§2 Конкуренция на рынках сбыта. При составлении параграфа следует знать и включить в текст ответы на такие вопросы:
- Является ли область деятельности фирмы новой и быстроменяющейся или давно существующей, не подверженной быстрым изменениям?
- Сколько и какие конкретно фирмы выпускают товары, подобные нашим?
- Почему каждую из них нужно считать конкурентом?
- Какую часть рынка каждый из них контролирует, какова динамика? Какие у них методы проникновения в рынок? - На чём основана конкурентоспособность каждого их товара в выбранных ими сег-ментах рынка? Достоинства и недостатки их товаров (качество, технико-экономические показатели, дизайн)?
- Как обстоят дела у конкурентов с внедрением новых моделей, послепродажным обслуживанием, доходами?
- Много ли внимания конкуренты уделяют рекламе? Услугами каких рекламных агенств они пользуются?
- Какие каналы сбыта у конкурентов? Каков уровень цен? Какова их ценовая политика?
- Что является предметом наиболее острой конкуренции в деятельности фирмы (качество, цена, послепродажное обслуживание, имидж фирмы)?
- Какова объективная оценка конкурентоспособности товара, производимого фирмой?
- Как и почему в зависимости от конкуренции следует расширить или сократить ассортимент товаров фирмы? Какие товары нужно снять с производства?
Для оценки сравнительных преимуществ конкурентов и определения среди них места нашей фирмы результаты исследования по каждой фирме и каждому фактору нужно оценить в баллах (по пятибалльной системе), суммировать и свести в таблицу (см. табл. 1).
Таблица 1
Конкурентные преимущества фирмы
| Фирма | Главные конкуренты | ||
1. ТОВАР |
| А | Б | … |
1.1 Качество |
|
|
|
|
1.2 Технико-экономические показатели |
|
|
|
|
1.3 Престиж торговой марки |
|
|
|
|
1.4 Упаковка |
|
|
|
|
1.5 Уровень послепродажного обслуживания |
|
|
|
|
1.6 Гарантийный срок |
|
|
|
|
1.7 Уникальность |
|
|
|
|
1.8 Надёжность |
|
|
|
|
1.9 Защищённость патентами |
|
|
|
|
2. ЦЕНА |
|
|
|
|
2.1 Продажная |
|
|
|
|
2.2 Возможные скидки |
|
|
|
|
2.3 Сроки платежа |
|
|
|
|
2.4 Условия платежа |
|
|
|
|
2.5 Условия кредитования покупателя |
|
|
|
|
3. КАНАЛЫ СБЫТА |
|
|
|
|
3.1 Формы сбыта: |
|
|
|
|
а. Прямые поставки |
|
|
|
|
б. Оптовые посредники |
|
|
|
|
в. Торговые представители, комиссионеры и т.д. |
|
|
|
|
3.2 Степень охвата рынка |
|
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3.3 Размещение складских помещений |
|
|
|
|
3.4 Система транспортировки |
|
|
|
|
3.5 Система контроля запасов |
|
|
|
|
4. ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРОВ НА РЫНКАХ |
|
|
|
|
4.1 Реклама: |
|
|
|
|
а. Для потребителей |
|
|
|
|
б. Для посредников |
|
|
|
|
4.2 Индивидуальная продажа: |
|
|
|
|
а. Стимулирование потребителей |
|
|
|
|
б. Показ образцов товаров |
|
|
|
|
в. Демонстрационная торговля (пробная продажа) |
|
|
|
|
г. Подготовка персонала сбытовых служб |
|
|
|
|
4.3 Продвижение товаров по каналам сбыта: |
|
|
|
|
а. Премии торговым посредникам |
|
|
|
|
б. Продажи на конкурсной основе |
|
|
|
|
4.4 Телевизионный маркетинг |
|
|
|
|
4.5 Продажа товаров через СМИ |
|
|
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ |
|
|
|
|
Расхождение суммы баллов более, чем на 20% означает тяжёлое положение фирмы с точки зрения конкурентоспособности, а более, чем на 40% – необходимость ухода её с рынка.
§3. Цели и стратегии маркетинга. Этот параграф пишется, если выбран второй метод составления резюме, и является его детальной расшифровкой. Здесь более конкретно описывается предназначение (миссия) фирмы, её цели и подцели маркетинговой работы по каждому товару (расширение продаж, проникновение на новые рынки и в новые сегменты, конкурентная борьба и т.д.). По каждой цели определяется конкретная стратегия маркетинга (помните, четыре этапа: анализ рыночных возможностей, отбор целевых рынков, разработка комплекса маркетинга, претворение в жизнь намеченных маркетинговых мероприятий).
§4. Ценообразование. В этом параграфе необходимо описать ценовую стратегию фирмы: зная цель (максимизация прибыли, выживание, завоевание лидерства или др.) описать выбранный метод (методы) ценообразования.
Кроме того, полезно ответить (хотя бы для себя) на такие вопросы:
- Нужно ли стоимость гарантированных послепродажных услуг включать в цену товаров?
- Можем ли мы при назначенных ценах контролировать достаточную часть рынка?
- Соответствуют ли предлагаемые цены имиджу фирмы, который мы стараемся создать?
- Как относятся покупатели к установленным ценам?
- Как будет действовать фирма, если конкуренты снизят цены?
- Как в ценовой политике фирмы учитывается коэффициент эластичности спроса по ценам (по доходам)?
§5. Каналы распределения товаров. Описывая схему распространения (продаж) своего товара, рекомендуется охарактеризовать уровни и обосновать целесообразность выбора данного канала (для конкретного товара). При этом указывается:
- Конкретная схема поступления товара на рынок.
- Виды транспорта и как часто ими пользуется фирма.
- Имеет ли фирма свой транспорт, арендует (у кого?) или пользуется услугами транспортных агенств (каких и почему)?
- Где расположены склады фирмы, достаточна ли их ёмкость и оптимально ли их расположение?
- Какие запасы товаров на складах достаточны для бесперебойного снабжения потребителей (посредников)?
- Какой размер партии товара оптимален для поставок внутри страны и на экс-порт?
- Как и кем производится оценка квалификации (и расчёт оптимальной численности) работников сбытовых служб фирмы?
§6.Методы стимулирования сбыта (продаж). При характеристике методов стимулирования сбыта, применяемых фирмой как для покупателей (потребителей или посредников), так и для своего торгово-сбытового персонала (об этом говори-лось в теме 3.2), рекомендуется ответить на следующие вопросы:
- Достаточно ли привлекателен для покупателей товарный знак фирмы (его ком-поновка, простота, наглядность)?
- Каков критерий выбора средств стимулирования сбыта и кто осуществляет этот выбор?
- Часто ли на фирме бывают потребители, представители посредников?
- Осуществляется ли продажа в кредит? Кому, каков механизм кредитования, используемый фирмой?
- Как заработная плата торгового и сбытового персонала зависит от реализации товара?
- Применяются ли скидки и премии для посредников?
- Какой из методов стимулирования сбыта, применяемых фирмой является са-мым эффективным?
- Тема 5.1. Бизнес-план как обоснование предпринимательской идеи.
- Необходимость, основные принципы и задачи составления бизнес-плана.
- 2. Функции, выполняемые бизнес-планом.
- 3.Особенности составления бизнес-плана.
- 4. Особенности бизнес-планирования в России.
- 5. Стандарты и методики бизнес-планирования
- 6. Основные разделы бизнес-плана и методика их разработки.
- Первый раздел – «Меморандум конфиденциальности» или «Конфиденциальность».
- Второй раздел – «Резюме», «Исполнительное резюме» или «Возможности фирмы».
- Четвёртый раздел – «Продукты и услуги», «Виды товаров и услуг» или «Описание продукции и услуг».
- Пятый раздел – «План маркетинга» («Маркетинг-план»)
- §2 Конкуренция на рынках сбыта. При составлении параграфа следует знать и включить в текст ответы на такие вопросы:
- §7.Организация послепродажного обслуживания покупателей (клиентов). Оценивая систему послепродажного обслуживания, следует обратить внимание на такие моменты:
- Шестой раздел – «План производства» («Производственный план»)
- Седьмой раздел – «Управление и организация» («Организационный план»)
- Восьмой раздел – «Финансовый план» («Финансовый план и показатели эффективности», «Финансовый план и стратегия финансирования».
- Оперативный (рабочий) план и отчёт
- План (отчёт) о доходах и расходах
- Девятый раздел – «Оценка рисков и страхование»
- Десятый раздел – выводы и приложения.