкая мобильность населения внутри страны также постепенно превращается в чрезвычайно острую проблему регионального развития России. Для целого ряда регионов одним из главных барьеров для экономического роста становится дефицит трудовых ресурсов.

5. Низкая пространственная мобильность накладывается на низкую квалификационную мобильность населения.

6. Сложившаяся региональная организация страны пока не в полной мере обеспечивает воспроизводство и капитализацию ключевого актива - человеческих ресурсов. Это выражается в дестабилизации качества жизни населения части российских регионов, их сильной стратификации по данному показателю, как между субъектами Российской Федерации, так и внутри них. Такая социальная стратификация российского общества не позволяет, во-первых, включить население в софинансирование социальных реформ в области здравоохранения, образования и ЖКХ, без чего будущее реформ остается весьма проблематичным. Во-вторых, рассчитывать на определенный рост рынка потребления, при нынешних объемах которого невозможен быстрый рост экономики, соответственно, и проблематична задача удвоения ВВП в заданные сроки. В-третьих, социальная стратификация не позволяет рассчитывать на изменение структуры формирования доходной части бюджетов различного уровня (в смысле увеличения доли участия населения). В-четвертых, блокирует появление в ближайшем будущем устойчивых институтов гражданского общества на территориях.

7. В России сложилась недостаточная продуктивность межэтнических и межконфессиональных, кросскультурных взаимодействий, которые обеспечивали необходимое для развития культурное разнообразие.

Практически все негативные тенденции развития, характерные для России, оказывают влияние и на развитие Архангельской области. На ситуацию в регионе влияют также региональная специфика и неблагоприятные природно-климатические условия. Основные проблемы социально-экономического развития-области: существующий уровень транспортной инфраструктуры не позволяет эффективно использовать все виды транспорта; рост издержек производства предприятий реального сектора экономики и ухудшение их финансового состояния, вызванные опережающим ростом цен и тарифов на энергоносители, продукцию и услуги естественных монополий и добывающих отраслей; невысокие темпы модернизации к обновлениям производства; не получило должного развития жилищное строительство (в жилом фонде области значительный рост, доли ветхого и аварийного жилья); демографические проблемы - естественная и миграционная убыль, высокая смертность в трудоспособном возрасте ведут к увеличению демографической нагрузки; невысокий уровень жизни населения при значительной социальной и экономической дифференциации (в Архангельской области ниже черты бедности проживает пятая часть населения); проблема занятости и квалифицированных кадров (имеет место несоответствие между потребностями в кадрах реального сектора экономики и предложениями на рынке труда); проблемы состояния окружающей среды.

Арктика - это многомерноефизико-географическое, водно-территориальное, социально-экономическое,этническое, культурное, геополитическое пространство, примыкающее к

Северному полюсу и включающее окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов, пять приарктических государств.В Арктической зоне производится продукция, обеспечивающаяполучение более десяти процентов национального дохода России (при доленаселения, равной одному проценту) и составляющая более двадцати процентаобъема общероссийского экспорта. Здесь сконцентрирована добычаприродного газа, апатитового концентрата, многих стратегически важныхцветных и драгоценных металлов (никель, медь, кобальт и другие). Арктический макрорегион России объединяет районы Арктики иКрайнего Севера России, основными зонами специализации которого станетдобыча сырья (в том числе в полярных широтах и на шельфе арктическихморей), интенсификация развития лесопромышленного комплекса ивыполнение функций глобальной транспортно-транзитной зоны. Арктическиймакрорегион должен является одним из опорных регионов международного сотрудничества России через проекты совершенствования схемы управленияединой транспортной системой Севера России, включая Северный морскойпуть, связь с БАМ, речные артерии Сибири и воздушный транспорт,формирования опорной сети автомобильных дорог, а также создания новых иразвитие существующих магистральных трубопроводов, специализированныхморских терминалов для обеспечения транспортировки сырья в районыпереработки и сбыта. При этом важнейшую роль будут играть проектыразвития транспортно-логистической инфраструктуры.