Конкурентноспособность региона и пути ее повышения
Конкурентоспособность представляет собой сложное, многоуровневое понятие, анализ и оценку которого необходимо теснейшим образом увязывать с конкретным конкурентным полем, и особенно с его уровнем. Главный уровень обеспечения конкурентоспособности территории - макроэкономический уровень страны, на котором определяются основные условия функционирования всей хозяйственной системы. За ним по значимости идет мезоуровень, где формируются перспективы развития региона, отрасли или разветвленной корпорации, охватывающей большую группу предприятий. На микроуровне конкурентоспособность как бы обретает свою окончательную, завершающую форму в виде соотношения цены и качества конкретного товара, произведенного в конкретном локальном месте, конкретной фирмой.
Региональный рынок находится в эпицентре, в основе хозяйственного механизма региона при определённой законодательством регулирующей роли федеральных и местных органов власти. На рынках конкурируют между собой товары и предприятия из разных регионов. Представители региональной власти ведут борьбу на федеральном уровне за предоставление региону более благоприятных экономических условий по сравнению с другими, за трансферты, дотации и федеральные заказы региону, лоббируют интересы крупных структурообразующих предприятий региона, ищут возможность для самостоятельного налаживания международных связей, пытаются административными мерами защитить местного производителя.
В этой связи предлагается определение конкурентоспособности региона, включающее два основополагающих момента: необходимость достижения высокого уровня жизни населения и эффективность функционирования хозяйственного механизма региона. Под конкурентоспособностью региона понимается его роль и место в экономическом пространстве РФ, способность обеспечить высокий уровень жизни населения и возможность реализовать имеющийся в регионе потенциал (производственный, трудовой, инновационный, ресурсно-сырьевой и др.).
Анализ экономической модели конкурентоспособности региона наиболее правильно вести, используя такие категории, как "региональный спрос" и "региональное предложение". Региональный спрос (RD) представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в региональной экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами и общим уровнем цен. Региональное предложение (RS) показывает наличный реальный объем производства при каждом возможном уровне цен. Оба показателя, в свою очередь, тесно связаны с такими макроэкономическими показателями, как уровень валового регионального продукта и дохода (оба - на душу населения).
- Тема. Основные показатели социально-экономического развития региона (на примере Чувашской Республики)
- Основные показатели уровня жизни населения
- Жилищные условия населения
- Средства передвижения
- Демографическая ситуация
- Правонарушения
- Тема. Разработка и реализация региональных программ социально-экономического развития
- Тема. Формирование уровня жизни в современных экономических условиях
- Тема Отраслевая структура экономики региона
- Тема. Территориальные аспекты развития промышленности
- Тема. Региональное развитие агропромышленного комплекса
- Тема. Структура и особенности функционирования региональных инфраструктурных комплексов
- Тема. Региональные финансы: сущность и функции
- Тема. Особенности региональных инвестиционных процессов
- Наиболее привлекательные регионы для отечественных инвесторов
- Тема. Экономическая и национальная безопасность регионов
- Управление экономикой регионов. Методы оценки уровня социально-экономического развития территорий.
- Региональная политика Основные направления региональной политики государства
- Региональные исследования в трудах зарубежных экономистов
- Региональная социальная политика
- Региональное развитие: методы проведения региональной политики и формирование рыночных структур в регионах
- Пространственная организация и специализация хозяйства
- Организация воспроизводственных процессов в регионе
- Методы выбора стратегий развития регионов и муниципальных образований
- Факторы, влияющие на социально-экономическое развитие
- Конкурентноспособность региона и пути ее повышения
- Алгоритм оценки конкурентоспособности региона Определение цели анализа конкурентоспособности региона
- Тема 4. Политико-правовая основа формирования и функционирования регионов - субъектов Российской Федерации
- Тема 5. Региональная политика
- Тема 12. Региональные особенности рынка труда
- 1. Развитие региональных рынков труда
- Тема 22. Формирование и развитие рынков в регионе