1.3.Основные понятия инновационного бизнеса и субъектов инновационного процесса
В экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.
Инновации можно классифицировать по следующим критериям:
по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации:
- технические;
- экономические;
- организационные;
- управленческие.
по масштабам выделяют инновации; глобальные; локальные;
по параметрам жизненного цикла выделяют стадии и анализ всех стадий и подстадий: разработка; внедрение; подъем; зрелость; спад;
в зависимости от объекта или предмета исследования можно дать следующее определение инновации:
- инновация – это процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание;
- инновация – это совокупность экономических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования;
- инновация – это такой общественно-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, получение дополнительной прибыли.
Специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
Австрийский ученый И. Шумпетер выделил пять типичных изменений:
использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);
внедрение продукции с новыми свойствами;
использование нового сырья;
изменение в организации производства и его материально-технического обеспечения;
появление новых рынков сбыта.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам1 .
Инновационный бизнес связан с созданием, освоением и распространением инноваций с целью удовлетворения потребностей покупателей и получения прибыли.
Создатели инноваций руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.
Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации – конечный результат.
Инновации присущи следующие свойства:
научно-техническая новизна;
производственная применимость;
коммерческая реализуемость.
Новшество (новый метод, изобретение) становится инновацией с момента принятия новшества к распространению. Значит, научно-технические инновации должны:
- обладать новизной;
- удовлетворять рыночному спросу;
- приносить прибыль производителю.
Различают формы инновационного процесса:
а) простой внутриорганизационный (натуральный) – предполагает создание и использование новшеств внутри одной и той же организации (новшество не принимает непосредственно товарной формы);
б) простой межорганизационный инвестиционный процесс – новшество – предмет купли-продажи;
в) расширенный инновационный процесс – проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя – пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара.
Субъекты инновационного процесса можно разделить на следующие группы.
Новаторы – генераторы научно-технических знаний. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений.
Ранние реципиенты – предприниматели, первые освоившие новшества. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок.
Раннее большинство – представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.
Отстающие фирмы – сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые морально устарели.
Управление инновационным процессом – это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми организационными структурами и их персоналом. На каждой стадии решаются определенные задачи.
Постановка и выбор стратегии.
Планирование – составление плана реализации стратегии.
Определение условий и организация – определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация плана.
Исполнение – осуществление исследований и разработок, реализация плана.
Руководство – контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов.
2. Планирование
- Н. Н. Бодрухина малый инновационный бизнес Учебное пособие
- Введение
- 1. Общая характеристика организации малого инновационного предпринимательства
- 1.1 Общие признаки цивилизованного предпринимательства
- 1.2. Сущность инновационного предпринимательства
- 1.3.Основные понятия инновационного бизнеса и субъектов инновационного процесса
- 1. Постановка целей и выбор стратегии
- 3. Определение условий и организация
- 5. Руководство 4. Исполнение
- 1.4. Факторы, влияющие на развитие инновационных процессов
- 2. Необходимость и сущность малого инновационного бизнеса
- 2.1. Преимущества и недостатки малого бизнеса
- 2.2. Характеристика малого бизнеса в России на современном этапе
- 2.3. Малые предприятия как субъекты инновационного предпринимательства
- 3.2. Поддержка Фондом малых предприятий в научно-технической сфере
- 3.3. Зарубежный опыт поддержки инновационной деятельности
- 4. Организационная форма малых инновационных фирм и их подразделений
- 4.1. Понятие организации
- 4.2. Организационные структуры инновационных фирм России и их характеристика
- 4.3. Характеристика организационных структур малых инновационных предприятий стран Запада
- 4.4. Тактика создания малого инновационного предприятия
- 5. Стратегии исследований и разработок
- 5.1. Сущность стратегического развития. Основные этапы разработки стратегии
- 5.2. Типы инновационных стратегий, их характеристика
- 5.3. Стратегия и руководитель ниокр
- 6. Управление персоналом в инновационных организациях
- 6.1. Персонал научных организаций
- 6.2. Пути совершенствования управления персоналом в малом бизнесе
- 6.3. Особенности организационных процедур по управлению персоналом в малом инновационном бизнесе
- 6.4. Тщательный подбор персонала в малое инновационное предприятие – средство минимизации риска
- 6. Управление персоналом в инновационных организациях
- 6.1. Персонал научных организаций
- 6.2. Пути совершенствования управления персоналом в малом бизнесе
- III. Психологические рекомендации:
- 6.3. Особенности организационных процедур по управлению персоналом в малом инновационном бизнесе
- 6.4. Тщательный подбор персонала в малое инновационное предприятие – способ минимизации риска
- 7. Отбор и оценка инновационных проектов
- 7.1. Понятие отбора. Критерии отбора проектов
- 7.2. Основные методы экспертизы инновационных проектов
- 7.3. Методы отбора инновационных проектов
- 8. Оценка эффективности инноваций и инновационной деятельности
- 8.1. Эффективность использования инноваций
- 8.2. Общая экономическая эффективность инноваций
- 8.3. Характеристика результатов инновационной деятельности
- Классификация лицензий
- 9. Риски в малом инновационном предпринимательстве
- 9.1. Общая характеристика и виды рисков в инновационной деятельности
- 9.2. Основные пути снижения риска в инновационной деятельности
- Содержание