Шестой раздел – «План производства» («Производственный план»)
Цель раздела – убедительное описание обеспеченности намечаемого проекта с производственной и технологической сторон, т.е. раздел должен доказать потенци-альным партнёрам, что фирма способна произвести требуемое количество товара в нужные сроки и с нужным качеством.
В ходе написания раздела даётся характеристика факторов производства, ис-пользуемых фирмой.
Во-первых (§1), элементы основного капитала: здания, сооружения, оборудо-вание и т.д. (их состав, структура, физическое состояние, технические характерис-тики, фактическое количество и дополнительные потребности). Эти сведения мож-но представить в таблице.
Если бизнес-план (а, следовательно, и «План производства») составляется для новой фирмы, которая ещё не имеет элементов основного капитала, то в качестве специального параграфа «Плана производства», или даже специального раздела бизнес-плана может быть составлен «Инвестиционный план». В нём отражаются этапы работ по подготовке предприятия к производству товаров и услуг. Для этого исходя из намеченной в «Плане маркетинга» ниши рынка и предполагаемого объё-ма производства рассчитываются потребности в основных фондах, обосновывается выбор поставщиков оборудования и строительных подрядчиков, кратко описыва-ются строительные работы и монтаж оборудования, в итоге определяется необхо-димая сумма инвестиций.
Во-вторых (§2), элементы оборотного капитала: необходимо составить пере-чень не-обходимого сырья, материалов, комплектующих изделий, дать их харак-теристики, рассчитать требуемое количество электроэнергии, тепла, газа, воды, сжатого воздуха и др., а также привести расценки поставщиков. Здесь же даётся перечень услуг сторонних организаций, необходимых для осуществления произ-водства и реализации продукта: объёмы перевозок по видам транспорта, транс-портные тарифы (с учётом инфляционных характеристик) и др. Для удобства и на-глядности эти сведения также можно представить в таблице (таблицах).
Характеризуя поставщиков (элементов основного и оборотного капитала, услуг), полезно оценить их репутацию и наличие опыта работы с ними сотруд-ников фирмы.
В-третьих (§3), трудовые ресурсы (производственный персонал). Исходя из намеченного объёма производства необходимо рассчитать потребность в работ-никах по профессиям, в том числе квалифицированных и неквалифицированных, оценить их наличие, разработать требования по квалификациям, указать виды специальной подготовки, требующейся для работников. Кроме того, описываются формы привлечения к труду (постоянная работа, совместительство, надомная работа и др.), даётся информация о заработной плате по профессиям (можно в таблице), описывается режим труда на фирме.
Вообще на фирме рекомендуется иметь документацию с требованиями по квалификации и должностными инструкциями для каждого рабочего места, условиями приёма и увольнения работников и т.д. (в бизнес-план не включается).
Далее в этом параграфе следует охарактеризовать материальные льготы, кото-рые предоставляются работникам фирмы: обязательные, предусмотренные зако-нодательством (так называемый соц.пакет – оплачиваемый отпуск, оплата вре-менной нетрудоспособности, оплата сверхурочных работ), и дополнительные (например, оплата добровольного медицинского страхования, дотации на питание, доплаты за использование личного транспорта в служебных целях и т.д.).
В-четвёртых (§4), земельные участки, используемые фирмой: размер и место-положение производственных объектов, офисных помещений погрузочно-разгру-зочных площадок и т.д. Необходимо указать, находятся ли эти объекты на земель-ных участках, принадлежащих фирме, или арендуются (у кого, указать размер арендной платы), а также оценить насколько удачно расположена фирма по отно-шению к потребителям, посредникам, основному району проживания рабочей силы, железной дороге, аэропорту.
Далее в «Плане производства» даётся схема последовательности производст-венных операций. Без лишних технических подробностей рекомендуется показать, откуда и как будет поступать сырьё и комплектующие изделия, как они будут превращаться в готовую продукцию фирмы, как и куда она будет поставляться.
На схеме производственных операций необходимо указать, на каких стадиях технологического процесса будет осуществляться контроль качества, какими документами он будет регламентироваться (государственные стандарты, тре-бования сертификатов соответствия, технические условия).
Следует отметить, предполагается ли производственная кооперация, если да, то с кем, в какой области и какова репутация фирм, с которыми намечается кооперация.
Кроме того, необходимо охарактеризовать нормативно-правовые акты, которыми руководствуется фирма в области охраны окружающей среды, утилизации отходов и т.д.
Раздел завершается сметой затрат на производство и реализацию продукции (смета общих издержек: производственных, управленческих, маркетинговых) и расчётом издержек на единицу продукции, а также прогнозом их динамики.
Если в разделе «Товары и услуги» не говорилось, как на фирме осуществляется правовая защита продукта от подделок, то об этом следует сказать в «Плане производства».
- Тема 5.1. Бизнес-план как обоснование предпринимательской идеи.
- Необходимость, основные принципы и задачи составления бизнес-плана.
- 2. Функции, выполняемые бизнес-планом.
- 3.Особенности составления бизнес-плана.
- 4. Особенности бизнес-планирования в России.
- 5. Стандарты и методики бизнес-планирования
- 6. Основные разделы бизнес-плана и методика их разработки.
- Первый раздел – «Меморандум конфиденциальности» или «Конфиденциальность».
- Второй раздел – «Резюме», «Исполнительное резюме» или «Возможности фирмы».
- Четвёртый раздел – «Продукты и услуги», «Виды товаров и услуг» или «Описание продукции и услуг».
- Пятый раздел – «План маркетинга» («Маркетинг-план»)
- §2 Конкуренция на рынках сбыта. При составлении параграфа следует знать и включить в текст ответы на такие вопросы:
- §7.Организация послепродажного обслуживания покупателей (клиентов). Оценивая систему послепродажного обслуживания, следует обратить внимание на такие моменты:
- Шестой раздел – «План производства» («Производственный план»)
- Седьмой раздел – «Управление и организация» («Организационный план»)
- Восьмой раздел – «Финансовый план» («Финансовый план и показатели эффективности», «Финансовый план и стратегия финансирования».
- Оперативный (рабочий) план и отчёт
- План (отчёт) о доходах и расходах
- Девятый раздел – «Оценка рисков и страхование»
- Десятый раздел – выводы и приложения.