7.1. Понятие отбора. Критерии отбора проектов
Одна из важнейших областей принятия решений в управлении НИОКР – отбор проектов.
Огромная ценность для отбора проектов – это сбор информации, необходимой для оценки проекта в соответствии с выбранными критериями. Многие проекты, потерпевшие неудачу впоследствии, могли бы и не начинаться, если бы должное внимание было уделено оценке с более широким кругом критериев отбора.
Наиболее важные критерии оценки проектов можно сгруппировать так.
I. Цели организации, стратегия, политика и ценности:
1) совместим ли проект с текущей стратегией организации и ее долгосрочным планом;
2) оправдывает ли потенциал проекта изменения в стратегии;
3) согласуется ли проект с представлением об организации;
4) соответствует ли он отношению организации к риску;
5) соответствует ли проект отношению организации к нововведениям;
6) отвечает ли проект требованиям организации с учетом временного аспекта (долгосрочного или краткосрочного).
II. Рыночные критерии:
1) отвечает ли проект четко определенным потребностям рынка;
2) оценка общей емкости рынка;
3) оценка доли рынка;
4) оценка периода выпуска продукции;
5) вероятность коммерческого успеха;
6) вероятный объем продаж (определяется на базе оценок пп.2-5);
7) временной аспект рыночного плана;
8) воздействие на существующие продукты;
9) ценообразование и восприятие потребителем;
10) позиция в конкурентной борьбе;
11) соответствие существующим каналам распределения;
12) оценка стартовых задач.
III. Научно-технические критерии:
1) соответствует ли проект стратегии НИОКР организации;
2) вероятность технического успеха;
3) стоимость и время разработки;
4) патентная чистота;
5) наличие научно-технических ресурсов;
6) возможные будущие разработки продукта и будущее применение новой технологии;
7) воздействие на другие проекты.
IV. Финансовые критерии:
1) стоимость НИОКР;
2) вложения в производство;
3) вложение в маркетинг;
4) наличие финансов в нужные периоды времени;
5) влияние на другие проекты, требующие финансовых средств;
6) потенциальный годовой размер прибыли;
7) ожидаемая норма прибыли;
8) отвечает ли проект критериям эффективности капитальных вложений, принятым в компании.
V. Производственные критерии:
1) новые процессы;
2) наличие производственного персонала (по численности и квалификации);
3) соответствие имеющимся мощностям;
4) цена и наличие материалов;
5) издержки производства;
6) потребность в дополнительных мощностях;
7) безопасность производства.
VI. Внешние и экономические критерии:
1) возможные вредные воздействия продуктов и производственных процессов;
2) влияние общественного мнения;
3) текущее и перспективное законодательство;
4) воздействие на уровень занятости.
По данным критериям проводится отбор проектов, каждому критерию присваивается позиция важности для организации и балл, затем подсчитывается сумма всех баллов.
- Н. Н. Бодрухина малый инновационный бизнес Учебное пособие
- Введение
- 1. Общая характеристика организации малого инновационного предпринимательства
- 1.1 Общие признаки цивилизованного предпринимательства
- 1.2. Сущность инновационного предпринимательства
- 1.3.Основные понятия инновационного бизнеса и субъектов инновационного процесса
- 1. Постановка целей и выбор стратегии
- 3. Определение условий и организация
- 5. Руководство 4. Исполнение
- 1.4. Факторы, влияющие на развитие инновационных процессов
- 2. Необходимость и сущность малого инновационного бизнеса
- 2.1. Преимущества и недостатки малого бизнеса
- 2.2. Характеристика малого бизнеса в России на современном этапе
- 2.3. Малые предприятия как субъекты инновационного предпринимательства
- 3.2. Поддержка Фондом малых предприятий в научно-технической сфере
- 3.3. Зарубежный опыт поддержки инновационной деятельности
- 4. Организационная форма малых инновационных фирм и их подразделений
- 4.1. Понятие организации
- 4.2. Организационные структуры инновационных фирм России и их характеристика
- 4.3. Характеристика организационных структур малых инновационных предприятий стран Запада
- 4.4. Тактика создания малого инновационного предприятия
- 5. Стратегии исследований и разработок
- 5.1. Сущность стратегического развития. Основные этапы разработки стратегии
- 5.2. Типы инновационных стратегий, их характеристика
- 5.3. Стратегия и руководитель ниокр
- 6. Управление персоналом в инновационных организациях
- 6.1. Персонал научных организаций
- 6.2. Пути совершенствования управления персоналом в малом бизнесе
- 6.3. Особенности организационных процедур по управлению персоналом в малом инновационном бизнесе
- 6.4. Тщательный подбор персонала в малое инновационное предприятие – средство минимизации риска
- 6. Управление персоналом в инновационных организациях
- 6.1. Персонал научных организаций
- 6.2. Пути совершенствования управления персоналом в малом бизнесе
- III. Психологические рекомендации:
- 6.3. Особенности организационных процедур по управлению персоналом в малом инновационном бизнесе
- 6.4. Тщательный подбор персонала в малое инновационное предприятие – способ минимизации риска
- 7. Отбор и оценка инновационных проектов
- 7.1. Понятие отбора. Критерии отбора проектов
- 7.2. Основные методы экспертизы инновационных проектов
- 7.3. Методы отбора инновационных проектов
- 8. Оценка эффективности инноваций и инновационной деятельности
- 8.1. Эффективность использования инноваций
- 8.2. Общая экономическая эффективность инноваций
- 8.3. Характеристика результатов инновационной деятельности
- Классификация лицензий
- 9. Риски в малом инновационном предпринимательстве
- 9.1. Общая характеристика и виды рисков в инновационной деятельности
- 9.2. Основные пути снижения риска в инновационной деятельности
- Содержание