logo
3 курс / Деньги и кредит -2005

2.1. Понятие денежного обращения. Наличное и безналичное обращение

Движение денегпри выполнении своих функций представляет собой денежное обращение. Началу движения денег предшествует их концентрация у субъектов (в кошельках населения, в кассах и на расчетных счетах предприятий, в казне государства). Потребность в деньгах возникает при осуществлении сделок. При этом, чем больше стоимость товаров и услуг, тем больше требуется денег для заключения сделок.

Денежное обращение осуществляется в наличной и безналичной формах. С денежным обращением связано понятие денежный оборот.

Денежный оборот, отражая движение денег, представляет собой сумму всех платежей, совершаемых предприятиями, организациями и населением в наличной и безналичной формах за определенный период времени.

Налично-денежное обращение– это движение наличных денег. Сфера применения наличных денег очень ограничена по сравнению с безналичными расчетами, т.к. для каждого предприятия устанавливается лимит наличного обращения.

На Украине налично-денежное обращение регламентируется НБУ (Национальным банком Украины), он выпускает наличные деньги, изымает при физическом их износе, заменяет новыми образцами.

Наличные деньги хранятся в банках и выдаются из них по денежным чекам.

Наличное обращение связано, в основном, с населением:

Операции предприятия с наличными деньгамистрого регламентированы.

При получении и перевозке наличности должна быть обеспечена охрана.

Помещение кассы должно быть изолированным, дверь – металлическая, окна и двери – обрешечены, оборудовано несгораемым сейфом. В сейфе должны храниться только деньги и ценности, принадлежащие предприятию. Вход в кассу ограничен только имеющими на то разрешение лицами.

При поступлении денег они приходуются в кассовой книге.

Прием денег в кассу осуществляется по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером и кассиром. На руки внесшему деньги выдается квитанция к приходному ордеру (корешок), подписанный гл. бухгалтером или кассиром.

Выдача наличных денег осуществляется по расходным кассовым ордерам, ведомостям, реестрам и др. денежным документам, подписанным гл. бухгалтером.

При выдачи денег подотчетному лицу (например, командировочных) выписываются расчетно-кассовые ордера. При возвращении подотчетное лицо обязано отчитаться перед бухгалтерией (с приложением документов) за выданную сумму, а неизрасходованные деньги сдать вместе с отчетом в кассу.

На каждом предприятии должна быть и вестись только одна кассовая книга, которая пронумерована, прошнурована, опечатана и подписана. По каждому документу, отражающему движение наличности, кассир обязан сразу же сделать соответствующую запись в кассовой книге.

Контроль за правильным и своевременным ведением книги возложен на гл. бухгалтера.

Не реже 1 раза в квартал по указанию руководителя предприятия (фирмы) проводится внезапная ревизия кассы. Кассир несет полную ответственность за всякий нанесенный ущерб (недостачу) как в результате злоумышленных действий, так и в результате недобросовестного отношения к своим обязанностям (преступная халатность).

Получение наличных денег в банке – строго целевое. Т.е. деньги, полученные для выплаты зарплаты, не могут быть использованы на другие цели. Срок нахождения целевой наличности в кассе – 3 дня. Если в течение этого срока деньги не востребованы, они возвращаются в банк.

Безналичное обращение – это совокупность платежей, осуществляемых без использования наличных денег путем:

перечисления денежных средств по счетам (с расчетного счета одного предприятия списали, а списанную сумму перевели на счет другого предприятия);

путем зачета взаимных требований;

путем использования кредитных денег – векселей, чеков, кредитных карточек и т. д.;

В зависимости от экономического содержания различают 2 группы безналичного обращения:

- по товарным операциям (т.е. за товары и услуги),

- по финансовым обязательствам (остальные).

Принципы безналичного обращения

1. Денежные средстваэкономических субъектов подлежат обязательному хранению в банках или других кредитных учреждениях.

2. Денежные расчетыведутся через банки по утвержденным формам документов.

3. Платежиза товарно-материальные ценности и услуги производятся с согласия плательщика (акцепт) после (или одновременно) отгрузки товаров или оказания услуг.

4. Платежиосуществляются лишь при наличии достаточных средств на счету у плательщика.

5. Зачисление средств на счет получателяосуществляется лишь после их снятия со счета плательщика.

Документы, необходимые для открытия расчетного счета:

  1. Заявление об открытии расчетного счета.

  2. Документ о создании предприятия (приказ, решение, выписка из собрания учредителей).

  3. Копия утвержденного Устава или Положения о предприятии с отметкой в ней о регистрации в исполкоме.

  4. Оригинал Устава или Положения для отметки в нем об открытии расчетного счета в банке.

  5. Документ о регистрации в государственной налоговой инспекции в качестве налогоплательщика.

  6. Карточка с образцами подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, и оттиск гербовой печати владельца счета (предприятия).

  7. Документ о регистрации предприятия в органах статистики и о присвоении идентификационного номера.

Формы безналичного расчета

1) Расчет платежными поручениями

Платежное поручение – это документ, представляющий собой поручение предприятия обслуживающему его банку перечислить определенную сумму со своего счета.

Поручение действительно в течении 10 дней, не считая дня выписки. Банк принимает его к исполнению только при наличии денег на расчетном счету плательщика.

В основном эта форма применяется для перечисления с расчетного счета различных налогов и сборов, взносов по обязательному страхованию, перечисления во все внебюджетные фонды, а также для платежей по решению администрации и судебных организаций.

2) Расчеты платежными требованиями

Широко применяются при акцептной форме расчетов, когда платежи совершаются не сразу после отгрузки товаров и выписки товарных документов.

Отгрузив товар, поставщик выписывает платежное требование и сдает его в свой банк на инкассо.

Инкассо – поручение поставщика своему банку взыскать деньги с плательщика.

Акцепт– согласие покупателя оплатить отгруженные или уже полученные товары.

Акцепт – это не только юридический, но и экономический акт, т. к. является важным документом контроля за деятельностью поставщика.

В случае, если покупатель обоснованно не дает согласия платить, он все-таки обязан принять груз на ответственное хранение, которое осуществляется за счет средств поставщика до тех пор, пока поставщик не даст распоряжение, что делать с этим товаром.

При согласии оплатить товары, но отсутствия средств на расчетном счету платежное требование попадает в картотеку №2. Порядок оплаты документов, находящихся в этой картотеке, при поступлении денег на расчетный счет следующий:

1) платежи в бюджеты всех уровней и целевые внебюджетные фонды;

2) остальные платежи в календарной очередности поступления документов.

3) Расчеты платежными требованиями-поручениями

При движении платежного требования – поручения от поставщика к плательщику оно выполняет роль требования, а от плательщика в банк плательщика – в роли поручения.

Эта форма расчетов применяется, как правило, при натянутых отношениях поставщика со своим банком.

4) Расчеты чеками из лимитированных чековых книжек

Участниками отношений являются чекодатель, чекодержатель и плательщик (банк).

Форма чека, его реквизиты, порядок заполнения определяются законодательством и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.

С точки зрения получения денег, чеки делятся на:

Денежные чеки применяются при безналичных расчетах, чек подлежит оплате в течение 10 дней с момента представления его банку.

Чеки используются, как правило, для расчетов внутри области. Под чековую книжку банк резервирует деньги на расчетном счету владельца книжки.

5) Расчеты аккредитивами

Эта форма в чем-то сходна с расчетом чеками, т.к. по заявке покупателя в свой

банк с его расчетного счета списывается сумма аккредитива и зачисляется в этом же банке на счет по открытию аккредитива.

Банк плательщика уведомляет банк поставщика об открытии и переводит ему средства.

Покупатель с аккредитивом едет к поставщику, где получает товар и оплачивает его аккредитивом. Поставщик для получения денег представляет своему документы, подтверждающие выполнение всех условий аккредитива, и аккредитив. После этого деньги перечисляют на расчетный счет поставщика, а его банк уведомляет банк плательщика о закрытии аккредитива. Область применения – вся страна.

Обязательство банка, возникающее по поручению клиента, произвести платеж поставщику на основании представленных документов, подтверждающих выполнение условий договора, называется аккредитивом.

Покрытый аккредитив– банк плательщика перечисляет собственные средства плательщика в банк поставщика.

Непокрытый аккредитив– применяется, если банки, обслуживающие рассчитывающихся клиентов, имеют счета друг у друга. Тогда банк поставщика открывает аккредитив путем списания средств со счета банка плательщика (по предоставленному ему на это право банком плательщика).

Отзывной аккредитивприменяется редко, т.к. условия его могут быть изменены и он может быть аннулирован без предварительного согласия с поставщиком. Все распоряжения относительно отзывного аккредитива (изменение условий, аннулирование) плательщик может давать поставщику только через свой банк, который сообщает об этом банку поставщика, а он – поставщику.

Однако банк поставщика обязан оплатить аккредитив до его изменения или аннулирования.

Безотзывной аккредитив применяется часто и представляет собой твердое обязательство банка оплатить аккредитив при выполнении его условий.

Не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика.

При расчетах внутри страны аккредитив предназначен только для расчета с одним поставщиком. Недостаток этой формы расчетов – отвлечение средств из оборота на определенное время.

6) Расчеты путем зачета взаимных требований (клиринг)

Сущность этой формы расчетов заключается в том, что взаимные требования друг к другу погашаются в равновеликих суммах и лишь на разницу производятся платежи.

Каждому участнику расчетов в банке одновременно открывается счет, с кото­ро­го списываются суммы, причитающиеся другим участникам сделок, и на ко­то­рый зачисляются суммы, поступающие от других участников.

7) Расчеты по сальдо встречных требований

Используются для 2-х предприятий, которые имеют между собой постоянные отношения по взаимному отпуску товаров (оказанию услуг). Зачет взаимных требований производят сами предприятия, а на их счетах в банках отражаются только конечные результаты, т.е. сальдо.

8) Расчеты в порядке плановых платежей

При равномерных постоянных поставках товарно-материальных ценностей, включая и услуги транспортных организаций, покупатели могут расплачиваться с поставщиками в порядке плановых платежей. Сущность этой формы расчетов заключается в том, что платежи осуществляются периодически по договоренности сторон в заранее обусловленные сроки равными суммами. Сумма платежей зависит от согласованной периодичности и объема поставок. Сверка оплаты – раз в 5, 7 или 12 дней.

9) Расчеты векселямиВексель является средством оформления коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки оплаты долга.

Учет или покупка векселей банком – это финансовая операция, при которой векселедержатель передает банку вексель по индоссаменту до наступления срока платежа и получает деньги по векселю за вычетом части вексельной суммы – дисконта.

Разница между суммой, на которую выдан вексель, и суммой, выплаченной банком векселедержателю, являются комиссионные банка.

Дисконт определяется на основе дисконтной (учетной) ставки и продолжительности периода до погашения векселя в днях.

Например: номинальная стоимость векселя – 5000грн.,

срок до погашения векселя в днях – 30,

учетная ставка – 15%.

, (1)

где Д – сумма дисконта,

В – номинальная стоимость векселя,

t– срок до погашения векселя в днях,

У – учетная ставка в %.

Следовательно, векселедержатель получит:

10) Безакцептная форма расчетов

Эта форма расчетов предполагает наличие права отдельных государственных институтов (организаций)списывать в бесспорном порядке (без согласования – акцепта – с владельцем средств) определенной суммы с его расчетного счета.

В настоящее время безакцептное списание средств производиться в следующих случаях:

11) Факторинговые операции. Факторинг – это операция, при которой право взыскивать долг с покупателя за поставленные ему товары поставщик передает 3-му лицу – банку или факторинговой компании.

В результате этой операции:

а) продавец получает от банка (компании) 70-80% стоимости векселя, не ожидая срока его погашения, и может сразу же пускать деньги в оборот;

б) остальную сумму по векселю поставщик получает при погашении векселя;

в) поставщик сообщает покупателю о факторинговой операции и о передаче всех своих функций банку (компании) по взысканию долга;

г) банк (компания) осуществляет жесткий контроль платежной дисциплины покупателя и взыскивает деньги по векселю в указанный срок;

д) услуга банка оплачивается: поставщик уплачивает ему 1-2% стоимости векселя плюс процент за предоставленный кредит;

е) для поставщика исчезает риск невозврата денег в случае неплатежеспособности покупателя.

12) Другие формы безналичных расчетов – бартерные операции

2.2. Денежная масса. Скорость обращения денег

Товарно-денежные отношения требуют определенного количества денег для обращения. Сколько же их необходимо?

К.Маркс открыл закон денежного обращения, сущность которого сводится к следующему.

Количество денег,необходимых для обращения, равно сумме цен реализуемых товаров и услуг, деленной на скорость обращения (число оборотов) денег.

,

где М – количество денег, или денежная масса;

Р – натуральное количество продукции и услуг;

Ц – цены на продукцию и услуги;

V– скорость обращения денег (число оборотов).

Если количество денег в наличном и безналичном оборотах соответствует потребности хозяйства, то это обеспечивает стабильность денежной единицы страны.

Для анализа количественных изменений в денежном обороте за определенный период (и на определенную дату), а также для разработки мероприятий по регулированию темпов роста денежной массы используются различные показатели (денежные агрегаты):

М0– включает наличные деньги в обращении (бумажные и металлические).

М1– М0+средства на расчетных счетах и текущие (до востребования) депозиты (организаций, учреждение, населения);

М2– М1+срочные и сберегательные вклады в коммерческих банках, а также краткосрочные государственные ценные бумаги.

Сберегательные вклады могут изыматься в любое время, превращаясь в наличность. Срочные вклады доступны вкладчику по истечении определенного срока и, следовательно, обладают меньшей ликвидностью.

Государственные краткосрочные ценные бумаги не функционируют как средство обращения, но могут превратиться в наличные деньги или чековые счета;

М3– М2+сберегательные вклады в специализированных кредитных учреждениях;

М4– М3+депозитные сертификаты крупных коммерческих банков.

Чтобы в денежном обращении не происходили сбои, необходимо равновесие между агрегатами.

Равновесие наступает, если

М2М1

Равновесие укрепляется, если

М23М1

При нарушении этих соотношений в денежном обращении начинаются осложнения – нехватка денег, рост цен и др.

Анализируя соотношение агрегатов и их структуру, финансисты получают представление о денежной массе в их стране на определенную дату; о процессах, протекающих в экономике.

Например, рост удельного веса наличных денег (переход денег из безналичного расчета в наличный) ведет к увеличению уклонений от уплаты налогов, снижается возможность государства влиять на хозяйственные процессы.

Количество денежной массы устанавливается законодательной властью государства.

На денежную массу оказывает влияние не только объемы производимой продукции (услуг), не только уровень цен, но и скорость движения денег.

Для расчета этого показателя используют косвенные методы, в т.ч.:

Но т.к. Vобратно пропорциональна количеству денег в обращении, то при замедлении оборачиваемости денег в условиях одинакового валового продукта, это приводит к увеличению денежной массы. А следствием этого является обесценивание денег, т.е. инфляция.

; Например: 20=; 25=