logo
мбб

Четыре способа международной торговли услугами по гатс. Проиллюстрируйте их на примере международной банковской деятельности.

Специфика предоставления и потребления услуг в сочетании с расширяющимся их ассортиментом обусловливает многообразие форм регулирования этого сектора мировой торговли и значительное отличие от регулирования внешней торговли товарами. Во-первых, услуги нельзя хранить, а потому их предоставление по месту и времени, как правило, совпадает с потреблением, т.е. происходит непосредственный контакт между производителем и потребители услуг. В результате регулирование торговли услугами можно осуществ­лять путем ограничения или либерализации как их предоставления так и потребления в экспортирующих и импортирующих странах. Во-вторых, предоставление ряда видов услуг, например в банков­ском деле или в общественном питании, невозможно без наличия за границей специальной инфраструктуры. В результате регулирование торговли услугами в таких секторах может производиться путем ограни­чения или либерализации инвестиций в соответствующие предприятия. В-третьих, купля-продажа многих видов услуг на мировом рынке связана с перемещением через границу поставщика или потребителя услуг. В результате традиционное представление о большинстве этих операций как о внешнеторговых трансформируется в понятие «торго­вые операции», на которые распространяется регулирование.

Меры регулирования торговли услугами можно разделить на две основные группы: влияющие на доступ к внутреннему рынку и на на­циональный режим (т.е. устанавливающие иные условия деятельности для иностранных поставщиков услуг). Вместе с тем в отдельных секто­рах используются и другие меры, например регулирующие доступ к се­тям коммуникаций в секторе информационных услуг, что определяет­ся технологической спецификой данного сектора.

Ниже рассматриваются наиболее распространенные меры регули­рования торговли услугами в распределении по четырем основным способам их поставки (термин, используемый в Генеральном соглаше­нии по торговле услугами ВТО; см. гл. 9).

  1. При предоставлении услуг иностранному потребителю через грани­цу, т.е. когда услуги перемещаются с территории одной страны на тер­риторию другой (например, транспортные или информационные), для ограничения доступа на внутренний рынок иностранных поставщик обычно применяются количественные ограничения в различных фор­мах. Например, в США за национальными судовладельцами регулируется перевозка 100% военных и 50% гражданских правительственных грузов (это обеспечивает американским судовладельцам около 30% загрузки отечественного торгового флота).

Пример: пересылка через интернет информации о рынке по заказу от банка-поставщика в одной стране к покупателю в другой.

  1. Ряд видов услуг поставляется за границу путем перемещения их по­требителя в страну поставщиков услуг (скажем, иностранного туриста). В этом случае ограничение доступа на рынок часто осуществляется экс­портирующей страной посредством усложнения режима оформления документов для поездки (паспорта, выездной визы, медицинского сер­тификата и проч.), но порой и импортирующей страной (соответствен­но въездной визы, вида на жительство, подтверждения наличия финан­совых средств для проживания и выезда из страны).

Пример: прибытие вкладчика в Швейцарию для осуществления им золотого сейфового депозита.

Аналогичными мерами, влияющими на национальный режим, в экспортирующей стране являются ограничение суммы иностранной валюты, которую путешественник может вывезти из страны, и взима­ние сборов за поездку, а в импортирующей стране — ограничение на приобретение в собственность земли или другой недвижимости и по­вышенные ставки за проживание в гостинице и посещение достопри­мечательных мест.

  1. При необходимости для поставки услуг коммерческого присутствия их поставщика на территории другой страны путем создания требуемой материальной инфраструктуры мерами, влияющими на доступ к рын­ку, являются строгие правила и ограничения для учреждения и дея­тельности компаний с иностранным участием; регламентирование числа иностранных фирм на определенном товарном рынке или вида иностранных инвестиций (например, разрешение на создание пред­приятия, но запрещение на приобретение существующего); лимитиро­вание доли участия иностранного капитала в отечественных компани­ях (49% и меньше) и др.

Объем предоставляемых услуг посредством коммерческого присутствия является наибольшим среди всех четырех способов их поставки, но соответствующий показатель почти не отражается в националь­ных платежных балансах.

Пример: оказание иностранным банком консалтинговых услуг для фирмы, располагающейся в Москве.

  1. Наконец, при четвертом способе поставки услуг — временном пере­мещении физического лица-поставщика за границу (обычно людей «сво­бодных профессий»: консультантов, инженеров, врачей, артистов спортсменов) — регулирующей мерой, влияющей на доступ к рынку' служит ограничительная практика выдачи виз и разрешений на работу, лицензий на определенные виды профессиональной деятельности (за­висит от цели и срока визита, типа занятий и квалификации поставщи­ка). Во многих странах не признаются дипломы и другие сертификаты о квалификации, выданные за рубежом, что автоматически запрещает их владельцам предоставление услуг. Регулирующими мерами, влияю­щими на национальный режим, являются регламентации в отношении жилья, ограничения на оплачиваемую работу для иждивенцев и лими­тирование переводов за границу заработной платы.

Пример: выезд финансового агента банка за рубеж для составления договора об оказании индивидуальных услуг.

  1. Покажите различия англо-американской и европейской континентальной моделей национальных банковских систем по следующим характеристикам: специализация и роль банков в финансировании экономики, конкуренция на внутреннем рынке банковских услуг, эффективность функционирования банковских институтов, их связь с промышленным капиталом.

Категория

англо-американская БС

Европейская – континентальная БС

Специализация

Наличествует, но после отмены закона от 1933 года в 1998 году постепенно банки становятся более универсальными

Более универсальные банки

Роль банков в финансировании экономики

Ниже (Доля банковских активов в ВВП в США  75%)

Выше (Доля банковских активов в ВВП в ЕС  95%)

конкуренция на внутреннем рынке

Высокая

Средняя или низкая

Эффективность функционирования банковских институтов

Высокая (в т.ч. по показателю рентабельности)

Ниже, чем в АА-модели (в Германии сеть сберкассы на грани убыточности)

Участие государства

Минимально или отсутствует

Наличествует или существенно

Связь с промышленным капиталом

Отсутствует

Наличествует