5.8 Национальный банк Украины и его функции
НБУ: задачи и функции
Организован в 1991г. Представляет собой систему единого банка и включает в себя центральный аппарат в г. Киеве, Крымское республиканское управление 24 областных управления. Во главе стоит Правление банка, состав которого назначается Президиумом Верховной Рады Украины. Председатель правления избирается Верховной Радой сроком на 4 года.
НБУ является центральным банком Украины и находится в ее собственности.
НБУ является юридическим лицом, эмиссионным центром, имеет право законодательной инициативы, является банком правительства и банком банков.
Основная задача НБУ – укрепление денежного оборота страны и укрепление денежной единицы вплоть до полной конвертируемости.
Имущество НБУ формируется за счет Уставного фонда и доходов от его деятельности. Уставный фонд образован за счет денег государства и служит обеспечением его обязательств, размер этого фонд устанавливается и изменяется решением Верховной Рады.
Доходы НБУ образуются за счет производимых операций. Однако НБУ и его подразделения (кроме хозрасчетных) освобождаются от уплаты всех видов налогов (кроме земельного), сборов и государственных пошлин.
Основные функции НБУ:
1) эмиссионный и расчетный центр
Как эмиссионный центр организует печатание денежных знаков, чеканку монет, устанавливает правила эмиссии наличных денег в оборот; регламентирует операции с наличными деньгами всех субъектов рынка.
Как расчетный центр устанавливает правила безналичных расчетов всех видов.
2) организует расчеты между банками внутри Украины, а также межбанковские расчеты с другими странами.
3)является банком банков
В этом качестве НБУ определяет для коммерческих банков правила деятельности по всем направлениям, регистрирует коммерческие банки; выдает лицензии на отдельные виды операций; устанавливает нормативы финансовых показателей банковской деятельности; ведет счета в НБУ коммерческих банков; предоставляет коммерческим банкам кредиты; хранит их резервы; осуществляет контроль и надзор за деятельностью банков; определяет правила межбанковского кредитного рынка.
НБУ имеет право отобрать у коммерческого банка лицензию.
4) как банк правительства НБУ осуществляет:
а) кассовое выполнение бюджета Украины всей банковской системой страны; достигается тем, что вся банковская система принимает налоговые платежи от своих клиентов на единые счета НБУ, перечисляют их в Киев или в областные управления. С этих счетов происходят бюджетные платежи. Наличие единой системы счетов позволяет НБУ контролировать исполнение бюджета, как по доходной; так и по расходной части.
б) НБУ определяет валютный курс гривны;
в) НБУ обеспечивает создание и управление золотовалютными резервами страны и все операции с монетарными металлами;
г) контролирует банковские операции с приватизационными бумагами, определяет форму безналичных депозитов приватизационных бумаг, осуществляет их эмиссию, правила выдачи, хранения, учета и погашения;
д) обеспечивает стабильность национальной денежной единицы и национальной денежной кредитной системы в целом; для контроля деятельности коммерческих банков НБУ ввел систему финансовых показателей; их применение позволяет НБУ регулировать не только налично-денежный, но и совокупный денежный оборот. Используемые для этого денежные агрегаты – М1,М2 и М3.
Надзор НБУ за деятельностью коммерческих банков
Надзор НБУ за деятельностью коммерческих банков, их отделений и филиалов направлен на обеспечение стабильности банковских систем и защите интересов вкладчиков путем уменьшения рисков в деятельности коммерческих банков.
Система надзора направлена на сокращение внешних и внутренних банковских рисков.
К внешним рискам относятся:
риск ликвидности (неспособность банка обеспечить бесперебойную оплату своих обязательств перед клиентами);
валютный риск (убытки от неблагоприятного изменения, т.е. падения курса национальной валюты);
риск по ценным бумагам (риск от падения курса ценных бумаг, имеющихся в портфеле банка);
риск учетной ставки (убытки от изменения процентной ставки, устанавливаем НБУ по кредитам).
К внутренним рискам относятся:
коммерческие, связанные с человеческим фактором (квалификация персонала, деловые качества руководителей, исполнительская дисциплина, качество аудиторской службы и т.д.);
операционно-технические риски (отражающие степень работоспособности систем, обеспечивающих внутреннюю работу банка: системы безопасности, бухгалтерского учета, материально-технических средств, средств связи и т.д.).
На снижение внутренних рисков направлены процедуры
регистрации банков,
лицензирования,
аудиторских проверок,
инспектирования деятельности коммерческих банков сотрудниками НБУ.
Коммерческие банки ежемесячно представляют НБУ 6 отчетов, характеризующие различные стороны их деятельности.
Работа по надзору дифференцирована на:
общий надзор,
интенсивный надзор,
надзор высокой степени.
Общий надзор распространяется на стабильно работающие банки. Его осуществляют региональные управления НБУ. Содержание – контроль за соблюдением экономических нормативов. Информация о нарушениях направляется в Правление НБУ для принятия решений.
Интенсивный надзор ведется по отношению к банкам, которые периодически нарушают экономические нормативы, допускают другие незначительные нарушения, не отличаются финансовой стабильностью.
Надзор высокой степени применяется к банкам, которые систематически (2 и более раз в квартал) нарушают экономические нормативы, допускают другие грубые нарушения или имеют неудовлетворительное финансовое положение.
Требования НБУ обязательны к исполнению.
Регулирование ликвидности коммерческих банков
Регулирование финансовой стабильности банков – это необходимое условие эффективного функционирования экономики. Банк как коммерческое предприятие заинтересован в наиболее прибыльном вложении своих кредитных ресурсов.
Именно дилемме ''надежность – прибыльность'' подчинено регулирование ликвидности коммерческих банков.
Под ликвидностью банка понимается его способность выполнять обязательства перед клиентами.
Законодательством Украины регулирование ликвидности коммерческих банков возложено на НБУ с применением методов экономического и административного воздействия.
Согласно законодательству коммерческие банки обязаны соблюдать экономические нормативы, установленные НБУ:
1) минимальный размер Уставного фонда;
2) достаточность капитала (предельное соотношение собственных средств КБ
и суммой активов);
3) ликвидность баланса;
4) максимальный размер риска на 1 заемщика;
5) минимальный размер резерва, хранимый в НБУ;
6) ограничения по выдаче кредитов 1-му заемщику.
Порядок расчета нормативов, сроки отчетности, санкции за невыполнение устанавливает НБУ.
Для оценки ликвидности коммерческих банков НБУ использует следующие показатели:
платежеспособность банка (К1)
К1=(ОК/Ар)*100%, (5)
где ОК – общий капитал банка,
Ар – активы банка с учетом риска.
К1 min – 8%, что соответствует мировым стандартам достаточности капитала.
текущая ликвидность баланса (К2)
К2=ТО/ТА, (6)
где ТО – обязательства банка до востребования, обязательства банка сроком исполнения до 1 месяца, кредиторская задолженность перед клиентами, а также гарантии и поручительства, выданные банком со сроком исполнения до 1 месяца.
ТА – ликвидные активы банка (наличность в кассе банка, остатки драгоценных металлов и наличность иностранной валюты, остатки на счетах в НБУ и корреспондентских счетах в иностранных банках), а также средства в ценных бумагах, др. платежи в пользу банка, кредиты со сроком погашения до 1 месяца.
К2 не должно быть более 1,0.
- краткосрочная ликвидность (К3)
К3=КО/КА, (7)
где КО – обязательства до востребования, обязательства до 3-х месяцев, кредиторская задолженность по прочим платежам, гарантии и поручительства со сроком использования до 3-х месяцев.
КА – ликвидные активы, средства в ценных бумагах, кредиты со сроком погашения до 3-х месяцев, др. платежи в пользу банка.
К3 должен быть не более 1.
- общая ликвидность (К4)
К4=СО/ОА, (8)
где СО – общая совокупность всех обязательств банка.
ОА – общий размер активов банка.
К4 не должно превышать 0,95.
- максимальный размер риска на 1 заемщика (К5)
К5=ОД/СК, (9)
где ОД – совокупная задолженность по ссудам одного заемщика и 50% суммы вне балансовых обязательств, выданных в отношении этого заемщика (обязательства должника)
СК – собственный капитал банка.
К5 не должен превышать 0,4.
Соблюдение показателей ликвидности контролируется ежемесячно.
- Донбасский институт техники и менеджмента
- 2. Сущность денег
- 3.Виды денег
- 3. Кредитные бумажные деньги (заместители действительных денег)
- 1.2. Функции денег
- 1.3. Роль денег в рыночной экономике
- Тема 2. Денежное обращение
- 2.1. Понятие денежного обращения. Наличное и безналичное обращение
- 2.3. Денежный рынок
- Тема 3. Денежные системы. Инфляция. Денежные реформы
- 3.1. Понятие денежной системы, ее элементы
- 2.Современные денежные системы зарубежных стран. Элементы денежных систем
- 3.2. Инфляция: сущность, причины, закономерности развития. Методы борьбы с инфляцией
- 3.3. Типы инфляций
- 3.4. Влияние инфляции на общество
- 3.5. Денежные реформы
- 3.6. Основные причины инфляции 90-х годов в России и в Украине
- Тема 4. Валютная система
- 4.1. Валютная система и её элементы
- 4.2. Валюта и валютный курс
- 4.3. Валютный рынок
- Тема 5. Кредит и кредитная система. Основные функции нбу
- 5.1. Сущность и необходимость кредита
- 5.2. Формы кредита
- 5.3. Обеспечение кредита и его страхование
- 5.4. Функции кредита
- 5.5. Основные принципы кредитования
- 5.6. Кредитная система и ее элементы
- 5.8 Национальный банк Украины и его функции
- 5.9. Правовая основа банковской деятельности
- Тема 6. Коммерческие банки украины, их операции
- 6.1. Порядок создания коммерческих банков (кб)
- 6.2. Операции и услуги кб
- 6.3. Пассивные операции банка
- 6.4 Управление ресурсами кб
- 6.5 Активные операции кб
- Тема 7. Финансовый рынок. Рынок ценных бумаг
- 7.1. Понятие фр, его место , задачи в современной системе рыночных отношений,
- Финансовый рынок
- 7.2 Инфраструктура и участники фр
- 7.3. Рынок ценных бумаг
- 7.4. Организационные формы торговли ценными бумагами
- 7.5. Инфраструктура рынка цб
- 7.6. Правовое обеспечение рынка цб
- 7.7. Риски на фондовом рынке
- 7.8. Особенности фондового рынка Украины
- Тема 8. Международные кредитно-расчетные отношения
- 8.1 Углубление международного разделения труда
- 8.2 Определение и субъекты международных расчетов
- 8.3 Формы международных расчетов.
- 8.4. Платёжный баланс
- 8.5. Правовая база валютного регулирования в Украине
- 8.6 Кредит в международных экономических отношениях.
- 8.7. Международные кредитно-финансовые учреждения.
- 8.8. Международный валютный фонд (мвф)
- 8.9. Таможенное регулирование внешнеэкономических отношений
- Список литературы