4. Внешняя среда предприятия
Внешняя среда представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Он помогает получить такие результаты, которые могут повлиять на принятие решений в области выбора целей, а также на всю деятельность предприятия в перспективе.
Анализ внешней среды дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.
Анализ внешней среды предполагает исследование двух ее компонентов: макросреды и непосредственного окружения.
Макроокружение – это общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна.
К макроокружению организации относят: экономические условия в стране, регионе; политические условия; право; уровень технологий; международные связи; социально-культурную среду; природно-геогра-фические условия; рынок; государство.
Анализ макроокружения включает изучение влияния на деятельность предприятия таких компонентов среды, как состояние экономики, правовое регулирование, политические процессы, природная среда и ресурсы, социальная и культурная составляющие общества, уровень развития научно-технического прогресса, инфраструктура, международное положение и т. п.
Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы, финансово-кредитные организации и т. п.
Любой из указанных ресурсов имеет очень большое значение для эффективной деятельности организации. Поэтому качественный стратегический анализ каждого отмеченного ресурса как фактора непосредственного окружения организации, а также их системный многофакторный анализ в целом – это приоритетная цель подсистемы стратегического анализа и всего стратегического планирования.
К непосредственному окружению относятся покупатели и поставщики.
Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.
Анализ поставщиков сориентирован на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т. п., от которых зависят эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта.
При изучении поставщиков материалов и комплектующих в первую очередь следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности:
– стоимость поставляемого товара;
– гарантию качества поставляемого товара;
– временной график поставки товаров;
– пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки товара.
- 1. Предприятие как важнейший сектор рыночной экономики
- 2. Предпринимательство: формы и методы организации предпринимательской деятельности
- 3. Хозяйственный механизм, формы, методы и показатели деятельности предприятия
- 4. Внешняя среда предприятия
- 5. Факторы производства
- 6. Типы предприятий
- 7. Организационно-правовые формы предприятий, их особенности
- 8. Полное товарищество
- 9. Общество с ограниченной ответственностью
- 10. Акционерное общество
- 11. Особенности открытого и закрытого акционерных обществ
- 12. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
- 13. Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения и оперативного управления
- 14. Холдинговые компании и финансово-промышленные группы
- 15. Организационно-правовые формы предпринимательства, оценка их эффективности
- 16. Понятие о производственном процессе. Классификация производственных процессов
- 17. Основные принципы организации производственного процесса
- 18. Производственная структура предприятия
- 19. Типы производственной структуры предприятия
- 20. Экономические издержки на предприятии
- 21. Энергетическое хозяйство предприятия
- 22. Складское хозяйство предприятия
- 23. Транспортное хозяйство предприятия
- 24. Ремонтное хозяйство предприятия
- 25. Концентрация производства
- 26. Экономическая эффективность специализации
- 27. Кооперация и кооперирование производства
- 28. Имущество предприятия
- 29. Капитал предприятия. Уставный капитал
- 30. Основные фонды, их структура и классификация
- 31. Оценка основных фондов
- 32. Физический и моральный износ основных производственных фондов
- 33. Амортизация основных фондов
- 34. Показатели использования основных фондов
- 35. Направления улучшения использования основных средств
- 36. Оборотные средства предприятия
- 37. Нормирование оборотных средств
- 38. Нормирование материальных ресурсов
- 39. Лизинг
- 40. Трудовые ресурсы предприятия
- 41. Кадры предприятия
- 42. Баланс рабочего времени
- 43. Минимальный размер оплаты труда
- 44. Нормирование труда
- 45. Производительность труда: методы измерения, пути и факторы роста
- 46. Оплата труда персонала предприятия. Системы оплаты труда
- 47. Сдельная форма оплаты труда
- 48. Повременная оплата труда. Бестарифная система
- 49. Оценка эффективности использования ресурсов рабочей силы предприятия
- 50. Рынок труда
- 51. Себестоимость продукции
- 52. Классификация затрат
- 53. Планирование и калькулирование себестоимости
- 54. Способы калькулирования затрат
- 55. Ценообразование и ценовая политика предприятия
- 56. Прибыль предприятия, ее сущность и формирование
- 57. Рентабельность работы предприятия
- 58. Налогообложение предприятия
- 59. Виды налогов
- 60. Основы товарной политики
- 61. Товарная номенклатура и товарные стратегии предприятия
- 62. Понятие качества продукции
- 63. Показатели качества продукции
- 64. Сертификация продукции и систем качества
- 65. Инновационная деятельность, научно-технический потенциал предприятия
- 66. Инновационный проект. Задачи, решаемые при управлении инновациями
- 67. Рынок инноваций. Маркетинг в инновационной сфере
- 68. Инновационные стратегии
- 69. Инвестиционный процесс. Классификация инвестиций
- 70. Инвестиционная деятельность. Инвесторы
- 71. Инвестиционная политика предприятия
- 72. Основные принципы планирования
- 73. Планирование как система
- 74. Перспективные и текущие планы предприятия. Производственная программа
- 75. Планы технического развития и организации производства, капитального строительства, закупок
- 76. Планы по труду и кадрам, себестоимости, прибыли и рентабельности производства
- 77. Финансовый план предприятия
- 78. Контроллинг
- 79. Бизнес-план предприятия
- 80. Финансы предприятия
- 81. Финансовые ресурсы предприятия
- 82. Бухгалтерский баланс предприятия
- 83. Финансовая отчетность предприятия
- 84. Продвижение товара. Виды продвижения
- 85. Показатели финансового состояния предприятия
- 86. Кредитоспособность
- 87. Понятие капитальных вложений
- 88. Экономическая эффективность капитальных вложений
- 89. Финансовое оздоровление предприятия
- 90. Внешнеэкономическая деятельность предприятия