22. Формирование региональных и муниципальных бюджетов: проблемы и пути оптимизации. Межбюджетные трансферты.
В последние годы субъекты Федерации получили опр. права в области налогообложения и распоряжения региональной собственностью. В результате укрепилась зависимость доходной базы регионального бюджета от эффективности управления. НО Существующие доходные источники нельзя признать исчерпывающими, и это является причиной несбалансированности бюджетов субъектов РФ. Упорядочение финансового обеспечения полномочий субъектов РФ - важн. условие укрепления российской государственности на основе принципов финансовой самостоятельности. Регион. бюджеты - второй уровень иерархически построенной бюджетной системы. По своему статусу занимают двойственное положение, с одной стороны, имеют самостоятельные источники формирования доходов и направления расходования средств, а с другой стороны, занимают промежуточное место в финансово-бюджетной системе: получая помощь из федерального бюджета, сами оказывают аналогичное финансовое содействие местным бюджетам. Регион. бюджеты предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на гос. органы управления субъектов. В современных условиях регион. органы призваны обеспечить устойчивое, комплексное, пропорциональное развитие регионов, расширенное воспроизводство социально-экономического развития территорий. В то же время государство через региональные бюджеты активно проводит экономическую политику и осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С ростом экономической самостоятельности регионов существенно меняется роль регион. бюджета в финансировании программ социально-экономического развития. При этом, с одной стороны, регион. бюджет становится основным источником финансирования развития территории, с другой - доходная часть регионального бюджета не только начинает зависеть от эффективности экономической деятельности на территории, но у органов власти появляются инструменты активизации предпринимательской деятельности в регионе. Регион. бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Регион. бюджет и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта. Доходы регион. бюджетов формируется за счет распределения и перераспределения созданного валового продукта: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес, средства, выделяемые региону при перераспределении ресурсов, остающихся у предприятий и организаций, а также при перераспределении средств вышестоящих бюджетов. Собственные доходы бюджетов - это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответств. бюджетами законодательством РФ. В зависимости от уровня экономического развития их доля в доходах субъектов РФ различается. Чем ниже этот уровень, тем меньшую часть территориальных бюджетов составляют собственные доходы. Для финансового обеспечения выполнения функций социально-экономического развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджет субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает регулирующие доходы. В расходной части региональных бюджетов основные направления: обеспечение функционирования органов власти, обеспечение реализации региональных целевых программ, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведение органов власти субъектов РФ и т.д. Главное место в расходах обычно занимают ассигнования на отрасли народного хозяйства.
МСУ - обязательный компонент демократического гос. строя. Финанс. база - бюджет. Местный бюджет - форма образования и расходования средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Доходы местных бюджетов - собственные и полученные в виде субвенций для осуществления отдельных государственных полномочий. К собственным: доходы от местных, региональных и федеральных налогов и сборов, закрепленные за местными бюджетами; безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности; доходы от использования муниципального имущества; часть прибыли муниципальных предприятий; штрафы, добровольные пожертвования и иные поступления. Основную часть местных бюджетов составляют налоговые доходы, т.е. доходы от федеральных и местных налогов и сборов. Перечень и ставки устанавливаются федеральным и региональным законодательством о налогах и сборах. Уровень собственных доходов очень мал-2-5% бюджетных расходов. Главным направлением использования средств - расходы, связанные с жизнеобеспечением человека: расходы на социально-культурные мероприятия (на дошкольное воспитание, начальное и общее среднее образование, здравоохранение, физическую культуру, культуру и искусство и т.д.), на ЖКХ. В данный момент органы МСУ поставлены в полную зависимость от решений как федеральных, так и региональных органов власти и отчислений от налогов, дотаций и субвенций, которые они получают сверху. Взаимоотношения федерального и региональных бюджетов также требуют упорядочения. Помощь регионам из федерального бюджета осуществляется не только посредством перечислений на определенные цели, но и в виде всяких льгот по налогам, которые должны по общему порядку поступать в федеральный бюджет, а также в других формах. Такое положение открывает простор для субъективизма, скрытых дотаций, определяемых не только реальным положением дел в регионах, но и политическими и иными мотивами.
Условие эффективности межбюджетных отношений - финансовое обеспечение расходных полномочий, исполнение которых возложено на региональный и местный органы власти, должно осуществляться, прежде всего по принципу опоры на собственные силы и лишь недостающей части по объективным причинам - за счет перераспределения средств бюджетов другого уровня. Для сбалансированности бюджетов и реализации принципа самостоятельности необходимо увеличение доходной части местных бюджетов преимущественно за счет налогов+введение четких правил разграничения расходных обязательств по уровням бюджетной системы+возможность опр. расширения налоговой автономии для региональных властей+ закрепление нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов РФ Бюджетным кодексом, а не законами о бюджете+ введение новых форм и принципов распределения межбюджетных трансфертов+ установление единых принципов построения межбюджетных отношений в субъектах РФ при обеспечении самостоятельности регион. властей в их реализации.
Для повышения результативности решения текущих задач территориальных бюджетов важную роль играют межбюджетные трансферты - это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету. Группы: нецелевые дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности; целевые трансферты; компенсационные выплаты. Формы: Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств на возвратной и возмездной основах; Дотация - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету на безвозмездной и безвозвратной основе. Субвенция - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы. Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2012-2014гг. Задачи: - корректировка механизмов оказания финансовой помощи субъектам в целях повышения ее эффективности; - создание стимулов по наращиванию доходной базы региональных и местных бюджетов;- совершенствование системы разграничения расходных обязательств между уровнями бюджетной системы.
- 1. Спрос и предложение, факторы их определяющие. Механизмы рыночного равновесия
- 2. Типы выбора потребителя. Основные теории поведения потребителя.
- 3. Рациональное поведение фирмы на рынках готовой продукции в различных конкурентных условиях
- 4. Особенности поведения фирм на факторных рынках
- 5. Макроэкономический анализ. Основные цели и показатели развития национальной экономики.
- 6. Экономическая роль государства. Два типа задач и функции государства в экономике
- 7. Рынок труда и безработица. Особенности рынка труда в посткризисный период. Государственное регулирование рынка труда
- 9. Сущность, направления и основные инструменты фискальной политики
- 10. Необходимость и инструменты монетарной политики: различные варианты регулирования денежного рынка
- 11. Экономические отношения в системе всемирного хозяйства. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.
- 12. Структурная политика государства, структурные кризисы и сдвиги. Проблемы реструктуризации российской экономики.
- 13. Инвестиционная политика государства. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат.
- 14. Сущность и необходимость антимонопольного регулирования. Тарифное регулирование естественных монополий, жкх.
- 15. Распределение доходов, регулирование распределения доходов. Социальная политика.
- 16. Основные принципы и формы кредита. Государственный кредит. Кредитные методы регулирования рыночной экономики.
- 17. Банковская система рф. Место и роль Центрального банка России в денежно- кредитной политике государства
- 18. Функции денег. Понятие денежного обращения. Состояние денежного обращения в Российской Федерации.
- 19. Структура и звенья финансовой системы России. Финансовые институты.
- 20. Сущность и основные функции налогов и сборов. Классификация налогов. Уровни налоговой системы рф.
- 21. Построение бюджетной системы рф. Государственный бюджет. Бюджетный федерализм.
- 22. Формирование региональных и муниципальных бюджетов: проблемы и пути оптимизации. Межбюджетные трансферты.
- 23. Программно-целевой метод управления финансами на региональном и муниципальном уровнях.
- 24. Муниципальное хозяйство как объект управления
- 26.Муниципальная собственность как объект управления
- 27. Основные показатели социально-экономического развития региона.