37. Условия максимизации прибыли при монополии.
Поведение фирмы-монополиста обусловлено не только потребительским спросом и предельным доходом, но и издержками производства. Фирма-монополист будет наращивать выпуск продукции до такого объема, когда предельный доход (MR) будет равен предельным издержкам (МС): MR = MC. Дальнейший рост объема выпуска на одну единицу продукции приведет к превышению дополнительных издержек над дополнительным доходом. Если же произойдет уменьшение выпуска на одну единицу продукции в сравнении с данным уровнем, то для фирмы-монополиста это обернется упущенным доходом, извлечение которого было бы вероятно от реализации еще одной дополнительной единицы блага.
Максимальную прибыль фирма-монополист извлекает в том случае, когда объем выпуска таков, что предельный доход равен предельным издержкам, а цена равна высоте кривой спроса при данном уровне выпуска. Монополистическая фирма извлекает максимальную прибыль, производя объем благ, соответствующей точке, де MR = МС. Затем она устанавливает цену РМ, которая необходима, чтобы побудить покупателей купить объем благ QM. При данных цене и объеме производства фирма-монополист извлекает на единицу продукции прибыль (РМ - АСМ ).
Общая экономическая прибыль = (РМ - АСМ ) х QM. Если спрос и предельный доход от блага, поставляемого фирмой-монополистом, понижаются, то извлечение прибыли невозможно. Если цена, соответствующая выпуску, при котором MR = МС, понизится ниже средних издержек, фирма-монополист понесет убытки. Когда фирма-монополист покрывает все свои издержки, но не извлекает прибыль, она находится на уровне самоокупаемости.
В долгом периоде, максимизируя прибыль, фирма-монополист увеличивает свои операции до тех пор, пока не производится объем продукции, соответствующий равенству предельного дохода и долгосрочных предельных издержек (MR = LRMC). Если при этой цене фирма-монополист извлекает прибыль, то свободный вход на этот рынок для других фирм исключен, поскольку возникновение новых фирм приводит к росту предложения, в результате чего цены опускаются до уровня, который обеспечивает получение лишь нормальной прибыли. Когда фирма-монополист прибыльна, она может рассчитывать на извлечение максимальной прибыли и в коротком, и в долгом периоде. Фирма-монополист контролирует одновременно и объем выпуска, и цену. Завышая цены, она сокращает при этом объемы выпуска продукции.
В долгом периоде фирма-монополист максимизирует прибыль, осуществляя производство и реализацию такого количества благ, которое соответствует равенству предельного дохода и предельных издержек в долгом периоде.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Ответы к экзамену по микроэкономике.
- 1. Предмет и метод экономической теории. Экономические модели. Позитивный и нормативный анализ.
- 2. Экономические потребности и блага.
- 3. Основные факторы производства. Производственная функция. Техническая и экономическая эффективность.
- 4. Экономический выбор в условиях ограниченности ресурсов.
- 5. Типы экономических систем. Эффективность распределения ресурсов в рыночной и плановой экономике.
- 6. Понятие трансакционных и административных издержек.
- 7. Закон спроса. Факторы спроса. Резервная цена спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.
- 8. Закон предложения. Факторы, влияющие на сдвиг кривой предложения. Индивидуальное и рыночное предложение.
- 9. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Сравнительная статистика рыночного равновесия. Паутинообразная модель.
- 10. Рыночное равновесие по л.Вальрасу и по а. Маршалу.
- 11. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие. Излишек потребителя, излишек производителя.
- 12. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Измерение эластичности. Перекрёстная эластичность.
- 13. Факторы эластичности спроса. Эластичность спроса по доходу.
- 14. Эластичность предложения и факторы на неё влияющие.
- 1 5. Прикладное значение эластичности: эластичность спроса и выручка продавцов. Распределение налогового бремени.
- 16. Порядковая (Ординалистская) теория полезности. Предпосылки или аксиомы теории потребления.
- 1.Свобода выбора и суверенитет потребителя.
- 2.Принцип рационального поведения человека в экономике.
- 5.Законы Госсена:
- 17. Количественная (Кординалистская) теория полезности. Предельная полезность. Законы Госсена.
- 18. Бюджетное ограничение: влияние изменения дохода и цен. Оптимальный выбор потребителя.
- 19. Кривая безразличия и её свойства. Предельная норма замещения.
- 20. Влияние изменения цен на положение потребителя. Кривая «цена потребления», кривая спроса.
- 21. Влияние изменения дохода на положение потребителя. Линия «доход потребления». Кривая Энгеля.
- 22. Эффект замены и эффект дохода. Уравнение Слуцкого.
- 23. Производственная функция. Общий, средний и предельный продукт. Производственная функция и технический прогресс.
- 2 4. Производство с одним переменным фактором. Сущность закона с убывающей отдачей.
- 25. Производство с двумя переменными факторами. Изокванта и изокоста. Равновесие производителя.
- 26. Изменение масштаба в длинном и коротком периоде.
- 27. Понятие издержек производства. Явные и неявные издержки. Бухгалтерская и экономическая прибыль.
- 28. Классификация издержек в краткосрочном периоде. Семейство кривых издержек производства в краткосрочном периоде.
- 2 9. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект увеличения масштаба производства. Эффективный размер предприятия.
- 30. Понятие классификации рынков. Отраслевая структура рынка: сравнительная характеристика.
- 3 1. Основные признаки совершенной конкуренции.
- 32. Максимизация прибыли и минимизация убытков конкурентной фирмы (случай сравнения валового дохода и валовых издержек).
- 3 3. Максимизация прибыли и минимизация убытков конкурентной фирмы (случай сравнения предельного дохода и предельных издержек).
- 34. Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.
- 35. Выбор объёма производства конкурентной фирмой в долгосрочном периоде. Нулевая прибыль.
- 36. Условия образования и виды монополий.
- 37. Условия максимизации прибыли при монополии.
- 38. Определение монопольной власти. Социальные издержки монополии.
- 39. Ценообразование на чисто монопольных рынках. Ценовая дискриминация.
- 40. Основные черты олигополии.
- 41. Модель стратегического поведения фирмы в теории игр. Доминирующая стратегия и равновесие фирмы. «Дилемма заключённого».
- 4 2. Некоторые модели определения объёма выпуска и цен на олигополистическом рынке: модель Курно, «ломаной кривой спроса», тайный сговор, цена при следовании за лидером.
- 43. Монополистическая конкуренция как рыночная структура. Дифференциация продукта.
- 44. Равновесие фирмы монополистического конкурента в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 45. Неценовая конкуренция на монополистически конкурентных рынках, её основание формы.
- 46. Спрос на рынках ресурсов.
- 47. Рынок труда. Особенности его функционирования. Индивидуальное и рыночное предложение труда. Монопсония.
- 48. Рынок капитала. Принцип дисконтирования. Реальный и номинальный процент.
- 49. Экономическая и земельная рента.
- 50. Общее и частичное равновесие.
- 5 1. Распределение благосостояния в условиях общего равновесия. Парето – эффективность. Эффективность и социальная справедливость.
- 52. Внешние эффекты и неэффективность. Права собственности. Теорема Коуза.
- 53. Способы устранения потерь от внешних эффектов.
- 54. Общественные блага и общественные ресурсы.