3.3. Зарубежный опыт поддержки инновационной деятельности
Одной из причин снижения эффективности инноваций в России является слабость правовой базы в области инновационного предпринимательства и недостаточный уровень государственной поддержки инновационных предприятий. Бесспорно, что любой вид инновационной деятельности требует государственной поддержки и стимулирования.
В развитых странах разработаны пути и формы, с помощью которых осуществляется поддержка инновационного предпринимательства. Особый интерес представляет опыт США, Японии, Канады, Англии, Франции в части активного участия государства в проведении инновационной политики, особенно – поддержки малого инновационного предпринимательства.
В США поддержкой инновационного предпринимательства занимаются Администрация по делам малого бизнеса, Национальный научный фонд, НАСА, университеты, отраслевые министерства. В Германии ту же работу проводят Министерство экономики, Министерство научных исследований и технологий, Патентный центр. В Японии – Корпорация финансирования малого бизнеса, Центр рискового предпринимательства, в Италии – Фонд технологических нововведений.
Вместе с центральными и коммерческими банками, а также страховыми фондами эти организации служат гарантом эффективной реализации национальных программ поддержки малого инновационного предпринимательства.
Система государственной поддержки малого инновационного бизнеса за рубежом реализуется через два канала содействия: 1) малому бизнесу в целом, 2) предприятиям, занятым непосредственно инновационной деятельностью.
Государственная поддержка инновационного предпринимательства осуществляется прямыми и косвенными методами.
Прямые методы применяются преимущественно в двух формах: А) административно-ведомственной и Б) программно-целевой.
А) Первая форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии с законодательством в сфере инноваций. Так, в США действует закон о государственном финансировании НИОКР малых форм. В соответствии с законом федеральные министерства и ведомства обязаны ежегодно передавать малым фирмам средства из своего бюджета на проведение НИОКР.
В 1982 г. в США принят Закон о развитии мелких инновационных фирм, который предусматривает расширение субсидирования их исследовательских проектов различными федеральными ведомствами, в т.ч. – Национальным научным фондом. Это дает возможность мелким предпринимателям получать безвозмездные целевые субсидии по контрактам на федеральные исследовательские проекты, а также заказы на производство новой продукции.
Большое внимание уделяется развитию передовых наукоемких производств в Канаде. Так, программа развития стратегических технологий предполагает финансирование в области информационных технологий, новых промышленных материалов и биотехнологий, возмещая предприятиям до 50% их затрат на НИОКР. Основная часть федеральных целевых субсидий предоставляется через Национальный совет по исследованиям (НСИ).
Особое место в системе прямых мер воздействия государства на инновационный бизнес занимает стимулирование развития технопарковых структур (своеобразных "инкубаторов" малого инновационного бизнеса). В 80-е годы в США и странах Западной Европы большое развитие получили различного рода научно-производственные комплексы, инновационные центры, научные и технологические парки, "инкубаторы предприятий высокой технологии" и т.п. Их главная задача:
– оказание разнообразных услуг и создание наиболее благоприятных для инновационных предприятий условий в привлечении средств и эффективном их использовании,
– стимулирование развития передовых отраслей, ускорение инновационного процесса и практической реализации перспективных научных идей и открытий.
Это достигается путем объединений усилий ВУЗов, научно-исследовательских центров, новых наукоемких предприятий. "Инкубаторы" создают необходимую инфраструктуру для нормальной жизнедеятельности малых инновационных предприятий. Такие предприятия ориентированы на удовлетворение потребности крупных городов и создаются вблизи них.
В течение 3-5 лет технополисы и технопарки «выращивают 10 и более мелких инновационных предприятий, предоставляя им на условиях лизинга ЭВМ, оборудование, транспортные средства, помещения, а также оказывая необходимые бухгалтерские, консалтинговые услуги, помощь в проведении совместных НИОКР, подготовке кадров, создании совместных венчурных фирм»1.
Б) Косвенные методы государственной поддержки инновационного предпринимательства направлены, с одной стороны, на стимулирование непосредственно инновационных процессов, а с другой – на создание благоприятного экономического климата для новаторской деятельности. К таким мерам относятся налоговые и кредитные льготы по научным исследованиям, НИОКР, разработка и внедрение новейших технологий. Льготное кредитование через научно-технические или венчурные фонды направлено на прямое содействие приоритетным научным исследованиям, НИОКР, разработке и внедрению новейших технологий. Льготные кредиты предоставляются обычно на 10-15 лет на выгодных (по величине процента и порядку погашения) условиях.
Значительную положительную роль в поддержке инновационной деятельности имеют налоговые льготы по налогу на прибыль. Например, во Франции с 1979 г. существуют специальные премии за нововведения, в целом составляющие 25% суммы затрат на НИОКР. Кроме того, важную роль в поддержке инновационной деятельности имеет так называемый исследовательский налоговый кредит, который представляет собой налоговую скидку, равную приросту расходов на НИОКР в текущем периоде по сравнению с базисным.
В целом на основе опыта зарубежных стран можно определить главные направления государственной поддержки и стимулирования инновационного предпринимательства:
- создание в рамках аппарата исполнительной власти организаций по стимулированию разработок технологических нововведений;
- оказание содействия в развитии научных исследований частным лицам и организациям;
- интенсивный обмен научно-технической информацией, получаемой государством, в целях достижения согласованности интересов фирм и государственной власти;
- активная поддержка государством малого бизнеса – пионера новой техники и технологий;
- использование государственного регулирования и хозяйственных норм для экономико-правовой и административно-организационной интеграции;
- создание сети технополисов и технопарков и т.д.
Поддержка инновационного предпринимательства, таким образом, является одним из приоритетных направлений государственной научно-технической и экономической политики во всех странах с развитой рыночной экономикой.
- Н. Н. Бодрухина малый инновационный бизнес Учебное пособие
- Введение
- 1. Общая характеристика организации малого инновационного предпринимательства
- 1.1 Общие признаки цивилизованного предпринимательства
- 1.2. Сущность инновационного предпринимательства
- 1.3.Основные понятия инновационного бизнеса и субъектов инновационного процесса
- 1. Постановка целей и выбор стратегии
- 3. Определение условий и организация
- 5. Руководство 4. Исполнение
- 1.4. Факторы, влияющие на развитие инновационных процессов
- 2. Необходимость и сущность малого инновационного бизнеса
- 2.1. Преимущества и недостатки малого бизнеса
- 2.2. Характеристика малого бизнеса в России на современном этапе
- 2.3. Малые предприятия как субъекты инновационного предпринимательства
- 3.2. Поддержка Фондом малых предприятий в научно-технической сфере
- 3.3. Зарубежный опыт поддержки инновационной деятельности
- 4. Организационная форма малых инновационных фирм и их подразделений
- 4.1. Понятие организации
- 4.2. Организационные структуры инновационных фирм России и их характеристика
- 4.3. Характеристика организационных структур малых инновационных предприятий стран Запада
- 4.4. Тактика создания малого инновационного предприятия
- 5. Стратегии исследований и разработок
- 5.1. Сущность стратегического развития. Основные этапы разработки стратегии
- 5.2. Типы инновационных стратегий, их характеристика
- 5.3. Стратегия и руководитель ниокр
- 6. Управление персоналом в инновационных организациях
- 6.1. Персонал научных организаций
- 6.2. Пути совершенствования управления персоналом в малом бизнесе
- 6.3. Особенности организационных процедур по управлению персоналом в малом инновационном бизнесе
- 6.4. Тщательный подбор персонала в малое инновационное предприятие – средство минимизации риска
- 6. Управление персоналом в инновационных организациях
- 6.1. Персонал научных организаций
- 6.2. Пути совершенствования управления персоналом в малом бизнесе
- III. Психологические рекомендации:
- 6.3. Особенности организационных процедур по управлению персоналом в малом инновационном бизнесе
- 6.4. Тщательный подбор персонала в малое инновационное предприятие – способ минимизации риска
- 7. Отбор и оценка инновационных проектов
- 7.1. Понятие отбора. Критерии отбора проектов
- 7.2. Основные методы экспертизы инновационных проектов
- 7.3. Методы отбора инновационных проектов
- 8. Оценка эффективности инноваций и инновационной деятельности
- 8.1. Эффективность использования инноваций
- 8.2. Общая экономическая эффективность инноваций
- 8.3. Характеристика результатов инновационной деятельности
- Классификация лицензий
- 9. Риски в малом инновационном предпринимательстве
- 9.1. Общая характеристика и виды рисков в инновационной деятельности
- 9.2. Основные пути снижения риска в инновационной деятельности
- Содержание