Восьмой раздел – «Финансовый план» («Финансовый план и показатели эффективности», «Финансовый план и стратегия финансирования».
Это ключевой раздел бизнес-плана, он составляется в соответствии с планом производства и планом маркетинга. В нем рассматриваются вопросы финансового обеспечения деятельности фирмы и наиболее эффективного использования имею-щихся денежных средств.
Финансовый план включает в себя четыре основных документа, которые со-ставляются основными экономическими службами фирмы:
1.Оперативный (рабочий) план и отчёт – составляется службой маркетинга по каждому товару (услуге) за каждый период, отражает результаты взаимодействия фирмы и ее целевых рынков.
Этот документ представляет собой таблицу, где для каждого товара (для пер-вого года помесячно или поквартально), а затем – по годам рассчитываются сле-дующие показатели:
- рыночный потенциал фирмы в единицах данного товара, т.е. величина спроса отраслевого рынка данного товара, приходящегося на фирму (определяется как величина спроса на данный товар минус суммарные объёмы сбыта конкурентов);
- цена товара;
- объем продаж в единицах товара (который не может быть больше спроса, а с другой стороны ограничен производственными мощностями фирмы, т.е. максимально возможным объемом производства, а также наличием товара на складе;
- объем производства в единицах товара;
- запасы данного товара на складах фирмы на конец периода;
- доля фирмы на целевом рынке по данному товару (см. табл. 2).
Конечно, для ближайшего периода это практически реальные данные (известны бу-дущие покупатели; возможно, есть договора), а со второго года приходится заниматься прогнозами.
Таблица 2
- Тема 5.1. Бизнес-план как обоснование предпринимательской идеи.
- Необходимость, основные принципы и задачи составления бизнес-плана.
- 2. Функции, выполняемые бизнес-планом.
- 3.Особенности составления бизнес-плана.
- 4. Особенности бизнес-планирования в России.
- 5. Стандарты и методики бизнес-планирования
- 6. Основные разделы бизнес-плана и методика их разработки.
- Первый раздел – «Меморандум конфиденциальности» или «Конфиденциальность».
- Второй раздел – «Резюме», «Исполнительное резюме» или «Возможности фирмы».
- Четвёртый раздел – «Продукты и услуги», «Виды товаров и услуг» или «Описание продукции и услуг».
- Пятый раздел – «План маркетинга» («Маркетинг-план»)
- §2 Конкуренция на рынках сбыта. При составлении параграфа следует знать и включить в текст ответы на такие вопросы:
- §7.Организация послепродажного обслуживания покупателей (клиентов). Оценивая систему послепродажного обслуживания, следует обратить внимание на такие моменты:
- Шестой раздел – «План производства» («Производственный план»)
- Седьмой раздел – «Управление и организация» («Организационный план»)
- Восьмой раздел – «Финансовый план» («Финансовый план и показатели эффективности», «Финансовый план и стратегия финансирования».
- Оперативный (рабочий) план и отчёт
- План (отчёт) о доходах и расходах
- Девятый раздел – «Оценка рисков и страхование»
- Десятый раздел – выводы и приложения.