logo
Бизнес планикование

5. Стандарты и методики бизнес-планирования

Для написания бизнес-плана на сегодняшний день существует множество методик. Большинство из них опираются на стандарт, разработанный еще в 70-х годах ХХ века United Nations Industrial Development Organization (UNIDO). Это организация является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, которая поддерживает индустриальное развитие развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

Рекомендации по построению бизнес-плана, предложенный экспертами UNIDO, позволяют специалисту, создающему этот документ, не упустить существенные моменты в описании текущей или планируемой деятельности предприятия и представить результаты в виде, наиболее подходящим для восприятия западными финансистами. Данная методика, конечно, не является догмой. Она выполняет роль единой базы, некоего универсального языка, позволяющего общаться между собой специалистам в области инвестиционного проектирования, финансового анализа, менеджерам компаний из различных стран мира. Большинство известных на данный момент методик бизнес-планирования опираются на методику UNIDO.

Стандарт UNIDO, разработанный более 30 лет назад, обеспечивает сбор всей необходимой информации для разработки бизнес-плана на высоком качественном уровне.

На сегодняшний день пока нет такого стандарта, который бы использовался наравне со стандартом UNIDO. Все страны, независимо от того развитые они или нет, основываются на нём. Это говорит о том, что создатели UNIDO при его разработке тщательно всё продумали на несколько поколений вперед. Меняются лишь методики бизнес-планирования. Они различны лишь тем, какие главы разработчики методики считают целесообразным включить в бизнес-план, а также в какой последовательности и с каким внутренним содержанием.

Первой из таких методик является методика самого UNIDO.

По методике, предложенной UNIDO, бизнес-план должен состоять из двенадцати глав, посвященных следующим вопросам. После титульного листа рекомендуется представить:

  1. Резюме исследования;

  2. Предыстория и основная идея проекта;

  3. Анализ рынка и стратегия маркетинга;

  4. Сырье и материалы;

  5. Место осуществления и строительная площадка;

  6. Инженерное проектирование и технология;

  7. Организация производства и накладные расходы;

  8. Людские ресурсы;

  9. Планирование и сметная стоимость;

  10. Финансовая оценка;

  11. Экономический анализ издержек и прибыли

  12. Выводы.

Методика бизнес-планирования UNIDO, разработанная на основе собственных стандартов, значительно отличается от стандарта количеством и последо-вательностью расположения разделов, а также и их содержанием. Так, в ней нет разделов «Меморандум о конфиденциальности», «Описание предприятия и отрасли»; «Описание предприятия и отрасли». Зато рекомендуются разделы «Предыстория и основная идея проекта», «Место осуществления и строительная площадка», «Инженерное проектирование и технология».

В методике раздел «Организационный план» разбит на два: «Людские ресурсы» и «Организация производства и накладные расходы». Это говорит о том, что данная методика написания бизнес-плана подходит для крупных предприятий, со сложной организационной структурой. Для малых предприятий, с простой структурой управления, вопросы, касающиеся персонала фирмы целесообразнее собрать в «Организационный план». В разделе «Анализ рынка и стратегия маркетинга» обобщаются результаты анализа рынка: спрос, прогнозируемый объем продаж, целевые рынки, и поясняется стратегия маркетинга. Таким образом, важнейшие элементы маркетинга, такие, как ценообразование, распространение товаров, методы стимулирования продаж, организация после-продажного обслуживания клиентов, реклама, формирование общественного мнения о фирме и её товарах оставлены без внимания.

В разделе «Место осуществления, строительная площадка и экологическая оценка» требуется подробно представить анализ экологических последствий и воздействий предприятия на окружающую среду. Если предприятие не наносит экологический ущерб, описание экологических последствий будет отсутствовать или будет незначительным.

Анализ чувствительности проекта, согласно данной методике предлагается произвести до расчет показателей эффективности. Вряд ли это целесообразно, ведь если проект окажется неэффективным, анализ его чувствительности проводить нет смысла.

По степени популярности методика UNIDO является наиболее популярной, она применяется во всем мире, так как разработана и рекомендована ООН. Однако она совершенно не адаптирована к российским условиям.

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства в России (ФФПМП) разработал методику бизнес-планирования с целью помочь субъектам малого предпринимательства при обращении за финансированием. В 2005г. данный фонд был ликвидирован, так как он фактически бездействовал. Однако разработанная им методика до сих пор применяется. Рекомендуемая структура бизнес-плана приведена ниже:

  1. Обзорный раздел (Резюме);

  2. Описание предприятия;

  3. Описание продукции;

  4. Анализ рынка;

  5. Производственный план;

  6. План сбыта;

  7. Финансовый план;

  8. Анализ чувствительности проекта;

  9. Экологическая и нормативная информация.

  10. Приложения.

Методика бизнес-планирования, разработанный ФФПМП опирается на стандарт UNIDO. Также, как и методика UNIDO, методика ФФПМП предназначена в основном для крупных и средний предприятий. Содержание всех его глав это подтверждает. Однако, следует заметить, что:

Методика не предполагает наличие раздела «Меморандум о конфиденциаль-ности».

В структуре бизнес-плана по ФФПМП отсутствует организационный план как самостоятельный раздел, он частично включен в разделы «Описание предприятия» и «Производственный план». При этом отсутствуют принципы отбо-ра сотрудников и мотивация персонала.

В структуре бизнес-плана по ФФПМП как самостоятельный раздел отсут-ствует план маркетинга. Маркетинговые проблемы предлагается рассматривать разделах «Анализ рынка», «Описание продукции» и «План сбыта». При этом часть важнейших маркетинговых проблем остаётся вне бизнес-плана. Это цено-образование, методы стимулирования сбыта (продаж), организация после-продажного обслуживания покупателей, реклама и формирование общественного мнения о фирме и её товарах (Publik relations).

Анализ конкурентов согласно данной методике рекомендуется провести в трёх разделах: «Описание предприятия», «Описание продукции», «Анализ рынка». Очевидно, что подробный анализ конкурентов лучше проводить в «Плане маркетинга» или в разделе «Анализ рынка», как он называется в методике ФФПМП.

В методике выделен самостоятельный раздел «План сбыта», согласно которому следует показать время на сбыт продукции, уровень запасов продукции, схему реализации продукции. Такой подход годится лишь для предприятий, производящих товары, но не оказывающего услуги (в этом смысле методика UNIDO универсальнее). Кроме того, «План сбыта» логичнее сделать частью «Плана маркетинга».

Анализ чувствительности проекта логичнее сделать частью финансового плана.

Экологическую и нормативную информацию – поместить в приложения.

Бесспорным плюсом данной методики является то, что содержание разделов включает анализ рисков, присущих российской экономике.

В целом методика Федерального фонда поддержки малого предприни-мательства является частично адаптированной к российским условиям и больше подходит для крупных и средний предприятий.

Авторы учебного пособия «Бизнес-план фирмы» В.П.Буров, А.Л.Ломакин и В.А.Морошкин предложили свою методику бизнес-планирования. В соответствии с их методикой структура бизнес-плана выглядит следующим образом:

1. Возможности фирмы (резюме);

2. Виды товаров;

3. Оценка рынков сбыта продукции;

4. Конкуренция на рынках сбыта;

5. План маркетинга;

5. План производства;

6. Организационный план;

7. Правовое обеспечение деятельности фирмы;

8. Оценка риска и страхование;

9. Финансовый план;

10. Стратегия финансирования.

В целом методика бизнес-плана, предложенная В.П.Буровым, А.Л.Ломакиным и В.А.Морошкиным соответствует стандартам UNIDO.

В данной методике отсутствует «Меморандум о конфиденциальности», от-сутствует описание предприятия как самостоятельный раздел, оно объеди-нено с разделом «Резюме». «Резюме» должно содержать обобщенную информацию всех разделов, поэтому описания фирмы целесообразнее выделить в самостоятель-ный раздел. Также в «Резюме» по данной методике содержится информация не ин-тересующая инвестора, например, адрес налоговой инспекции – это говорит о том, что эта методика может использоваться не только для привлечение инвесторов, но и является инструментом внутрифирменного планирования.

«Организационный план» также содержит много полезной информации, однако, интересной преимущественно внутренним пользователям.

Оценка рынков сбыта продукции вынесена в самостоятельный раздел, хотя ло-гичнее представить её в «Плане маркетинга».

Раздел «Оценка риска и страхование» включает показатели, присущие россий-ской экономике. Рекомендуется новый раздел – «Правовое обеспечение деятельно-сти фирмы».

В целом методика В.П.Бурова, А.Л.Ломакина, В.А.Морошкина является наи-более адаптированной к российским условиям и больше подходит для малых пред-приятий, а также является инструментом внутрифирменного планирования.