11.4 Стратегическое и тактическое планирование
Планирование предполагает согласование стратегического и тактического планов при ведущей роли стратегического; долгосрочного, среднесрочного и годового, существенно различающихся, но вместе с тем образовывающих одно целое.
Особенности тактического плана заключаются в том, что он разрабатывается в развитие стратегического, детализируя его, занимает промежуточное положение, интегрирован со стратегическим и оперативно-календарным, определяет систему действий для достижения поставленных целей. Если, например, стратегическим планом установлено задание по выпуску новой продукции, то в тактическом плане должны быть приняты решения по составу, содержанию, срокам проведения и ресурсному обеспечению НИОКР; подготовке кадров; источникам финансирования.
Часть мероприятий, связанных с проектами освоения новой продукции и новых технологий, инвестициями и строительством объектов, включается в отдельные планы, которые составляются на весь период осуществления мероприятий (до 2-5 лет и более). Оперативная часть инвестиционных проектов, которая находится на стадии исполнения, ежегодно корректируется и поэтапно включается в общие годовые (текущие) и оперативно-календарные планы. По мере реализации проекта дата отсчета планового периода приближается к дате окончания работ и достигает ее после завершения проекта.
Тактическое планирование охватывает только внутренние взаимосвязи подсистем предприятия, временной горизонт до одного года и более короткие периоды. И в этом смысле тактическое планирование является текущим. Решения при тактическом планировании конкретны, адресны, всегда привязаны к показателям работы структурных подразделений предприятия; базируются на объективной и полной информации; сопряжены с меньшим риском; детализированы; касаются внутренних проблем предприятия.
Реальность выполнения тактического плана достигается его гибкостью, хотя он одновременно остается директивным. Для обеспечения гибкости тактический план дополняют системой специальных уточняющих бюджетов; разрабатывают несколько вариантов планов, рассчитанных на различные условия его реализации; оценивают результаты плана по скорректированным в текущем периоде плановым показателям (а не по исходным); стимулируют исполнителей плана, не сковывая их инициативу, к отклонениям, выгодным предприятию; создают плановые резервы, позволяющие осуществлять по мере необходимости оперативную корректировку плановых показателей.
Тактический план, устанавливая пропорции между ресурсами и плановыми действиями, создает основу для координации усилий всех участников плановой деятельности. Возможность согласования, достижения наибольшей эффективности в условиях рыночной нестабильности обеспечивается: планированием важнейших ресурсов и объектов (ассортимента, техники и др.); определением приоритетов развития («точек роста»); согласованием показателей, обоснованных разными методами, начиная от интуиции и кончая количественными математическими методами; проверкой согласованности на протяжении всего планового периода; единой нормативной базой, нормативно-техническими и методическими документами; своевременным контролем отклонений факта от плана и текущей корректировкой запланированных мероприятий.
Ответственность за принятие плановых решений лежит на высшем руководстве. Определенная мера ответственности устанавливается каждому работнику, причастному к составлению или выполнению плана, за низкое качество принятых решений, неисполнение или ненадлежащее исполнение плановых показателей. Организационная структура предприятия предопределяет каждому руководителю и специалисту, имеющему отношение к составлению и выполнению плана, состав прав, ответственности, функций; устанавливает функциональную область плановой деятельности (разделение труда) и место каждого управляющего в управленческой иерархии.
Состав разделов тактического плана зависит от многих факторов: отраслевой принадлежности предприятия; сложившихся методов управления; управленческой культуры; стадии развития предприятия; рыночной структуры и др.
Разработка тактического плана по расширенному варианту его структуры возможна только на основе хорошо продуманной стратегии, которая требует значительного времени, ресурсов и квалификационных кадров плановых работников. Поэтому такой план применяют обычно стабильно работающие предприятия с развитой системой управления. Чем тщательнее разработаны все разделы тактического плана, тем легче его выполнять, меньше требуется ресурсов, лучше качество работы. Много потерь средств и времени возникает из-за несбалансированности разделов плана, наличия в нем просчетов, а также низкой дисциплины исполнителей.
Типовой, минимальный состав и содержание разделов тактического плана – это планы продаж, производства, технического и организационного развития, материально-технического обеспечения, развития персонала, оплаты труда, формирования издержек и финансовых результатов.
Тактический план по сбыту (первый из разрабатываемых разделов) увязывается со стратегическим маркетинговым планом. Сбыт – ограничитель производства. План сбыта отражает продажи по видам изделий, изменение остатков готовой продукции (норматив). Ежегодный тактический маркетинговый план разрабатывается в разрезе маркетинговых функций: товарной, ценовой, дистрибьютерской, сбытовой, рекламной, сервисной. По функциям, которые программируются в стратегическом плане, разрабатываются программы (программная часть) в тактическом. Единство стратегического и тактического планов обеспечивается также при разработке плановых тактических действий для достижения в текущем году тактических целей (увязанных со стратегическими), показателей и параметров текущего стратегического плана: планируемых долей продаж на рынках данной и близлежащих областей, на общероссийском рынке, в СНГ, на рынках дальнего зарубежья; диверсификации ассортимента (концентрической, горизонтальной, конгломератной); диверсификации (продуктовой, персонала, сервисной, имиджа и др.); цен по видам изделий, на рынках, для потребителей (среднерыночных, выше, ниже среднерыночных, лидеров). Тактический план увязывается со стратегическими текущими мероприятиями по снижению и (или) устранению тех или иных барьеров входа/выхода на рынок (недостаточной емкости рынка, динамики спроса, скорости обновления товаров, угрозы появления субститутов товаров, иностранной конкуренции и др.).
Раздел «План сбыта» включает следующие плановые формы: Ф «План продаж» – целевые натуральные и стоимостные показатели по отдельным продуктам или их группам, рынкам, группам потребителей и каналов сбыта: номенклатура, ассортимент продукции; объем реализации (на основе заключенных договоров и маркетинговых исследований), товарная продукция; поставки продукции на экспорт; поставки по госзаказу; новая продукция; нормативные складские запасы готовой продукции; Ф «План маркетинго-сбытовых действий» – сроки, ответственные, затраты и источники их финансирования по направлениям деятельности в сфере маркетинга и сбыта; Ф «Смета коммерческих расходов, связанных со сбытом продукции» – затраты в разрезе заказов и статей расходов; Ф «План мероприятий» – сроки, ответственные, затраты и их источники финансирования по направлениям: продуктовые, контрактно-ценовые, сбыто-распределительные, коммуникационные и др.; Ф «План службы сбыта» – цели, стратегии, организация и персонал, ресурсы.
Следующий раздел тактического плана – план производства. Его содержание в формах: Ф «План производства в натуральном и стоимостном выражении» – номенклатура и ассортимент продукции, объемы производственной программы в разрезе производственных подразделений; Ф «Изменение незавершенного производства» – норматив; Ф «Изменение объема производства по факторам» – мероприятия по развитию технического и организационного уровней предприятия, структуры продукции и их влияние на показатели деятельности: объемы, численность, издержки, прибыль.
Планируемая производственная программа с заданиями по видам изделий и объему производства исходит из ограничений по сбыту, ресурсам (трудовым, материальным, производственным мощностям), учитывающим минимальный и максимальный объем реализации; по ключевым показателям деятельности, например по прибыли, себестоимости продукции и рентабельности.
Годовой план производства с учетом ограничений разрабатывается методом экономико-математического моделирования. Ограничения по ресурсам требуют, чтобы общая трудоемкость и трудоемкость по основным видам работ производственной программы не превосходили возможности предприятия, связанные с ограниченностью трудовых и материальных ресурсов, пропускной способностью оборудования. Ограничения по сбыту учитывают минимально необходимый (в соответствии с договорами поставки) и максимально возможный (в соответствии с емкостью рынка сбыта в стратегическом плане) выпуск по изделиям, а также заданный суммарный выпуск по отдельным ассортиментным группам.
Ограничения по ключевым показателям позволяют формировать производственный план. Критериями оптимизации годового плана производства могут быть: максимум прибыли (чистой или маржинальной), объема реализации; минимум общей трудоемкости производственной программы или трудоемкости по лимитирующим видам работ. Состав критериев может быть при необходимости изменен.
Основные методические положения по тактическому планированию на промышленном предприятии включают:
– применение системного подхода к разработке тактического плана (согласование его со стратегическим и оперативным планами);
– использование следующих методов: балансового и матричного, бюджетирования, инженерно-экономических расчетов, нормативного, сетевого, экономико-математического моделирования;
– определение оптимального количества разделов, разрабатываемых форм тактического плана (выделяются исходные, промежуточные и итоговые формы);
– использование комплекса исходных данных – нормативной и справочной информации, промежуточных планов подразделений, итоговых планов предприятия, объединения;
– разработку сводного раздела, содержащего количественные и качественные параметры плановых изменений. Структура разделов плана формируется по функциональным сферам;
– разработку тактических плановых показателей, согласованных со стратегическими;
– использование обычно в качестве главного планового показателя объема и структуры затрат (рассчитывается по каждой функциональной сфере и в целом по предприятию). Разрабатывается итоговая форма снижения издержек по факторам в каждой функциональной сфере и по предприятию в целом;
– план сбыта – раздел, формируемый исходя из внешних условий, является основой разработки тактического текущего плана (разделов, форм, показателей, параметров, мероприятий);
– тактический план по сбыту, согласовывается со стратегическим маркетинговым планом;
– тактический маркетинговый план – составная часть стратегического маркетингового плана, разрабатывается в разделе маркетинговых функций, входит в раздел «План сбыта» как плановая форма или является самостоятельным разделом тактического плана;
– ограничители плана производства – сбыт, ресурсы, ключевые показатели деятельности;
– автоматизированные плановые расчеты. Производственная программа с учетом ограничений рассчитывается методом экономико-математического моделирования;
– расчеты тактического плана, базирующиеся на научно обоснованных нормах и нормативах. Разрабатывается научно обоснованная нормативная база. Классификация норм и нормативов, используемых при пофакторном планировании, производится в пофакторном разрезе. В тактическом плане выделяется раздел «Нормы и нормативы» с исходными формами по расчету норм и нормативов для планирования развития подсистем предприятия;
– система сквозного финансового планирования (бюджетирования), ответственности и самостоятельности (на основе расчета издержек, основных, оборотных средств), которая обеспечивается путем формирования бюджетов каждой функциональной сферы – центров ответственности, с учетом принципов эффективности и участия.
- Экономика и организация производства учебное пособие
- Содержание
- Предисловие
- 1 Предприятие в рыночной экономике
- 1.1 Объекты и субъекты экономики в рыночной среде
- 1.2 Сущность, признаки и структура предприятия
- 1.3 Организация и принципы хозяйственной деятельности предприятия
- 1.4 Классификация предприятий
- 1.5 Предпринимательская деятельность
- Контрольные вопросы и задания
- 2 Организационно-правовые формы предприятий
- 2.1 Хозяйственные товарищества
- Основные сравнительные характеристики хозяйственных товариществ
- 2.2 Хозяйственные общества
- Основные характеристики хозяйственных обществ с ограниченной ответственностью
- 2.3 Производственный кооператив (артель)
- 2.4 Унитарные предприятия
- 2.5 Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций
- Преобразование некоммерческих организаций
- Контрольные вопросы и задания
- 1. Дайте определение хозяйственных товариществ.
- Контрольный тест по «Организационно-правовым формам коммерческих организаций» (выберете все правильные ответы)
- 3 Интеграция предприятий. Организационные формы объединений
- 3.1 Коммерческая интеграция в XXI веке
- 3.2 Объединение зависимых предприятий
- 3.3 Объединение независимых предприятий
- Контрольные вопросы и задания
- Ответы и решения
- 4 Основные фонды предприятия
- 4.1 Сущность и классификация основных фондов
- 4.2 Учет и оценка основных фондов
- Учтенная на бухгалтерских счетах первоначальная стоимость объектов может быть изменена только в следующих случаях:
- 4.3 Износ и амортизация основных фондов
- 4.4 Аренда и лизинг имущества
- 4.5 Показатели эффективности и использования основных фондов
- Контрольные вопросы и задания
- Тест (выделить все правильные ответы)
- Тест (выделить все правильные ответы)
- Тест (выделить все правильные ответы)
- Тест (выделить все правильные ответы)
- Арендная плата
- Классификация видов лизинга
- Исходные данные.
- Ответы и решения
- Арендная плата
- Классификация видов лизинга
- 5 Оборотные средства предприятия
- 5.1 Состав и классификация оборотных средств
- 5.2 Нормирование оборотных средств
- 5.3 Показатели эффективности использования оборотных средств
- 5.4 Пути улучшения использования оборотных средств
- Тест (выделить все правильные ответы)
- 6 Организация и планирование труда на предприятии
- 6.1 Персонал предприятия
- 6.2 Организация оплаты труда
- 6.3 Структура фонда заработной платы
- 6.4 Планирование численности персонала
- Контрольные вопросы и задания
- Ответы и решения
- 7 Нормирование труда
- 7.1 Содержание нормирования труда
- 7.2 Методы наблюдения
- 7.3 Организация труда
- Контрольные вопросы и задания
- Тест (выделить все правильные ответы)
- Формы метода непосредственных наблюдений:
- Тест (выделить все правильные ответы)
- Деловая игра
- 8 Производительность труда
- 8.1 Понятие и методы измерения производительности труда
- По изменению трудовых затрат на единицу или заданный объем продукции можно судить об индексе роста производительности труда (Jп):
- Исходные данные
- 8.2 Факторы и резервы роста производительности труда
- 8.3 Планирование производительности труда по факторам. Влияние конъюнктурных факторов на трудозатраты
- Контрольные вопросы и задания
- Тест (выделить все правильные ответы)
- Тест (выделить все правильные ответы)
- Натуральный метод измерения производительности труда применяется:
- Тест (выделить все правильные ответы)
- Тест (выделить все правильные ответы)
- Тест (выделить все правильные ответы)
- Тест (выделить все правильные ответы)
- Тест (выделить все правильные ответы)
- Тест (выделить все правильные ответы)
- Тест (выделить все правильные ответы)
- Тест (выделить все правильные ответы)
- Тест (выделить все правильные ответы)
- Тест (выделить все правильные ответы)
- Ответы и решения
- 9 Производственная программа предприятия
- 9.1 Рыночный подход к формированию производственной программы
- 9.2 Взаимосвязь стратегии развития предприятия и производственной программы
- 9.3 Содержание и показатели производственной программы
- 9.4 Планирование номенклатуры продукции и объема производства в натуральном выражении
- 9.5 Расчет основных стоимостных показателей производственной программы
- 9.6 Особенности планирования производственной программы подразделений предприятия
- Контрольные вопросы и задания
- Величину производственной мощности предприятия обуславливают:
- 10.2 Методика расчета производственной мощности предприятия (на примере машиностроения)
- Контрольные вопросы и задания
- Тест (выделить все правильные ответы)
- Расчет режимного коэффициента и сменности работы оборудования цеха
- Ответы и решения
- 11 Система планирования на предприятиях
- 11.1 Принципы и методы планирования
- 11.2 Разработка программ и проектов развития предприятий
- 11.3 Индикативное планирование
- 11.4 Стратегическое и тактическое планирование
- 11.5 Бизнес-план предприятия
- Контрольные вопросы и задания
- 12 Подготовка производства
- 12.1 Научно-исследовательские работы
- 12.2 Конструкторская подготовка производства
- 12.3 Технологическая подготовка производства
- 12.4 Организационно-экономическая, социально-психологическая и экологическая подготовка производства
- 12.5 Повышение эффективности подготовки производства
- Контрольные вопросы и задания
- Ответы и решения
- 13 Организация основного производства
- 13.1 Производственный процесс: сущность, структура, основы организации
- 13.2 Принципы организации производственного процесса
- 13.3 Типы, формы и методы организации проивздства
- 13.4 Организация производственного процесса в пространстве. Производственная структура предприятия
- 13.5 Организация производственного процесса во времени
- Контрольные вопросы и задания
- Ответы и решения
- 14 Оперативное управление производством
- 14.1 Содержание и функции оперативного управления производством
- 14.2 Состав календарно-плановых нормативов для различных типов производства
- 14.3 Системы оперативного управления производством
- Контрольные вопросы и задания
- 15 Организация производственной инфраструктуры предприятия
- 15.1 Инструментальное обслуживание производства
- 15.2 Ремонтное обслуживание производства
- Величина коэффициента Кв
- 15.3 Транспортное обслуживание производства
- 15.4 Организация складской деятельности на предприятии
- Организация складского хозяйства включает: определение типа складских помещений и их количества; рациональное размещение складов на территории предприятия.
- При организации складского хозяйства необходимо рассчитать:
- 15.5 Энергетическое обслуживание производства
- Контрольные вопросы и задания
- Ответы и решения
- 16 Затраты предприятия и себестоимость продукции
- 16.1 Экономическая сущность затрат и их классификация
- 16.2 Себестоимость продукции (работ, услуг)
- 16.3 Планирование себестоимости продукции (работ, услуг) на предприятии
- 16.4 Управление затратами предприятия
- Контрольные вопросы и задания
- 17 Оценка финансового состояния предприятий
- 17.1 Применение к-прогнозных методик для оценки финансового состояния предприятий
- 17.2 Синтетический и аналитический подходы к оценке финансового состояния предприятий
- Контрольные вопросы и задания
- Тест (выделить все правильные ответы)
- Тест (выделить все правильные ответы)
- 1. Следует ли включать в состав активов первой группы денежные эквиваленты, краткосрочные финансовые вложения, дебиторскую задолженность?
- 18 Управление рисками на предприятии
- 18.1 Сущность рисков и их классификация
- 18.2 Принципы и основные этапы процесса управления рисками
- 18.3 Оценка рисков
- 18.4 Методы управления рисками
- При пропорциональном страховании страховщик должен уплатить страхователю при наступлении страхового случая установленную долю от общего убытка.
- 18.5 Особенности венчурного бизнеса
- Контрольные вопросы и задания
- Ответы и решения
- 19 Экономическая безопасность предприятия
- 19.1 Сущность экономической безопасности предприятия
- 19.2 Условия и факторы экономической безопасности
- 19.3 Система обеспечения экономической безопасности предприятия: цели, задачи, принципы организации
- 19.4 Механизм обеспечения экономической безопасности предприятия
- Контрольные вопросы и задания
- Ответы. Решения
- 20 Конкуренция и конкурентные стратегии коммерческой организации
- 20.1 Конкуренция хозяйствующих субъектов
- 20.2 Конкурентоспособность коммерческой организации
- 20.3 Концептуальная модель анализа конкуренции
- 20.4 Оценка конкурентных позиций коммерческих организаций в зависимости от интенсивности отраслевой конкуренции
- 20.5 Типология конкурентных стратегий по Портеру
- 20.6 Классификация конкурентных стратегий по Юданову-Раменскому-Фризевинкелю
- 20.7 Стратегический выбор видов конкурентного поведения
- 20.8 Оценка конкурентоспособности коммерческой организации с использованием метода расстановки приоритетов
- По продукту (услуге):
- По цене:
- По доведению продукта до потребителя:
- По продвижению продукта:
- 20.9 Интегральная оценка конкурентоспособности коммерческой организации с применением матричных методов
- 21 Реструктуризация предприятий
- 21.1 Сущность и способы реструктуризации предприятий
- 21.2 Современные направления и инструменты стратегической реструктуризации
- 21.3 Методы проектирования организационных структур управления
- Контрольные вопросы и задания
- Тест (укажите все правильные ответы)
- Тест (укажите все правильные ответы)
- Тест (укажите все правильные ответы)