logo
makroekonomika_format ИСПРАВЛЕННЫЙ

5.2 Измерение темпов экономического роста

Выше было отмечено, что измерение экономического развития в целом представляет собой трудную задачу, поэтому чаще всего анализируют его составляющую – экономический рост. Он выражается непосредственно в количественном увеличении ВВП и его составляющих.

Ведущими показателями количественной динамики экономического роста являются:

Для изучения динамики экономического роста используются:

где:

Y1,Y0 показатели соответственно в изучаемом и базовом периодах.

Однако на практике под темпом роста часто понимают темп прироста.

Помимо непосредственно количественной оценки экономический рост может также измеряться как в физическом выражении (физический рост, к примеру, на сколько млн тонн выросло производство стали в текущем периоде по сравнению с базовым), так и в стоимостном (стоимостной рост, показывающий, на сколько млрд рублей (или любой другой валюты) увеличилось благосостояние населения. Физический способ измерения более надёжен, так как позволяет исключить воздействие инфляции, но в то же время при расчёте темпов экономического роста трудно вывести общий показатель для производства разных изделий, т.е. он не универсален.

В ряде стран экономический рост измеряют на базе роста производства наиболее важных для национальной экономики товаров с учётом их доли в общем объёме производства.

В СССР до 1987 г. экономический рост измерялся произведенным национальным доходом (НД), что искажало данные о реальном состоянии советской экономики. Только с 1987 г. стали применять показатель ВНП (валовой национальный продукт). В современной российской экономике основным показателем для расчёта динамики экономического роста стал ВВП (валовой внутренний продукт).

Экономический рост является важнейшей целью любой социально-экономической системы. Он содержит как ряд преимуществ, так и недостатков. К преимуществам, можно отнести то, что экономический рост расширяет перспективы развития общества, создаёт условия для решения проблемы ограниченности ресурсов. Растущая экономика способна удовлетворять новые потребности общества и решать социально-экономические проблемы. Одновременно экономический рост позволяет осуществлять программы по борьбе с загрязнением окружающей среды и восполнения природных ресурсов без сокращения производства экономических благ.

Однако помимо выгод, экономический рост несет серьезные негативные последствия для отдельного человека и общества в целом. К издержкам экономического роста следует отнести: загрязнение окружающей среды, мусор, шумы, исчерпание невосполнимых ресурсов и т.п. Важной проблемой, особенно при интенсивном экономическом росте, является увеличение числа безработных вследствие вытеснения работников новой техникой. Так, например, в начале 1990-х гг. в России (особенно в Москве), было сокращено большое количество работниц предпенсионного возраста, имевших профессии машинисток или техников и работавших в машинописных бюро, существовавших в каждой организации. Это произошло в связи с введением почти во всех организациях компьютеризированных рабочих мест. Несколько позднее, в связи с введением графопостроителей (плоттеров) лишились рабочих мест многие конструкторы в многочисленных проектно-конструкторских бюро, так как ту работу, которую раньше за кульманами выполнял целый отдел, теперь могли выполнить один или два хорошо обученных специалиста. Конечно, производительность труда при этом повышается, а затраты на фонд оплаты труда сокращаются. Однако нарастает социальная напряжённость в обществе, происходит снижение уровня жизни населения, что в свою очередь приводит к другим экономическим проблемам, в частности, к необходимости выделения средств на переобучение высвободившихся таким образом граждан и выплату им пособий по безработице.

Очень важно также отметить, что сам по себе экономический рост не решает социально-экономических проблем, если чрезвычайно высока дифференциация в социально-экономическом положении различных слоев населения, как в России. Поэтому необходимо государственное регулирование как темпов экономического роста, так и его последствий.

Среди экономистов нет единого мнения относительно роли государства в обеспечении экономического роста. В качестве примера государственного регулирования экономического роста будем рассматривать экономическую политику США в разные периоды ХХ века.

Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. При этом низкие темпы роста объясняются недостаточным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВВП. Поэтому они предлагают в качестве стимулирования капиталовложений использовать низкие ставки процента (политику «дешёвых денег»). При необходимости можно воспользоваться также и фискальными методами. Последние ограничат правительственные расходы и потребление с тем, чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции. Так, например, сложившаяся в США после «великой депрессии» 1929-1933 гг. система государственного регулирования была ориентирована преимущественно на управление факторами спроса или совокупным спросом главным образом денежно-кредитными инструментами. Стимулирование расширения капиталовложений происходило на основе низких процентных ставок, ограничение – путём их повышения.

Сторонники «экономики предложения» отдают предпочтение факторам, повышающим производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов. Последние являются средством, стимулирующим сбережения и капиталовложения. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведёт к увеличению отдачи от сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыль корпораций, предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. В 1980-х гг., В США была провозглашена экономическая политика, основанная на методах сторонников «экономики предложения», суть которой заключалась в переходе от экономики стимулирования совокупного спроса к экономике предложения на основе стимулирования инвестиций в машины и оборудование, а также в перспективные технологии.

Сторонники экономики предложения сделали упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Наметилось три направления воздействия государства на экономический рост:

  1. Государственные расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулирование НТП и развитие научных исследований.

  2. Увеличение расходов на человеческие ресурсы (т.е. на образование, подготовку и переподготовку квалифицированных кадров в общегосударственном масштабе), так как они способствуют повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.

  3. Коренная перестройка налоговой системы.

Главными целями экономической политики, называемой «рейганомикой» по имени тогдашнего президента США Р. Рейгана стали высокие темпы роста производства, решение социальных проблем: сокращение безработицы, бедности, повышение уровня занятости и доходов. Правда, некоторые экономисты указывают, что правление Р. Рейгана совпало с этапом подъёма в ходе экономического цикла, что в значительной мере предопределило успешность «рейганомики».

В 1990-х гг. в США наблюдалось значительное увеличение государственных расходов на социальное обеспечение, здравоохранение, образование, что в немалой степени связано с возрастающей ролью «человеческого капитала» и доминирующей в США концепцией управления человеческими ресурсами. В их основе лежит предпринимательская деятельность человека, связанная с инновациями, творческой активностью и инициативностью, являющаяся важнейшим фактором экономического роста и накопления национального богатства. В наши дни такая политика характерна не только для развитых, но и для развивающихся стран.

Ещё одним направлением государственной политики регулирования экономического роста является поддержание конкурентоспособности и оптимальной структуры производства путём законодательного регулирования налоговых и других преимуществ или льгот, прямого или косвенного субсидирования отдельных отраслей и регионов из государственного бюджета. Особенно это относится к сфере транспорта и коммуникаций. Такое направление государственного регулирования экономического роста как раз во многом осуществляется в современной России. Однако нельзя сказать, чтобы оно было слишком эффективным.