2.1. Определение рыночной (равновесной) цены
Общий уровень цен находится под воздействием чакона спроса и предложения. Спрос на товар определяет верхний (максимальный) уровень цен.
Спрос означает платежеспособность населения (реальное наличие денег у покупателя), т.е. желание и финансовую возможность потребителя приобрести товары или пользоваться услугами ". определенное время и в определенном месте. Рынок не реагирует на потребности, не обеспеченные реальной платежеспособностью потребителя (покупателя).
Объем спроса зависит прежде всего от уровня цен товаров и услуг. На величину спроса на товар влияют следующие факторы: потребность покупателя в конкретном товаре, его полезность, ассортимент, потребительские вкусы, мода, качество товара, величина доходов потребителя (покупательская способность), уровень его благосостояния, цены конкретного и дополняющего товара, цена товара-заменителя, инфляционные ожидания.
Закон спроса отражает зависимость между ценой и спросом, определяет связь между ценами и количеством товаров и услуг, которые могут быть приобретены по каждой конкретной цене. При прочих равных условиях по более низкой цене молено продать больше товаров, чем по высокой. Объем спроса увеличивается по мере снижения цены товара, т.е. расширяется сфера эффективного потребления, и наоборот, спрос уменьшается по мере повышения цены товара, т.е. сфера эффективного потребления сужается.
Таким образом, между рыночной ценой товара и количеством купленного товара по данной цене прослеживается закономерное соотношение. Данную взаимосвязь можно представить в виде шкалы спроса, т.е. таблицы, показывающей, какое количество товара будет куплено по различным ценам (табл.1).
Таблица 1
Взаимосвязь цены и количества купленного товара на рынке
Цена (Ц) единицы товара в денежном выражении | Объем спроса (количество единиц купленного товара (Т)) |
60 | 5 |
50 | 10 |
40 | 15 |
30 | 30 |
20 | 50 |
10 | 80 |
Указанное изменение спроса (или количества единиц купленного товара) объясняется тем, что по низкой цене купить товар сможет большее число потребителей. Низкие цены заставят многих покупателей предпочесть данный товар другому; если цены товара будут высокими, определенное число покупателей откажется от покупки.
Используя данные, приведенные в табл. 1, можно построить кривую спроса (С) (рис.1). Она показывает, что между ценой товара и его количеством устанавливается обратно пропорциональная зависимость: чем выше цена, тем меньше товаров по данной цене будет куплено (кривая спроса «падает»). При увеличении количества определенного товара в продаже происходит снижение его цены.
Рис. 1. Кривая спроса
Следовательно цена спроса - это цена, которую готов уплатить потребитель (покупатель) при некотором значении спроса на данный товар. Различают цену спроса и спрос индивидуального покупателя, а также рыночную цену спроса и рыночный спрос, которые складываются на конкретном рынке.
В установлении рыночной цены важное значение имеет предложение товаров и услуг.
Предложение означает возможность (реальное наличие товаров и услуг) и желание производителя (продавца) предложить свои товары на рынке по определенным ценам (тарифам), т.е. это - количество конкретных товаров (услуг), которое продавцы готовы поставить покупателю в определенное время и в определенном месте. Объем предложения увеличивается по мерс повышения цены товара. На величину предложения товаров влияют следующие факторы: издержки производства (если его затраты снижаются, то это позволит выпустить больше товаров, т.е. предложение увеличивается), научно-технический прогресс, степень монополизации рынка, разновидность товаров и их качество, динамика цен других товаров и взаимозаменяемой продукции, уровень получения предприятием прибыли.
Закон рыночного предложения отражает зависимость между ценой и предложением товара на рынке, т.е. количеством товара, которое производители готовы продать при данной цене. При прочих равных условиях рыночное предложение возрастает при повышении цены и уменьшается при ее снижении на данный товар. Таким образом, между ценой и предложением товаров существует прямая зависимость, которую можно представить в виде шкалы предложения, т.е. таблицы, показывающей, какое количество товара будет предложено для продажи по разным ценам (табл. 2).
Таблица 2
Взаимосвязь цены и количества предлагаемого к продаже товара на рынке
Цена (Ц) за единицу товара в денежном выражении | Объем предложения товаров (количество предложенных товаров (Т)) |
60 | 90 |
50 | 80 |
40 | 70 |
30 | 60 |
20 | 40 |
10 | 5 |
Показанное изменение предложения товаров (или количества единиц предложенного товара) объясняется тем, что при высоких ценах производители (продавцы) предоставят на продажу большее количество товара, чем при низких, с целью получения наибольшей прибыли.
Используя данные, приведенные в табл. 2, можно построить кривую предложения (П) (рис. 2). Она показывает, что между ценой товара и предложением устанавливается прямая зависимость: чем выше цена товара, тем больше товаров по ней будет предоставлено производителем для продажи (кривая предложения «возрастает»).
Рис. 2. Кривая предложения
Кривая предложения отражает интересы продавца товара (его производителя): чем выше цена товара, тем сильнее он заинтересован поставить на рынок большее его количество.
При этом с увеличением объема выпуска товара у производителя снижаются издержки производства, поскольку более высокая цена обеспечивает повышение рентабельности данного товара, особенно если последняя у других производителей остается неизменной. При такой цене в производство или сферу предложения с целью получения желаемой прибыли наряду с другими включаются и те производители (продавцы), которые имеют более высокие издержки производства и обращения.
Следовательно, цена предложения - это цена, по которой производитель готов продать определенный товар при соответствующем объеме его предложения или продавцы желают его поставить на рынок в некотором количестве. Различают индивидуальную и рыночную цену предложения и, соответственно, индивидуальное и рыночное предложение.
Если при росте цен кривая спроса падает (см. рис. 1), а кривая предложения возрастает (см. рис. 2), то это наглядно отражает противоречивое отношение производителя (продавца) и потребителя (покупателя) к цене товара.
При нормальных рыночных отношениях спрос и предложение должны уравновешиваться. Чтобы их сбалансировать, необходимо или увеличивать товарную массу или изымать из оборота так называемые «лишние» деньги, тогда будет достигнута стабилизация рынка, курса рубля и оптимизирован размер денежной массы в соответствии с товарной.
Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, называется равновесной, или рыночной, ценой. Она формируется вследствие равновесия спроса и предложения и по ней товары будут обмениваться на деньги. Равновесие спроса и предложения отражает компромисс между покупателем и продавцом, реализующийся во взаимном согласии совершить сделку купли-продажи. Графически это отображается путем совмещения кривых спроса и предложения (рис. 3).
Рис.3. Рыночная (равновесная) цена
Конкурентное равновесие всегда находится в точке пересечения кривых спроса и предложения, которая называется точкой равновесия (Р).
Единственной уравновешивающей ценой, которая может сохраняться, потому что она удовлетворяет интересы покупателей и продавцов, является равновесная (рыночная) цена, при которой, как уже отмечалось, объемы предложения и спроса равны друг другу. Если рыночная цена в определенный момент оказывается выше равновесной, то такая цена стимулирует избыток предложения над спросом. Если цена становится ниже равновесной, то она порождает дефицит предложения по сравнению со спросом.
Особенностью свободного рынка является то обстоятельство, что при определенном количестве предложенной продукции рынок как бы сам стремится к равновесию. Если, например, предприятие предлагает товар по цене, которая находится выше точки равновесия (Р), то потребители могут посчитать такую цену весьма высокой и в результате какое-то количество товара не будет продано.
В этом случае образуется превышение предложения над спросом. Рынок перенасыщается товаром и производитель вынужден снижать цену, чтобы устранить избыток нереализованной продукции. Одновременно сокращается выпуск товара, при этом его производство при снизившейся цене становится невыгодным.
На кривой предложения цена смещается вниз, но ей начинает соответствовать больший, чем раньше спрос, тогда цена поднимается по кривой спроса вверх. Этот процесс продолжается до тех пор, пока спрос и предложение не уравновесятся.
Маркетинговая служба предприятия (фирмы) анализирует состояние рынка, цены товаров (продукции) и ожидания желаемых прибылей. Если результаты исследования рынка показывают, что в ближайшем будущем ожидается повышение спроса на какой-либо товар, то производитель имеет все основания увеличить его выпуск в расчете на последующий рост прибыли.
Состояние равновесия никогда не бывает постоянным, оно меняется под влиянием различных факторов, обусловленных спросом и предложением, при этом при соответствующем изменении цены происходит сдвиг кривых спроса и предложения вправо или влево. Сущность равновесия спроса и предложения состоит в определении состояния общего экономического равновесия рынка, когда товары находят своих покупателей через механизм рыночного ценообразования. Именно взаимосвязь цен конкурентного равновесия в масштабах национальной экономики страны, региона, отрасли, отдельных категорий потребителей или производителей создает общее равновесие рынка.
Таким образом, рыночная цена есть результат конкурентного сопоставления цен спроса и предложения при их различных объемах. Цены во взаимодействии конкурирующих сил спроса и предложения на рынке выполняют регулирующую, уравновешивающую (балансирующую спрос и предложение) функцию.
Спрос на конкурентном рынке выполняет ведущую роль. Цена спроса задает мотивацию для формирования предложения. Производство и предложение адаптируются к запросам потребителя, выраженным в функции спроса.
Равновесие рынка еще не означает сбалансированность пропорций производства, но оно дает необходимые предпосылки для проведения исследований, анализа и принятия оптимальных решений но дальнейшему развитию и совершенствованию общественного производства.
- Цены и ценообразование
- Isbn 5-94879-267-6 © Баздникин а.С., 2004
- Предисловие
- Глава 1. Роль цены и методология ценообразования
- 1.1. Теоретические аспекты установления цены и ее роль в рыночной экономике
- 1.2. Функции цен
- 1.3. Методология и принципы ценообразования
- ? Вопросы для повторения
- Глава 2. Формирование цен в рыночных условиях и ценообразующие факторы
- 2.1. Определение рыночной (равновесной) цены
- 2.2. Зависимость эластичности спроса от цены и дохода
- 2.3. Факторы рыночного ценообразования
- 2.4. Взаимосвязь установления цены с исследованиями маркетинга
- (?) Вопросы для повторения
- Глава 3. Система и виды цен
- 3.1. Система цен и взаимозависимость их при формировании
- 3.2. Классификация цен
- 3.3. Методы расчета средней цены и индексная оценка динамики цен
- 3.3.1. Уровень цен и исчисление средней цены
- 3.3.2. Формы индексной оценки динамики цен
- ? Вопросы для повторения
- Глава 4. Особенности ценообразования на различных типах (моделях) рынков
- 4.1. Определение типа рынка
- 4.2. Конкурентная реактивность рынка и показатели (индексы) рыночной концентрации товаров
- 4.3. Расчет индексов фондового рынка
- ? Вопросы для повторения
- Глава 5. Методы ценовой политики государства и предприятия (фирмы)
- 5.1. Ценовая политика государства
- 5.2. Ценовая политика предприятия (фирмы)
- 5.3. Механизм установления окончательной цены
- ? Вопросы для повторения
- Глава 6. Стратегия ценообразования
- 6.1. Особенности ценовой стратегии предприятия
- 6.2. Необходимая информация для принятия решений по стратегии ценообразования
- 6.3. Взаимосвязь цен с экономическими категориями
- 6.3.1. Взаимодействие цен с финансово-кредитной системой
- 6.3.2. Взаимовлияние цен и налогов
- 6.3.3. Денежное обращение, инфляция и изменение цен
- ? Вопросы для повторения
- Глава 7. Зарубежный опыт ценообразования
- 7.1. Общие закономерности при регулировании и реформировании ценообразования в зарубежных странах
- 7.2. Регулирование и контроль цен в странах с развитой рыночной экономикой
- 7.3. Основные принципы реформирования ценообразования в восточно-европейских странах
- ? Вопросы для повторения
- Типовые задачи и их решения
- Словарь терминов
- Законодательные и нормативные документы
- Литература Основная
- Дополнительная
- Александр Сергеевич Баздникин цены и ценообразование Учебное пособие
- 105037, Москва, городок им. Баумана, д. 3, корп. 4, стр. 10.
- 610033, Г. Киров. Ул. Московская, 122