68. Инновационные стратегии
Цель наступательной стратегии заключается в занятии лидирующего положения на рынке. Она связана с ролью первопроходца и основана на собственных творческих возможностях. Необходимым и важным условием реализации этой стратегии становится внедрение инновации раньше конкурентов.
Для ее осуществления необходимы: эффективная инновационная деятельность; руководство фирмы, склонное к новым идеям; хорошее знание рынка; эффективный маркетинг; сотрудники творческого склада; возможность распределения риска.
Выделяется несколько инновационных стратегий наступательного характера.
1. Создание нового рынка – достаточно редкая стратегия, когда на основе новой идеи производится уникальный продукт, не имеющий аналогов.
2. Приобретение компаний – стратегия, предполагающая поглощение фирмы, имеющей значительные нематериальные активы (разработки и технологии, методы и модели ведения бизнеса, инженерно-технические работники, имидж на рынке и т. д.).
3. Разбойничья стратегия – стратегия, сущность которой заключается в том, что на основе новой технологии фирма выпускает на рынок известный продукт, имеющий значительно улучшенные характеристики, что уменьшает общий размер рынка.
4. Стратегия непрерывного совершенствования («кайзен») – стратегия, заключающаяся в совершенствовании производственных технологий и качества благодаря высокообразованному и профессионально подготовленному персоналу, которому придается ключевое значение.
5. Стратегия сравнительных преимуществ – стратегия, основанная на производстве продукта, сочетающего в себе свойства нескольких товаров, без ухудшения характеристик базового изделия (например, производство мобильных телефонов со встроенными видеокамерами).
6. Лицензионная, или имитационная, стратегия – стратегия, при которой новая технология или продукт приобретаются у других предприятий, например, путем закупки лицензии. Зачастую для фирм лицензия стоит намного дешевле, приобретается скорее и действует надежнее, чем проведение собственных НИОКР.
Стабилизационные инновационные стратегии используются фирмами, не претендующими на первенство вывода новшества на рынок, но стремящимися удержать лидирующие позиции. Как правило, заимствуются новшества признанных лидеров с внесением в продукцию некоторых изменений, т. е. создаются товары-аналоги.
Оборонительная стратегия предполагает сознательное замедление с выходом нового продукта на рынок до тех пор, пока этого не сделает лидер. При этом фирма отказывается от возможного высокого уровня первоначального дохода в обмен на безопасность позднего выхода на рынок, что обеспечивается знанием результатов продажи продукта.
Зависимая стратегия предполагает, что фирма ориентируется на разработки товара и технологии крупных ведущих компаний. Ее цель – самосохранение на основе выполнения контрактных работ для данных компаний. Широко применяется при производстве деталей для заводов по сборке готовой продукции.
Защитная стратегия основана на том, что исследования и разработки ведутся без претензий на занятие фирмой ведущих позиций и цель их заключается в том, чтобы не отстать от других в области технико-технологического развития и по возможности повысить технический уровень производства.
Селективная (избирательная) стратегия предполагает концентрацию ресурсов на определенных, наиболее эффективных направлениях, что создает условия для перехода к наступательной стратегии.
- 1. Предприятие как важнейший сектор рыночной экономики
- 2. Предпринимательство: формы и методы организации предпринимательской деятельности
- 3. Хозяйственный механизм, формы, методы и показатели деятельности предприятия
- 4. Внешняя среда предприятия
- 5. Факторы производства
- 6. Типы предприятий
- 7. Организационно-правовые формы предприятий, их особенности
- 8. Полное товарищество
- 9. Общество с ограниченной ответственностью
- 10. Акционерное общество
- 11. Особенности открытого и закрытого акционерных обществ
- 12. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- 13. Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения и оперативного управления
- 14. Холдинговые компании и финансово-промышленные группы
- 15. Организационно-правовые формы предпринимательства, оценка их эффективности
- 16. Понятие о производственном процессе. Классификация производственных процессов
- 17. Основные принципы организации производственного процесса
- 18. Производственная структура предприятия
- 19. Типы производственной структуры предприятия
- 20. Экономические издержки на предприятии
- 21. Энергетическое хозяйство предприятия
- 22. Складское хозяйство предприятия
- 23. Транспортное хозяйство предприятия
- 24. Ремонтное хозяйство предприятия
- 25. Концентрация производства
- 26. Экономическая эффективность специализации
- 27. Кооперация и кооперирование производства
- 28. Имущество предприятия
- 29. Капитал предприятия. Уставный капитал
- 30. Основные фонды, их структура и классификация
- 31. Оценка основных фондов
- 32. Физический и моральный износ основных производственных фондов
- 33. Амортизация основных фондов
- 34. Показатели использования основных фондов
- 35. Направления улучшения использования основных средств
- 36. Оборотные средства предприятия
- 37. Нормирование оборотных средств
- 38. Нормирование материальных ресурсов
- 39. Лизинг
- 40. Трудовые ресурсы предприятия
- 41. Кадры предприятия
- 42. Баланс рабочего времени
- 43. Минимальный размер оплаты труда
- 44. Нормирование труда
- 45. Производительность труда: методы измерения, пути и факторы роста
- 46. Оплата труда персонала предприятия. Системы оплаты труда
- 47. Сдельная форма оплаты труда
- 48. Повременная оплата труда. Бестарифная система
- 49. Оценка эффективности использования ресурсов рабочей силы предприятия
- 50. Рынок труда
- 51. Себестоимость продукции
- 52. Классификация затрат
- 53. Планирование и калькулирование себестоимости
- 54. Способы калькулирования затрат
- 55. Ценообразование и ценовая политика предприятия
- 56. Прибыль предприятия, ее сущность и формирование
- 57. Рентабельность работы предприятия
- 58. Налогообложение предприятия
- 59. Виды налогов
- 60. Основы товарной политики
- 61. Товарная номенклатура и товарные стратегии предприятия
- 62. Понятие качества продукции
- 63. Показатели качества продукции
- 64. Сертификация продукции и систем качества
- 65. Инновационная деятельность, научно-технический потенциал предприятия
- 66. Инновационный проект. Задачи, решаемые при управлении инновациями
- 67. Рынок инноваций. Маркетинг в инновационной сфере
- 68. Инновационные стратегии
- 69. Инвестиционный процесс. Классификация инвестиций
- 70. Инвестиционная деятельность. Инвесторы
- 71. Инвестиционная политика предприятия
- 72. Основные принципы планирования
- 73. Планирование как система
- 74. Перспективные и текущие планы предприятия. Производственная программа
- 75. Планы технического развития и организации производства, капитального строительства, закупок
- 76. Планы по труду и кадрам, себестоимости, прибыли и рентабельности производства
- 77. Финансовый план предприятия
- 78. Контроллинг
- 79. Бизнес-план предприятия
- 80. Финансы предприятия
- 81. Финансовые ресурсы предприятия
- 82. Бухгалтерский баланс предприятия
- 83. Финансовая отчетность предприятия
- 84. Продвижение товара. Виды продвижения
- 85. Показатели финансового состояния предприятия
- 86. Кредитоспособность
- 87. Понятие капитальных вложений
- 88. Экономическая эффективность капитальных вложений
- 89. Финансовое оздоровление предприятия
- 90. Внешнеэкономическая деятельность предприятия