logo
shpory sh rynki

9.Проблемы управления рынком продуктов

Современный этап становления рыночных отношений характеризуется отсутствием необходимой сбалансированности и пропорций между спросом и предложением.

Причиной нынешних народнохозяйственных диспропорций, и в том числе нарушения рыночных диспропорций между спросом и предложением, явилась несбалансированность в таких важнейших народнохозяйственных пропорциях, как рост производительности труда и заработной платы, товарооборот и денежные сбережения, доходы и расходы, товарная масса и денежное обращение и др. Вместе с тем неправомерно отождествлять сбалансированность спроса и предложения с понятием товарно-денежного равновесия.

Управление спросом и предложением представляет собой сложный процесс целенаправленного воздействия на весь комплекс факторов, определяющих их развитие и взаимосвязь.

Например, спрос формируется под влиянием экономических (доходы, цены), социально-психологических (престиж, реклама), социальных (общественная среда, уровень жизни, традиции), физиологических (жизнеобеспечение) факторов. Предложение формируется под воздействием научно-технического прогресса, экономических стимулов, общественных потребностей, спроса. Проблемы управления рынком по своей сущности и экономическому содержанию можно объединить в восемь групп.

1. По характеру несбалансированности рынка. Сюда относятся проблемы, выражающие:

общий объем несбалансированности и диспропорции между спросом и предложением;

несбалансированность по определенным группам товаров и внутригрупповые структурно-ассортиментные диспропорции.

Общеобъемные диспропорции являются предметом заботы верхнего уровня управления и выражаются через стоимостные соотношения. Товарно-групповые диспропорции — это задача межотраслевого и отраслевого управления.

2. По состоянию насыщенности рынка. Могут быть проблемы насыщенного рынка и проблемы ненасыщенного рынка.

3. По масштабам распространения. Рыночные проблемы подразделяются на национальные, региональные и локальные.

4. По уровню управления. Проблемы могут затрагивать народнохозяйственные пропорции (формирование конъюнктурной и ассортиментной политики) и быть сугубо отраслевыми или межотраслевыми (речь идет о размещении оптовых баз торговых предприятий и др.).

5. По характеру новизны товаров. Круг рыночных проблем может быть связан с появлением новых товаров и их утверждением на рынке, расширением или свертыванием спроса на традиционные товары и др.

6. По оперативности решения. Проблемы могут подразделяться на текущие, среднесрочные, долгосрочные.