6.1 Структура и функции государственного бюджета
Бюджетно-налоговая политика проводится правительством страны при помощи бюджетов различных уровней.
Государственный бюджет в соответствии с определением Бюджетного кодекса РФ – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетной системой называется совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.
В России бюджетная система страны включает в себя 3 уровня:
Первый уровень включает в себя федеральный бюджет и федеральные государственные внебюджетные фонды.
Второй уровень составляют бюджеты субъектов РФ и территориальные государственные внебюджетные фонды.
Третий уровень бюджетной системы включает местные бюджеты.
Консолидированный бюджет Российской Федерации состоит из федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ.
В свою очередь, консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает бюджет субъекта РФ и местные бюджеты.
Государственные внебюджетные фонды – это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет, а поступающие в государственные социальные фонды, наполнение которых производится посредством сбора Единого социального налога. В настоящее время в России действуют 3 внебюджетных фонда:
Пенсионный фонд (ПФ),
Фонд социального страхования (ФСС),
Фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные) – ФОМС.
Эти фонды формируются посредством начислений на фонды оплаты труда юридических лиц.
Доходы бюджетов делятся на налоговые и неналоговые. Налоговые доходы формируют основную часть бюджетных поступлений – от 70 до 95.% доходов бюджета в разных странах и в различные временные периоды (рис. 6.2).
Рис. 6.2. Структура поступивших налогов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе 2008 года, в % к итогу 4
Налоговые доходы бюджета включают поступления закреплённых за данным бюджетом собственных налогов и причитающиеся данному уровню бюджета части регулирующих доходов (т.е. налогов, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в бюджеты разных уровней).
Неналоговые доходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу РФ, включают:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которые, в свою очередь, включают: арендную плату за временное владение и пользование государственным или муниципальным имуществом; проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности под залог; проценты за кредиты, предоставленные бюджетам других уровней, иностранным государствам или юридическим лицам; прибыль, приходящаяся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, а также дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации, её субъектам или муниципальным образованиям; часть прибыли государственных унитарных предприятий (ГУПов), остающейся после уплаты налогов;
доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;
средства, получаемые в виде штрафов, конфискаций, компенсаций, а также в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, её субъектам и муниципальным образованиям;
доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней, кроме бюджетных кредитов, а также безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств;
доходы от внешнеэкономической деятельности (чистый экспорт);
доходы от приватизации (в развитых странах достигают до 10 % доходной части бюджета).
Расходы бюджетов делятся на текущие и капитальные.
Текущие расходы бюджета обеспечивают функционирования органов государственной власти, бюджетных учреждений, государственную поддержку бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики и т.п.
Капитальные расходы бюджета направлены на обеспечение инновационной и инвестиционной деятельности государства и включают инвестиции в действующие или вновь создаваемые организации, бюджетные кредиты на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта, а также на создание или увеличение имущества, находящегося в государственной собственности.
Расходы бюджетов осуществляются в следующих формах:
ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых по государственным и муниципальным заказам;
трансферты населению;
бюджетные кредиты (в том числе налоговые кредиты и другие отсрочки по уплате налогов) юридическим лицам;
субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней и внебюджетным фондам;
кредиты иностранным государствам;
средства на обслуживание государственного долга, включая выданные государственные и муниципальные гарантии.
Дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозвратной и безвозмездной основе для покрытия текущих расходов.
Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые безвозмездно как бюджетам других уровней, так и юридическим лицам на строго определённые цели. Примером получения субвенции может служить Москва, получающая от федерального правительства субвенцию за выполнение функций столицы Российской Федерации.
Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Бюджетный кредит – предоставление бюджетных средств другому бюджету или юридическому лицу на возвратной и возмездной основе.
Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев.
Организация может получить также инвестиционный налоговый кредит на срок от 1 до 5 лет. Такой кредит предоставляется в случае технического перевооружения предприятия, внедрения им новой техники и технологии или в случае выполнения им особо важного заказа, связанного с социально-экономическим развитием региона или предоставлением особо важных услуг населению. За инвестиционный налоговый кредит взимаются проценты в пределах от половины до 3/4 ставки рефинансирования Банка России.
В России с 1 января 2008 г. вступил в силу закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 года и 2010 года".
Впервые в России все параметры федерального бюджета планируются и утверждаются на три года вперёд в форме федерального закона. Кроме того, с 2008 г. изменилась структура доходов бюджета. Теперь доходы подразделяются на нефтегазовые и ненефтегазовые с определением размера нефтегазового трансферта, направляемого на расходы федерального бюджета. Выделены в составе остатков федерального бюджета Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, а также определены на первый и второй годы планового периода нераспределённые части расходов в объёме, эквивалентном 2,5 и 5 % от расходной части, позволяющие в режиме «скользящей трёхлетки» переходить к более эффективному планированию новых обязательств.
Нефтегазовый трансферт – часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счёт нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда. Величина нефтегазового трансферта на соответствующий финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 % от прогнозируемого на соответствующий год объёма валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Резервный фонд – часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.
По состоянию на 1 марта 2008 г. совокупный объём Резервного фонда составил 3082,28 млрд руб., что эквивалентно 127,81 млрд долл. США5.
Резервный фонд формируется за счёт:
нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;
доходов от управления средствами Резервного фонда.
Фонд национального благосостояния – часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации6.
Фонд национального благосостояния формируется за счет:
нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объём нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;
доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.
По состоянию на 1 марта 2008 г. совокупный объём Фонда национального благосостояния составил 777,03 млрд руб., что эквивалентно 32,22 млрд долл. США7.
Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации, Фонда национального благосостояния – Центральным банком Российской Федерации и специализированными финансовыми организациями в соответствии с договорами, заключаемыми Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Структура доходов и расходов федерального бюджета за 2007-2010 гг. представлена в табл. 6.1.
Таблица 6.1
- Содержание:
- Тема 1. Экономика страны как единое целое. Макроэкономическое равновесие, макроэкономическое неравновесие. Экономический рост 5
- Тема 2. Государственный бюджет и фискальная политика 103
- Тема 3. Финансы, кредит и банковская система. 145
- Тема 4. Мировое хозяйство и международные экономические отношения 195
- Тема 1. Экономика страны как единое целое. Макроэкономическое равновесие, макроэкономическое неравновесие. Экономический рост
- 1 Макроэкономические методы исследования
- 2 Национальная экономика и мировое хозяйство
- 2.1 Система национальных счетов (снс). Классификация снс
- Счёт товаров и услуг в Российской Федерации в 2004 г. 1
- 2.2 Система макроэкономических показателей.
- 2.2.1 Методы расчёта ввп
- 2.3 Показатели уровня цен и индексы цен. Социальные показатели. Процентная ставка
- Потребительская корзина Российской Федерации в 2006 г.
- 3 Макроэкономическое равновесие
- 3.1 Понятие и виды макроэкономического равновесия
- 3.2 Совокупный спрос и совокупное предложение
- Если посмотреть на эту формулу более внимательно, то можно увидеть что соответствует формуле расчёта ввп по расходам.
- 3.2.1 Равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением
- 3.2.2 Изменения в равновесии
- 3.3 Механизм взаимодействия дохода, потребления, сбережений и инвестиций. Эффект мультипликатора
- Процесс мультиплицирования
- 4 Макроэкономическое неравновесие
- 4.1 Цикличность экономического развития
- 4.1.1 Типология экономических циклов
- 4.1.2 Фазы экономического цикла
- 4.2 Инфляция
- Показатели инфляции в России за 2000-2008 гг., %
- 4.2.1 Виды инфляции.
- 4.2.2 Последствия инфляции
- 4.2.3 Антиинфляционная политика правительства
- 4.3 Безработица
- Динамика численности безработных в 2007 – 2009 гг. 3
- 4.3.1 Виды безработицы
- 4.3.2 Взаимосвязь безработицы и инфляции
- 5 Экономический рост
- 5.1 Сущность и типы экономического роста
- 5.2 Измерение темпов экономического роста
- Контрольные вопросы и задачи к теме 1
- Добавленная стоимость включает в себя:
- Естественная безработица включает:
- Закон Оукена объясняет:
- Кривая совокупного спроса:
- Определить верно или неверно данное утверждение:
- Отчисления на потребление капитала – это:
- Трансфертные платежи – это:
- Внп равен 6000 д.Е. Потребительские расходы равны 4200 д.Е., государственные расходы равны 900 д.Е., а чистый экспорт равен 120 д.Е. Рассчитать:
- Определить равновесный уровень внп при условии, что:
- Экономика страны описана следующими данными:
- Используя данные таблицы, рассчитать индекс потребительских цен для 2008 г. (базисный год 1998).
- В условной экономической системе в 2000 г. Имелись следующие данные о составе населения:
- В 2007 г. В стране х имелись следующие показатели безработицы:
- Предположим, что производится и потребляется 3 вида благ. В таблице представлены количество (единицы) и цена за 1 единицу (в д.Е.) каждого из них за 2 периода.
- Экономика двух стран описана следующими макроэкономическими показателями:
- Номинальный внп в стране х в 2007 г. Был равен 3600 млрд д.Е.; дефлятор – 1,2, а темп экономического роста составил 3 %. Определить реальный внп страны в 2006 г.
- Определить уровень безработицы, используя следующие данные:
- Сколько лет необходимо, чтобы при темпе роста 2 % в год произошло удвоение объёма национального производства? Тема 2. Государственный бюджет и фискальная политика
- 6 Понятие бюджетно-налоговой политики и её виды
- 6.1 Структура и функции государственного бюджета
- Федеральный бюджет 2007-2010 гг., млрд руб. 8
- 6.2 Налоговая система 9
- 6.2.1 Характерные черты и признаки налога
- 6.2.2 Классификация налогов
- 6.2.3 Принципы и механизмы налогообложения
- 6.3 Бюджетный дефицит. Государственный долг
- Структура внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2009 года13
- Контрольные вопросы и задачи к теме 2
- 6. Определить, дефицитен ли бюджет, если:
- 9. Экономика описана следующими данными:
- 12. Имеются следующие данные:
- Тема 3. Финансы, кредит и банковская система.
- 7 Финансы, денежное обращение и кредит
- 7.1 Деньги и денежная масса.
- Структура денежных агрегатов России
- 7.2 Кредитная система государства
- 7.3 Сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики
- 7.4 Финансовый рынок и его составляющие
- 7.5 Теоретические подходы к денежной-кредитной политике
- Сравнительный анализ кейнсианского и монетаристского подхода к денежно-кредитной политике государства
- 7.6 Синтез монетарной и фискальной политики
- Контрольные задачи и вопросы к теме 3
- 14. Денежная масса в России за 2007 год выросла с 4 до 6 трлн руб. Какую следует ожидать инфляцию, если объем производства при этом вырос на 8 %, а скорость обращения денег сократилась на 19 %?
- 8 Взаимосвязь национальной экономики и мирового хозяйства.
- 8.1 Формы международных экономических отношений
- 8.1.1 Транснационализация хозяйственной деятельности
- 8.1.2 Глобализация мирового хозяйства
- 8.1.3 Регионализация экономики
- 8.1.4 Международная экономическая интеграция
- 8.1.5 Внешнеэкономическая либерализация
- 8.1.6 Открытая и закрытая экономика
- 8.2 Международные торговые отношения
- 8.2.1 Сущность и основные этапы развития мировой торговли
- 8.2.2 Ценообразование на мировом товарном рынке
- 8.2.3 Теории международной торговли
- 8.2.4 Политика государства во внешней торговле
- 8.2.5 Участие России в мировой торговле
- Динамика внешнеторгового оборота России (по методологии платёжного баланса) 22
- 8.3 Международное движение капитала
- 8.3.1 Масштабы и динамика международного движения капитала
- 8.3.2 Инвестиционный климат и инвестиционные риски
- 8.3.3 Снижение рисков
- 8.3.4 Особенности международного движения капитала в России
- 8.4 Мировая валютная система
- Платёжный баланс России за 2007 г.23
- 8.4.1 Валюта и валютные курсы
- 8.4.2 Факторы, определяющие валютные курсы
- 8.4.3 Национальная валютная политика на примере России
- 8.4.4 Валютный рынок России
- 8.4.5 Динамика валютного курса рубля и её регулирование
- Контрольные задачи и вопросы к Теме 4
- Тематика курсовых работ по дисциплине «макроэкономика»
- 7. Методы расчета ввп
- 12. Совокупный спрос и совокупное предложение
- 30 Бюджетный дефицит. Государственный долг.
- Список литературы