53. Планирование и калькулирование себестоимости
Себестоимость продукции – денежное выражение(оценка) используемых в процессе производства продукции (изделий, работ, услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, других затрат на ее изготовление и реализацию.
В условиях рыночных отношений любая отрасль, каждое предприятие (фирма, бригада и т. п.) независимо от форм собственности должны работать безубыточно.
Себестоимость продукции является одним из важнейших экономических показателей. Сущность этой экономической категории состоит не только в том, чтобы учесть все материальные затраты, заработную плату, часть чистого дохода, другие расходы по изготовлению и реализации продукции, управлению и обслуживанию производства (общехозяйственные, общепроизводственные расходы), но и характеризовать все стороны производственно-хозяйственной деятельности, эффективность работы на различных уровнях управления экономикой. Велико значение этого показателя в формировании уровня цен, прибыли и рентабельности.
Группировка затрат по экономическим элементам либо по статьям калькуляции соответственно находит отражение в смете затрат и калькуляции продукции предприятия.
Смета затрат на производство (смета производства) используется при расчете себестоимости валовой, товарной и реализованной продукции.
Смета затрат на производство используется для разработки баланса доходов и расходов предприятия, формирования оперативного финансового плана, планирования реализации продукции и прибыли.
По последовательности формирования себестоимости единицы продукции различают технологическую, цеховую, производственную и полную себестоимость.
Технологическая (оперативная) себестоимость – это экономическая оценка новой техники и выбора наиболее эффективной новой техники, в состав которой входит сумма затрат данного цеха, непосредственно связанных с выполнением определенной операции или комплекса операций.
Цеховая себестоимость образуется из всех текущих издержек цеха на производство единицы продукции, т. е. она рассчитывается как сумма технологической себестоимости и цеховых расходов.
Производственная себестоимость определяется как сумма цеховой себестоимости и общезаводских расходов и потерь от брака, в состав которой включаются расходы по управлению предприятием в целом (заработная плата персонала заводоуправления, амортизация и затраты на текущий ремонт зданий производственного назначения).
Полная себестоимость единицы продукции рассчитывается как сумма производственной себестоимости и внепроизводственных (коммерческих)расходов.
Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический процесс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.
Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах.
Снижение себестоимости продукции обеспечивается прежде всего за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.
- 1. Предприятие как важнейший сектор рыночной экономики
- 2. Предпринимательство: формы и методы организации предпринимательской деятельности
- 3. Хозяйственный механизм, формы, методы и показатели деятельности предприятия
- 4. Внешняя среда предприятия
- 5. Факторы производства
- 6. Типы предприятий
- 7. Организационно-правовые формы предприятий, их особенности
- 8. Полное товарищество
- 9. Общество с ограниченной ответственностью
- 10. Акционерное общество
- 11. Особенности открытого и закрытого акционерных обществ
- 12. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- 13. Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения и оперативного управления
- 14. Холдинговые компании и финансово-промышленные группы
- 15. Организационно-правовые формы предпринимательства, оценка их эффективности
- 16. Понятие о производственном процессе. Классификация производственных процессов
- 17. Основные принципы организации производственного процесса
- 18. Производственная структура предприятия
- 19. Типы производственной структуры предприятия
- 20. Экономические издержки на предприятии
- 21. Энергетическое хозяйство предприятия
- 22. Складское хозяйство предприятия
- 23. Транспортное хозяйство предприятия
- 24. Ремонтное хозяйство предприятия
- 25. Концентрация производства
- 26. Экономическая эффективность специализации
- 27. Кооперация и кооперирование производства
- 28. Имущество предприятия
- 29. Капитал предприятия. Уставный капитал
- 30. Основные фонды, их структура и классификация
- 31. Оценка основных фондов
- 32. Физический и моральный износ основных производственных фондов
- 33. Амортизация основных фондов
- 34. Показатели использования основных фондов
- 35. Направления улучшения использования основных средств
- 36. Оборотные средства предприятия
- 37. Нормирование оборотных средств
- 38. Нормирование материальных ресурсов
- 39. Лизинг
- 40. Трудовые ресурсы предприятия
- 41. Кадры предприятия
- 42. Баланс рабочего времени
- 43. Минимальный размер оплаты труда
- 44. Нормирование труда
- 45. Производительность труда: методы измерения, пути и факторы роста
- 46. Оплата труда персонала предприятия. Системы оплаты труда
- 47. Сдельная форма оплаты труда
- 48. Повременная оплата труда. Бестарифная система
- 49. Оценка эффективности использования ресурсов рабочей силы предприятия
- 50. Рынок труда
- 51. Себестоимость продукции
- 52. Классификация затрат
- 53. Планирование и калькулирование себестоимости
- 54. Способы калькулирования затрат
- 55. Ценообразование и ценовая политика предприятия
- 56. Прибыль предприятия, ее сущность и формирование
- 57. Рентабельность работы предприятия
- 58. Налогообложение предприятия
- 59. Виды налогов
- 60. Основы товарной политики
- 61. Товарная номенклатура и товарные стратегии предприятия
- 62. Понятие качества продукции
- 63. Показатели качества продукции
- 64. Сертификация продукции и систем качества
- 65. Инновационная деятельность, научно-технический потенциал предприятия
- 66. Инновационный проект. Задачи, решаемые при управлении инновациями
- 67. Рынок инноваций. Маркетинг в инновационной сфере
- 68. Инновационные стратегии
- 69. Инвестиционный процесс. Классификация инвестиций
- 70. Инвестиционная деятельность. Инвесторы
- 71. Инвестиционная политика предприятия
- 72. Основные принципы планирования
- 73. Планирование как система
- 74. Перспективные и текущие планы предприятия. Производственная программа
- 75. Планы технического развития и организации производства, капитального строительства, закупок
- 76. Планы по труду и кадрам, себестоимости, прибыли и рентабельности производства
- 77. Финансовый план предприятия
- 78. Контроллинг
- 79. Бизнес-план предприятия
- 80. Финансы предприятия
- 81. Финансовые ресурсы предприятия
- 82. Бухгалтерский баланс предприятия
- 83. Финансовая отчетность предприятия
- 84. Продвижение товара. Виды продвижения
- 85. Показатели финансового состояния предприятия
- 86. Кредитоспособность
- 87. Понятие капитальных вложений
- 88. Экономическая эффективность капитальных вложений
- 89. Финансовое оздоровление предприятия
- 90. Внешнеэкономическая деятельность предприятия