logo
62699

Тема. Структура и особенности функционирования региональных инфраструктурных комплексов

Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Термин «услуги» охватывает широкий круг отраслей, которые выполняют различные функции для покупателей, но не включают продажу реального продукта. В экономической науке как в России, так и за рубежом нет полного единства относительно того, что следует включать в состав сферы услуг. Например, американские экономисты приводят следующую классификацию отраслей услуг:

1. Услуги сферы материально-вещественного производства: торговля (оптовая, розничная, общественное питание); транспорт; услуги по производству и обращению (услуги по организации и налаживанию управления производством, его общественных связей, по обслуживанию помещений, агентства по прокату оборудования, проектно-конструкторские бюро); реклама; услуги связи; материально-вещественные услуги населению (сюда же относится гостиничное дело).

2. Сфера нематериальных (невещественных) услуг: услуги финансово-кредитных и страховых учреждений; хозяйственные услуги государства; хозяйственное использование недвижимости (сдача внаем жилья и помещений для предпринимательской деятельности); наука, образование и здравоохранение; невещественные услуги населению.

Международный валютный фонд (МВФ) дает самую краткую характеристику-классификацию, согласно которой услуги подразделяются на четыре группы: фрахт, другие транспортные услуги, туризм, прочие услуги. В основе нерасшифровываемой статьи «прочие услуги» лежат многие сравнительно новые виды так называемых деловых услуг, требующихся предпринимателям.

В группу деловых услуг входят профессиональные и управленческие услуги (все виды консультаций, а также правовая, бухгалтерская, аудиторская помощь); информационные услуги (программное обеспечение, обработка информации, подготовка данных и т.д.); персональные услуги (подбор, подготовка, обучение и стажировка кадров); операционные услуги (управление предприятием, контроль за качеством продукции, ликвидация отходов производства); банковские и страховые услуги в полном ассортименте; лабораторные, рыночные и прогнозные исследования; реклама, продажа, посредничество во всех видах; услуги в области связи и аренды; ремонт и техническое обслуживание оборудования; строительство и услуги в области освоения космического пространства в гражданских целях.

В России принята несколько другая классификация. По ней услуги можно подразделить на следующие виды:

А. Материальные, в том числе: 1) материализуемые в предметах своего воздействия (торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное, бытовое обслуживание); 2) нематериализуемые в предметах своего воздействия (транспорт и связь).

Б. Нематериальные, в том числе: 1) необходимые (образование, культура, здравоохранение, физическая культура); 2) вынужденно необходимые (государственное управление, оборона, охрана общественного порядка).

Инфраструктурный комплекс подразделяется на две крупные, относительно самостоятельные части: коммуникационную систему и сферу обслуживания.

Сфера обслуживания включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание и жилищно-коммунальное хозяйство, науку и образование, культуру и искусство, здравоохранение и физкультуру, социальное обеспечение, государственное управление, финансово-кредитную сферу и т.д.

Экономическое значение сферы обслуживания велико. Она необходима для воспроизводства рабочей силы и содействует повышению производительности труда. Одно только снижение заболеваемости в результате развития медицинско­го обслуживания, физкультуры и спорта сильно сокращает потери рабочего времени. Хорошая организация торговли, работы детских учреждений, предприятий бытового обслуживания, общественного питания высвобождает часть трудоспособного населения из сферы домашнего хозяйства.

Социальное значение сферы обслуживания еще значительнее. Она способствует наиболее полному и всестороннему удовлетворению потребностей современного человека и высокому уровню его жизни.

Коммуникационная система России включает транспорт и связь, основная задача которых - перемещение в пространстве информации, энергии, людей и разнообразных веществ.

Транспорт образно называют кровеносной системой экономики. Его основные задачи: обеспечение устойчивых связей между отдельными отраслями и районами страны, своевременное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках.

С помощью одного вида транспорта решить эти задачи невозможно. Поэтому в России все виды транспорта взаимодополняют друг друга, образуя транспортную систему.

Транспортная система - совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, т.е. пунктами, в которых сходится несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними. Существует несколько видов транспорта: а) сухопутный (железнодорожный, автомобильный); б) водный (морской, речной); в) трубопроводный; г) авиационный.

Железнодорожный транспорт - ведущий в транспортной системе России. Основные черты географии российских железных дорог определились еще в дореволюционный период и мало изменились с того времени.

Автомобильный транспорт - один из самых дорогих. Но он обладает большой маневренностью и скоростью движения, возможностью доставлять грузы непосредственно потребителю. География автомобильных дорог схожа с географией железнодорожных магистралей.

Морской транспорт имеет важное значение, благодаря географическому положению России. Морской транспорт имеет сложное хозяйство: флот, порты, судоремонтные заводы. По тоннажу российский флот занимает седьмое место в мире после Либерии, Панамы, Японии, Норвегии, США и Греции. Но большая часть судов имеет возраст 10 лет и более, поэтому не может заходить в иностранные порты.

Речной транспорт играет решающую роль в тех районах, где протекают многоводные реки, а создание сухопутного транспорта требует больших средств и времени. По рекам экономичны перевозки объемных грузов, не требующих быстрой доставки: леса, нефти, зерна, строительных материалов.

Трубопроводный транспорт по объему выполняемой работы все более приближается к железнодорожному. Однако строительство трубопроводов в 3-5 раз быстрее и дешевле, чем железных дорог. По трубопроводам передается 97% нефти, весь газ, многие продукты переработки нефти.