17. Количественная (Кординалистская) теория полезности. Предельная полезность. Законы Госсена.
Кардиналистскую (количественную) теорию предельной полезности (У. Джевонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921),Л. Вальрас (1834-1910) и А. Маршалл) – возможность соизмерения полезности различных благ, исходит из возможности потребителя дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им блага, набора благ.
Ютил (Utile) – условная единица измерения полезности.
Функции общей полезности: TU = f(QA,QB,...,QZ), где TU - общая полезность данного набора благ; QA, QB, ..., QZ – объемы потребления благ А, В,..., Z в единицу времени, показывает убывание предельной полезности блага с ростом его количества
Предельную полезность – дополнительное увеличение данного уровня благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного количества блага данного вида и неизменных количествах потребляемых благ всех остальных видов.
Ценностью блага – полезность, выраженная в денежных единицах, называется.
Предельная ценность – общая ценность данного количества блага.
Стоимость данного блага – это рыночная цена одной единицы блага, умноженная на количество единиц данного блага.
Ценность (выгода) больше стоимости, так как потребитель был бы готов отдать за предыдущие единицы блага более высокую цену, нежели та, которую он действительно платит во время купли.
Максимальное превышение общей ценности над суммарными издержками достигается в точке, где предельная ценность равна цене. Большинство благ обладают свойством убывающей предельной полезности, согласно которому, чем больше потребление некоторого блага, тем меньше приращение полезности, получаемой от единичного приращения потребления данного блага. Это объясняет, почему кривая спроса на эти блага имеет отрицательный наклон.
Первый закон Госсена: при непрерывном потреблении полезность каждой последующей единицы продукта ниже, чем предыдущей. Полезность первых единиц при повторении акта потребления также ниже, чем при первом акте.
Второй закон Госсена: упрощённый вариант основан на рассмотрении натурального хозяйства человека, изолированного от общества. При наличии определенного количества различных продуктов индивидуум в течение данного ограниченного периода времени может потребить их в разных комбинациях, одна из которых должна быть наиболее выгодной, приносящей максимум наслаждения, что достигается при установлении равенства предельных полезностей всех продуктов. Следующая степень приближения учитывает условия товарного хозяйства. Цена товаров и количество денег — главные факторы, ограничивающие потребление. Оптимальным будет тот вариант потребления, при котором достигается равенство между предельными полезностями, получающимися от последних денежных единиц, израсходованных на покупку отдельных товаров.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Ответы к экзамену по микроэкономике.
- 1. Предмет и метод экономической теории. Экономические модели. Позитивный и нормативный анализ.
- 2. Экономические потребности и блага.
- 3. Основные факторы производства. Производственная функция. Техническая и экономическая эффективность.
- 4. Экономический выбор в условиях ограниченности ресурсов.
- 5. Типы экономических систем. Эффективность распределения ресурсов в рыночной и плановой экономике.
- 6. Понятие трансакционных и административных издержек.
- 7. Закон спроса. Факторы спроса. Резервная цена спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.
- 8. Закон предложения. Факторы, влияющие на сдвиг кривой предложения. Индивидуальное и рыночное предложение.
- 9. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Сравнительная статистика рыночного равновесия. Паутинообразная модель.
- 10. Рыночное равновесие по л.Вальрасу и по а. Маршалу.
- 11. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие. Излишек потребителя, излишек производителя.
- 12. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Измерение эластичности. Перекрёстная эластичность.
- 13. Факторы эластичности спроса. Эластичность спроса по доходу.
- 14. Эластичность предложения и факторы на неё влияющие.
- 1 5. Прикладное значение эластичности: эластичность спроса и выручка продавцов. Распределение налогового бремени.
- 16. Порядковая (Ординалистская) теория полезности. Предпосылки или аксиомы теории потребления.
- 1.Свобода выбора и суверенитет потребителя.
- 2.Принцип рационального поведения человека в экономике.
- 5.Законы Госсена:
- 17. Количественная (Кординалистская) теория полезности. Предельная полезность. Законы Госсена.
- 18. Бюджетное ограничение: влияние изменения дохода и цен. Оптимальный выбор потребителя.
- 19. Кривая безразличия и её свойства. Предельная норма замещения.
- 20. Влияние изменения цен на положение потребителя. Кривая «цена потребления», кривая спроса.
- 21. Влияние изменения дохода на положение потребителя. Линия «доход потребления». Кривая Энгеля.
- 22. Эффект замены и эффект дохода. Уравнение Слуцкого.
- 23. Производственная функция. Общий, средний и предельный продукт. Производственная функция и технический прогресс.
- 2 4. Производство с одним переменным фактором. Сущность закона с убывающей отдачей.
- 25. Производство с двумя переменными факторами. Изокванта и изокоста. Равновесие производителя.
- 26. Изменение масштаба в длинном и коротком периоде.
- 27. Понятие издержек производства. Явные и неявные издержки. Бухгалтерская и экономическая прибыль.
- 28. Классификация издержек в краткосрочном периоде. Семейство кривых издержек производства в краткосрочном периоде.
- 2 9. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект увеличения масштаба производства. Эффективный размер предприятия.
- 30. Понятие классификации рынков. Отраслевая структура рынка: сравнительная характеристика.
- 3 1. Основные признаки совершенной конкуренции.
- 32. Максимизация прибыли и минимизация убытков конкурентной фирмы (случай сравнения валового дохода и валовых издержек).
- 3 3. Максимизация прибыли и минимизация убытков конкурентной фирмы (случай сравнения предельного дохода и предельных издержек).
- 34. Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.
- 35. Выбор объёма производства конкурентной фирмой в долгосрочном периоде. Нулевая прибыль.
- 36. Условия образования и виды монополий.
- 37. Условия максимизации прибыли при монополии.
- 38. Определение монопольной власти. Социальные издержки монополии.
- 39. Ценообразование на чисто монопольных рынках. Ценовая дискриминация.
- 40. Основные черты олигополии.
- 41. Модель стратегического поведения фирмы в теории игр. Доминирующая стратегия и равновесие фирмы. «Дилемма заключённого».
- 4 2. Некоторые модели определения объёма выпуска и цен на олигополистическом рынке: модель Курно, «ломаной кривой спроса», тайный сговор, цена при следовании за лидером.
- 43. Монополистическая конкуренция как рыночная структура. Дифференциация продукта.
- 44. Равновесие фирмы монополистического конкурента в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 45. Неценовая конкуренция на монополистически конкурентных рынках, её основание формы.
- 46. Спрос на рынках ресурсов.
- 47. Рынок труда. Особенности его функционирования. Индивидуальное и рыночное предложение труда. Монопсония.
- 48. Рынок капитала. Принцип дисконтирования. Реальный и номинальный процент.
- 49. Экономическая и земельная рента.
- 50. Общее и частичное равновесие.
- 5 1. Распределение благосостояния в условиях общего равновесия. Парето – эффективность. Эффективность и социальная справедливость.
- 52. Внешние эффекты и неэффективность. Права собственности. Теорема Коуза.
- 53. Способы устранения потерь от внешних эффектов.
- 54. Общественные блага и общественные ресурсы.