logo
ЭкзаменВопросы

61. Товарная номенклатура и товарные стратегии предприятия

Каждое предприятие может предложить рынку один товар или несколько его видов, одну или несколько групп товаров.

Товарная единица – это обособленная целостность, характеризуемая показателями величины, внешнего вида, цены (телевизор «Электроника», зубная паста «Новый жемчуг»).

Товарный ассортимент – это группа товаров, схожих между собой по набору выполняемых функций; характеру удовлетворения потребностей целевого рынка; каналам распределения; диапазону цен.

Товарная номенклатура – совокупность товарных линий (ассортиментных групп) и товарных единиц, предлагаемых покупателям конкретным продавцом. Товарная номенклатура характеризуется показателями широты, глубины, насыщенности, гармоничности.

Широта товарной номенклатуры определяется общим числом ассортиментных групп.

Глубина товарной номенклатуры – это количество вариантов предложений каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы. Например, предприятие производит следующие виды резцов: отрезные, подрезные, проходные, расточные, следовательно, глубина позиции «резцы» равна 4.

Насыщенность товарной номенклатуры – общее число составляющих ее отдельных товаров.

Под гармоничностью товарной номенклатуры подразумевают степень схожести товаров различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, требований к организации производства, каналов распределения и др.

Формирование товарной политики включает разработку стратегии и тактики ее проведения.

Товарная стратегия – это долговременный курс товарной политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение принципиальных задач. Товарная стратегия предполагает 3 направления работы с товаром: инновация товара; модификация товара; элиминация товара.

Формирование ассортимента продукции – непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы.

Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты: определение текущих и перспективных потребностей покупателей, анализ способов использования продуктов организации и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках; оценка существующих аналогов конкурентов по тем же направлениям; критическая оценка выпускаемых организацией товаров и услуг в том же ассортименте с позиций покупателя; решение вопросов о включении товаров в ассортимент, об исключении из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности, о диверсификации; рассмотрение предложений о создании новых продуктов, усовершенствование существующих, а также о новых способах и областях применения товаров; разработка спецификаций новых или улучшенных продуктов в соответствии с требованиями покупателей; изучение возможностей производства новых или усовершенствованных продуктов, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности; проведение испытаний (тестирования) продуктов с учетом потенциальных потребителей в целях выяснения их приемлемости по основным показателям; разработка специальных рекомендаций для производственных подразделений организации относительно качества, цены, наименования, упаковки, сервиса и т. д. в соответствии с результатами проведенных испытаний, подтверждающих приемлемость характеристик продукта или предопределивших необходимость их изменения; оценка и пересмотр всего ассортимента.