7. Организационно-правовые формы предприятий, их особенности
Предприятие (фирма, организация) – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном действующим законодательством, производящий продукцию, оказывающий услуги и выполняющий работы в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Чаще всего предприятие обладает признаками юридического лица, т. е. имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный бухгалтерский баланс.
Юридические лица – это организации, деятельность которых направлена на получение прибыли, т. е. коммерческие организации, и организации, не имеющие в качестве конечной цели извлечение прибыли, т. е. некоммерческие организации. Допускается создание объединений, союзов коммерческих и некоммерческих организаций.
Хозяйственными товариществами и обществами являются коммерческие организации с разделенным на доли учредителей уставным капиталом.
Хозяйственные товарищества создаются в форме полного товариществ, участники занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность принадлежащим им имуществом, и в форме товарищества на вере, в которое входят два типа участников: «полные товарищи», осуществляющие от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающие по обязательствам товарищества всем своим имуществом, и один или несколько «вкладчиков», не участвующих в управлении делами товарищества и несущих риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, только в пределах сумм внесенных ими вкладов.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли согласно учредительным документам.
Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) – это предприятие, участники которого солидарно несут ответственность по обязательствам в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов.
Акционерное общество (АО) – это коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число долей, каждая из которых выражена ценной бумагой (акцией), удовлетворяющей обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Участники АО не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков только в пределах стоимости принадлежащих им акций. Существуют АО открытого и закрытого типа.
ОАО имеют право проводить публичную подписку на свои акции; акционеры могут отчуждать акции без согласия других акционеров.
ЗАО не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые акции или предлагать их другими способами неограниченному кругу лиц.
Производственные кооперативы – это добровольные объединения граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия – это коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество, находящееся в собственности РФ, субъектов РФ или местных органов власти.
К некоммерческим организациям относятся: потребительские кооперативы; общественные и религиозные организации; фонды.
- 1. Предприятие как важнейший сектор рыночной экономики
- 2. Предпринимательство: формы и методы организации предпринимательской деятельности
- 3. Хозяйственный механизм, формы, методы и показатели деятельности предприятия
- 4. Внешняя среда предприятия
- 5. Факторы производства
- 6. Типы предприятий
- 7. Организационно-правовые формы предприятий, их особенности
- 8. Полное товарищество
- 9. Общество с ограниченной ответственностью
- 10. Акционерное общество
- 11. Особенности открытого и закрытого акционерных обществ
- 12. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- 13. Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения и оперативного управления
- 14. Холдинговые компании и финансово-промышленные группы
- 15. Организационно-правовые формы предпринимательства, оценка их эффективности
- 16. Понятие о производственном процессе. Классификация производственных процессов
- 17. Основные принципы организации производственного процесса
- 18. Производственная структура предприятия
- 19. Типы производственной структуры предприятия
- 20. Экономические издержки на предприятии
- 21. Энергетическое хозяйство предприятия
- 22. Складское хозяйство предприятия
- 23. Транспортное хозяйство предприятия
- 24. Ремонтное хозяйство предприятия
- 25. Концентрация производства
- 26. Экономическая эффективность специализации
- 27. Кооперация и кооперирование производства
- 28. Имущество предприятия
- 29. Капитал предприятия. Уставный капитал
- 30. Основные фонды, их структура и классификация
- 31. Оценка основных фондов
- 32. Физический и моральный износ основных производственных фондов
- 33. Амортизация основных фондов
- 34. Показатели использования основных фондов
- 35. Направления улучшения использования основных средств
- 36. Оборотные средства предприятия
- 37. Нормирование оборотных средств
- 38. Нормирование материальных ресурсов
- 39. Лизинг
- 40. Трудовые ресурсы предприятия
- 41. Кадры предприятия
- 42. Баланс рабочего времени
- 43. Минимальный размер оплаты труда
- 44. Нормирование труда
- 45. Производительность труда: методы измерения, пути и факторы роста
- 46. Оплата труда персонала предприятия. Системы оплаты труда
- 47. Сдельная форма оплаты труда
- 48. Повременная оплата труда. Бестарифная система
- 49. Оценка эффективности использования ресурсов рабочей силы предприятия
- 50. Рынок труда
- 51. Себестоимость продукции
- 52. Классификация затрат
- 53. Планирование и калькулирование себестоимости
- 54. Способы калькулирования затрат
- 55. Ценообразование и ценовая политика предприятия
- 56. Прибыль предприятия, ее сущность и формирование
- 57. Рентабельность работы предприятия
- 58. Налогообложение предприятия
- 59. Виды налогов
- 60. Основы товарной политики
- 61. Товарная номенклатура и товарные стратегии предприятия
- 62. Понятие качества продукции
- 63. Показатели качества продукции
- 64. Сертификация продукции и систем качества
- 65. Инновационная деятельность, научно-технический потенциал предприятия
- 66. Инновационный проект. Задачи, решаемые при управлении инновациями
- 67. Рынок инноваций. Маркетинг в инновационной сфере
- 68. Инновационные стратегии
- 69. Инвестиционный процесс. Классификация инвестиций
- 70. Инвестиционная деятельность. Инвесторы
- 71. Инвестиционная политика предприятия
- 72. Основные принципы планирования
- 73. Планирование как система
- 74. Перспективные и текущие планы предприятия. Производственная программа
- 75. Планы технического развития и организации производства, капитального строительства, закупок
- 76. Планы по труду и кадрам, себестоимости, прибыли и рентабельности производства
- 77. Финансовый план предприятия
- 78. Контроллинг
- 79. Бизнес-план предприятия
- 80. Финансы предприятия
- 81. Финансовые ресурсы предприятия
- 82. Бухгалтерский баланс предприятия
- 83. Финансовая отчетность предприятия
- 84. Продвижение товара. Виды продвижения
- 85. Показатели финансового состояния предприятия
- 86. Кредитоспособность
- 87. Понятие капитальных вложений
- 88. Экономическая эффективность капитальных вложений
- 89. Финансовое оздоровление предприятия
- 90. Внешнеэкономическая деятельность предприятия