Введение
Курс «Ценообразование» входит в раздел дисциплин регионального компонента и предназначен для студентов всех форм обучения специальностей «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Важность дисциплины «Ценообразование» обусловлена необходимостью изучения теории и практики рыночного ценообразования, которые осваиваются субъектами ценообразования в России в процессе рыночной трансформации экономики. Понятие цены и механизм ценообразования тесно взаимосвязаны и взаимодействуют с другими категориями и механизмами рыночной системы.
Цена – одно из ключевых экономических понятий, один из главных инструментов экономики.
Цена выражается в денежной форме, количественно определена и является тем универсальным показателем, который связывает производителя-продавца с потребителем-покупателем и позволяет им принимать хозяйственные решения. Производителю – о том, каких и сколько товаров производить, как размещать инвестиции с целью максимизации прибыли, а покупателю – о рациональном использовании своего бюджета с целью максимизации полезности покупаемых товаров.
В каждой экономической системе есть своя система цен и процедура ценообразования, которые действуют совместно с другими экономическими механизмами: кредитными, налоговыми, бюджетными и т.п.
Административно-командной системе соответствует плановое, директивное ценообразование, а цена в ней выполняет скорее техническую, расчетную, а не экономическую функцию.
В рыночной системе действует система рыночного ценообразования, а цена – один из главных инструментов регулирования рынка.
Сегодня одной из основных проблем ценообразования в российской экономике остается переход от прежней системы цен и директивного, централизованного ценообразования к рыночной системе и структуре цен, к механизмам децентрализованного ценообразования.
Изучение дисциплины «Ценообразование» позволит студентам познать теоретическую основу ценообразования, овладеть инструментарием анализа рыночной конъюнктуры и практическими навыками по определению цен на продукцию и услуги предприятий и организаций.
- Кафедра финансов и кредита
- Ценообразование: Программа курса и учебно-методические материалы / Сост.: а.Н. Артемова, ю.Я. Фарафонов; УрСэи, аТиСо. – Челябинск, 2009. – 24 с.
- Введение
- I. Тематический план курса «ценообразование»
- II. Программа курса «ценообразование»
- Тема 5. Основы методологии ценообразования: система цен.
- Тема 6. Основы методологии ценообразования: методы ценообразования.
- Тема 7. Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики.
- Тема 8. Ценовые стратегии фирмы на рынке.
- Тема 9. Особенности ценообразования на продукты и услуги естественных монополий.
- Тема 10. Региональные особенности ценообразования.
- Тема 11. Ценообразование на мировом товарном рынке.
- III. Планы семинарских занятий
- Тема 1. Введение в курс «Ценообразование».
- Тема 2. Понятие цены, ее функции в рыночной экономике.
- Тема 3. Спрос и предложение – конъюнктурообразующие факторы цены.
- Тема 4. Система ценообразующих факторов.
- Тема 5. Основы методологии ценообразования: система цен.
- Тема 6. Основы методологии ценообразования: методы ценообразования.
- Расчеты сведите в таблицу.
- IV. Вопросы к экзамену по курсу «ценообразование»
- V. Порядок выполнения контрольной работы по курсу «ценообразование»
- Алгоритм выбора варианта
- Плановая калькуляция
- VI. Рекомендуемая литература по курсу «ценообразование» Учебники, учебные пособия, монографии, справочники
- Оглавление
- 454091, Г. Челябинск, 155/1