2.1. Преимущества и недостатки малого бизнеса
Один из рыночных потенциалов – формирование разнообразных форм малого бизнеса. Малые предприятия имеют такие особенности:
- быстрей и полней учитывают изменения спроса на отдельные виды продукции и услуг;
- мобильны при внедрении новшеств;
- менее капиталоемки;
- могут функционировать на основе имеющейся инфраструктуры;
- эффективно используют региональные трудовые и материальные ресурсы;
- цикл "идея – практическое внедрение" занимает у них обычно 3-4 месяца.
(Пример: Санкт-Петербургское малое предприятие "Комэс" занято серьезными научно-прикладными исследованиями в сфере создания и внедрения в производство современных нетрадиционных методов и средств измерения. Среди них: лазерные методы диагностики надежности турбин, технологический контроль качества в производстве бумаги, гидродинамика искусственного клапана сердца.
Коллектив малого предприятия сделал комплексный анализ запросов рынка в этой области, составил прогноз и четко занял свое место).
Небольшое предприятие на основе точного расчета и анализа берет на себя разработки, обеспечивая высокий экономический эффект там, где для крупного предприятия затраты были бы намного выше, поскольку:
- малые формы бизнеса позволяют лучше приспосабливаться к современным требованиям хозяйствования, способствуют ускорению НТР по многим направлениям;
- малый бизнес стимулирует расчетливый риск, деловую хватку и напористость предпринимателей;
- малый бизнес более восприимчив к нововведениям, чем крупные корпорации: он может быстро перестраивать производство, внедрять оригинальные идеи. Однако, из-за ограниченности финансовых средств малый бизнес заинтересован в ускоренной разработке технических проектов.
Если крупные предприятия успешно функционируют в условиях массового производства продукции, имеют стабильную номенклатуру изделий, то малые ориентируются на изготовление продукции малыми партиями, выполнение индивидуальных заказов, использование отходов производства, обслуживание индивидуальных клиентов.
Сферы деятельности малых предприятий редко пересекаются.
Функции малых предприятий обширны. Они способны оперативно оснащаться новой техникой, выступают важным проводником научно-технического прогресса.
У нас между научными, конструкторскими разработками и производством – пропасть, которую преодолеть могут именно малые предприятия. Они в состоянии проверить конкурентоспособность новой продукции на рынке, быстрее освоить новую технологию, устранить недостатки, довести технологию, передать новинки в массовое производство. Более того:
- малые предприятия способствуют сокращению безработицы, обладают гибкостью и мобильностью;
- на малых предприятиях устанавливаются неформальные отношения в трудовом коллективе, ликвидируется бюрократизм, люди причастны к управлению предприятием.
Среди недостатков малого бизнеса:
- высокая степень риска, намного более частые банкротства;
- сложности в контактах с отраслевым и местным управленческим аппаратом;
- серьезные (в сравнении с возможностями крупных фирм) затруднения в установлении деловых контактов с партнерами;
- сильная зависимость от конъюнктуры;
- характерный для малого бизнеса низкий уровень собственного капитала в общем объеме финансовых ресурсов, что ведет к росту зависимости от кредита;
- меньше (по сравнению с крупными предприятиями) социальных льгот в организации питания, отдыха, в дополнительных выплатах.
В Германии из создаваемых малых предприятий каждое третье терпит банкротство. До 20% банкротств происходят по причине неплатежеспособности покупателей. Около 50% – результат ухудшения экономической конъюнктуры, ухудшения положения крупных фирм, которые обеспечивают заказы, техническую помощь и т.п. До 30% банкротств – результат ошибок в менеджменте.
Появление малых фирм тесно связано с нововведениями в сфере продукции и услуг, обеспечением нового рынка, удовлетворением вновь появляющихся потребностей. Характерны целенаправленный поиск новшеств и систематические инновации, потому представители малого бизнеса стремятся привлечь людей, способных к инновационным идеям, к предприимчивости.
Благодаря простой форме управления и немногочисленности штата новые идеи, технологии и изобретения доводятся до стадии коммерческого реализации быстрей на малых предприятиях, нежели в крупных корпорациях.
- Н. Н. Бодрухина малый инновационный бизнес Учебное пособие
- Введение
- 1. Общая характеристика организации малого инновационного предпринимательства
- 1.1 Общие признаки цивилизованного предпринимательства
- 1.2. Сущность инновационного предпринимательства
- 1.3.Основные понятия инновационного бизнеса и субъектов инновационного процесса
- 1. Постановка целей и выбор стратегии
- 3. Определение условий и организация
- 5. Руководство 4. Исполнение
- 1.4. Факторы, влияющие на развитие инновационных процессов
- 2. Необходимость и сущность малого инновационного бизнеса
- 2.1. Преимущества и недостатки малого бизнеса
- 2.2. Характеристика малого бизнеса в России на современном этапе
- 2.3. Малые предприятия как субъекты инновационного предпринимательства
- 3.2. Поддержка Фондом малых предприятий в научно-технической сфере
- 3.3. Зарубежный опыт поддержки инновационной деятельности
- 4. Организационная форма малых инновационных фирм и их подразделений
- 4.1. Понятие организации
- 4.2. Организационные структуры инновационных фирм России и их характеристика
- 4.3. Характеристика организационных структур малых инновационных предприятий стран Запада
- 4.4. Тактика создания малого инновационного предприятия
- 5. Стратегии исследований и разработок
- 5.1. Сущность стратегического развития. Основные этапы разработки стратегии
- 5.2. Типы инновационных стратегий, их характеристика
- 5.3. Стратегия и руководитель ниокр
- 6. Управление персоналом в инновационных организациях
- 6.1. Персонал научных организаций
- 6.2. Пути совершенствования управления персоналом в малом бизнесе
- 6.3. Особенности организационных процедур по управлению персоналом в малом инновационном бизнесе
- 6.4. Тщательный подбор персонала в малое инновационное предприятие – средство минимизации риска
- 6. Управление персоналом в инновационных организациях
- 6.1. Персонал научных организаций
- 6.2. Пути совершенствования управления персоналом в малом бизнесе
- III. Психологические рекомендации:
- 6.3. Особенности организационных процедур по управлению персоналом в малом инновационном бизнесе
- 6.4. Тщательный подбор персонала в малое инновационное предприятие – способ минимизации риска
- 7. Отбор и оценка инновационных проектов
- 7.1. Понятие отбора. Критерии отбора проектов
- 7.2. Основные методы экспертизы инновационных проектов
- 7.3. Методы отбора инновационных проектов
- 8. Оценка эффективности инноваций и инновационной деятельности
- 8.1. Эффективность использования инноваций
- 8.2. Общая экономическая эффективность инноваций
- 8.3. Характеристика результатов инновационной деятельности
- Классификация лицензий
- 9. Риски в малом инновационном предпринимательстве
- 9.1. Общая характеристика и виды рисков в инновационной деятельности
- 9.2. Основные пути снижения риска в инновационной деятельности
- Содержание