6. Экономическая роль государства. Два типа задач и функции государства в экономике
2 подхода к обозначению роли гос-ва в экономике. 1. Гос-во «в экономике», т.е. экономические субъекты: домохозяйство, фирма и гос-во равновесны. 2. Гос-во «над экономикой», т.е. гос-во возвышается как социальный институт, проявляющий абсолютные властные полномочия, устанавливает рамки и границы экономическим субъектам.
Классическая(экономический либерализм) Основатели: А.Маршалл, Э.Чемберлин, Л.Мизес, Ф.Хайек, М.Фридмен. Экономика - равновесная и относительно гармоничная система, саморегулирующийся механизм, в котором компетентный эгоизм всех ее членов через посредство свободной конкуренции ведет к наибольшему благосостоянию всего общества. Вмешательство гос-ва в действия рыночных сил наносит им огромный ущерб, затрудняя достижение индивидуумом и обществом своего оптимума. Такой подход, разработанный А. Смитом получил название экономического либерализма. Минимальная роль гос-ва, для поддержания закона и порядка, охраны изащиты частной собственности и конкуренции. Гос-во, не вмешиваясь непосредственно в действия рыночных сил, должно создавать благоприятные экономические условия для эффективного функционирования рынка и предпринимательства. Гос-во необходимо для формирования элементов экономического порядка. М.Фридмен: важным условием эффективного функционирования рыночного механизма является стабильное денежное обращение (теория "монетаризма ", количественная теория денег).Кейнсианство(Дж.М.Кейнс, П. Самуэльсон). Как и классики, кейнсианцы не отрицают роли рыночной экономики, жизнь которой организует, координирует и направляет преимущественно рынок – механизм свободных цен, прибылей и убытков, равновесия спроса и предложения. Но оценка возможностей этого механизма различна. Кейнс впервые признал экономическую сущность гос-ва. Кейнсианцы создали концепцию экономического системы, регулируемой как рынком, так и гос-вом. Ее нередко называют кейнсианской смешанной экономикой. Цели гос. экономической политики, - это высокий уровень занятости рабочей силы, стабильность экономического развития, стимулирование экономического роста, социальная политика, обеспечение социальной справедливости в распределении.Институционализм(экономический дирижизм) (Фр.Перру, Я.Тинберген и Г.Мюрдаль. Концепция индикативного планирования (ИП) и прогнозирования. Основу составляет идея "согласованного хозяйства ", т.е. добровольное согласие всех заинтересованных субъектов на осуществление задач, содержащихся в плане. Главную задачу сторонники концепции видели в том, чтобы добиться структурной перестройки экономики, роста концентрации пр-ва и капитала в целях приспособления к внешней конкуренции, обеспечения конкурентоспособности товаров на мировом рынке. Принцип избирательности гос политики был положен в основу концепции "привилегированных точек применения силы" (отрасли-моторы, движущие силы прогресса).
Двойственность положения государства заключается в том, что государство находится в экономической системе, и в то же время над ней. 2 типа задач: 1. Цель - распределение ограниченных ресурсов по способам их наилучшего использования. Реализуется через кривую производств возможностей. Эффективность в распределении считается достигнутой тогда, когда невозможно путем перераспределения благ повысить благосостояние одного человека, не уменьшая при этом уровня жизни другого. Этот принцип получил название эффективности по Парето. Однако при решении вопроса о том, для кого производить, возникает не только проблема эффективности в распределении, но и проблема справедливости. 2 тип задач связан с социальной подсистемой, системой социальной справедливости, это задача социальной гармонизации. Решая 1 тип гос-во действует для всего общества в целом, 2 - опр. слоям населения гос-во помогает, улучшая их положение, а другим - ухудшает. Функции: 1.Функции, связанные с обеспечением рыночного механизма хозяйствования: - создание условий для развития и упрочнения рыночных отношений, рыночной инфраструктуры; - определение места гос-ва в современных хозяйственных системах, выбор путей обеспечения интегрального взаимодействия государства и рыночных регуляторов экономики. 2. Функции, связанные с решением социальных проблем: - организация пр-ва обществ-х товаров и услуг; - обеспечение функционирования социальной сферы.
- 1. Спрос и предложение, факторы их определяющие. Механизмы рыночного равновесия
- 2. Типы выбора потребителя. Основные теории поведения потребителя.
- 3. Рациональное поведение фирмы на рынках готовой продукции в различных конкурентных условиях
- 4. Особенности поведения фирм на факторных рынках
- 5. Макроэкономический анализ. Основные цели и показатели развития национальной экономики.
- 6. Экономическая роль государства. Два типа задач и функции государства в экономике
- 7. Рынок труда и безработица. Особенности рынка труда в посткризисный период. Государственное регулирование рынка труда
- 9. Сущность, направления и основные инструменты фискальной политики
- 10. Необходимость и инструменты монетарной политики: различные варианты регулирования денежного рынка
- 11. Экономические отношения в системе всемирного хозяйства. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.
- 12. Структурная политика государства, структурные кризисы и сдвиги. Проблемы реструктуризации российской экономики.
- 13. Инвестиционная политика государства. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат.
- 14. Сущность и необходимость антимонопольного регулирования. Тарифное регулирование естественных монополий, жкх.
- 15. Распределение доходов, регулирование распределения доходов. Социальная политика.
- 16. Основные принципы и формы кредита. Государственный кредит. Кредитные методы регулирования рыночной экономики.
- 17. Банковская система рф. Место и роль Центрального банка России в денежно- кредитной политике государства
- 18. Функции денег. Понятие денежного обращения. Состояние денежного обращения в Российской Федерации.
- 19. Структура и звенья финансовой системы России. Финансовые институты.
- 20. Сущность и основные функции налогов и сборов. Классификация налогов. Уровни налоговой системы рф.
- 21. Построение бюджетной системы рф. Государственный бюджет. Бюджетный федерализм.
- 22. Формирование региональных и муниципальных бюджетов: проблемы и пути оптимизации. Межбюджетные трансферты.
- 23. Программно-целевой метод управления финансами на региональном и муниципальном уровнях.
- 24. Муниципальное хозяйство как объект управления
- 26.Муниципальная собственность как объект управления
- 27. Основные показатели социально-экономического развития региона.