4 2. Некоторые модели определения объёма выпуска и цен на олигополистическом рынке: модель Курно, «ломаной кривой спроса», тайный сговор, цена при следовании за лидером.
Модель Курно показывает статистический анализ взаимодействия двух фирм в условиях дуополии.
Условия модели Курно:
-Наличие кривой рыночного спроса.
-Конкуренты принимают решения о выпуске самостоятельно.
-Предположение о том что выпуск конкурентной фирмы постоянен.
Варианты поведения фирм в модели Курно:
-Доминирующая стратегия фирмы – фирма Б приостанавливает производство, тогда рыночный спрос полностью обеспечивает выпуском фирмы А и её кривая полностью совпадает с кривой рыночного спроса D1(0). При выборе максимизирующего прибыль объёма производства фирма А решит производить 120 едениц товара, так как именно при этих условиях сравняется предельный доход MR1(0) и предельные издержки MC1. Если теперь фирма Б будет производить 40 едениц, то фирма А отреагирует сдвигом кривой спроса спроса до положения D1(40), а её производство сократится до 40. Соответственно, когда фирма Б производит 60 едениц, фирма А уменьшит свой выпуск до 20 едениц, а когда фирма Б расширит производство до 120 едениц, фирма А вообще остановит своё производство. Отмечая точки, как будет менять выпуск фирма А по отношению к Б и наоборот, мы посторим кривую реакции фирмы A – QA(QB) и B-QB(QA)). Пересечение кривых реагирования этих двух фирм (в точке Е) показывает равновесие Курно (равновесие фирмы): каждая фирма правильно угадывает поведение другой и принимает оптимальное для себя решение и ни одна из фирм не имеет стимула изменять свой объём производства.
-Дуополисты договорились друг с другом и будут коллективно намечать объём производства. Предполагаем идентичность фирм и линейность кривой спроса. Равновесие Курно достигается, когда Q1=Q2=40, а суммарный выпуск составляет 80 едениц. Если фирмы договорятся максимизировать совокупную прибыл, что бы затем разделить её пополам, решение этой задачи ляжет на контрактную кривую. При этом суммарный выпуск Q1+Q2=60, что больше чем при дуополистическом сговоре(40>30), он ниже, чем бы при конкурентном равновесии (40<60)
В условиях высокой степени неопределённости олигополисты ведут себя:
-Игнорирование конкурентов и действовать (совершенная конкуренция).
-Попытка предвидеть поведение соперников.
-Тайный сговор с фирмами-противниками (в предельном случае – чистая монополия).
На отраслевом рынке конкурирует (I,II,III) фирмы, рассмотрим реакцию II и III фирмы на поведение I:
-Фирма I повышает цену выше Р0: конкуренты не будут следовать за ней, либо их цены останутся неизменными, либо возрастут значительно меньше.
-Фирма I понижает цену ниже Р0: конкуренты следуют за ней, в результате чего получается «кривая ломаного спроса»
Предложенная модель объясняет негибкость цен при олигополии, но не позволяет определить первоначальный уровень цен и механизм их роста.
Тайный сговор – это негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом.
Если между всеми участниками сговора достигнута твёрдая договорённость, то олигополия выражается в чистую монополию и все кривые спроса сливаются в одну, где объём спроса определяется точкой В, где MR=MC. При этом монополистическая цена – это проекция точки В на кривую спроса (D), т.е. точка А – позволяет определить монополистическую цену P0 и экономическую прибыл ABNP0.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Ответы к экзамену по микроэкономике.
- 1. Предмет и метод экономической теории. Экономические модели. Позитивный и нормативный анализ.
- 2. Экономические потребности и блага.
- 3. Основные факторы производства. Производственная функция. Техническая и экономическая эффективность.
- 4. Экономический выбор в условиях ограниченности ресурсов.
- 5. Типы экономических систем. Эффективность распределения ресурсов в рыночной и плановой экономике.
- 6. Понятие трансакционных и административных издержек.
- 7. Закон спроса. Факторы спроса. Резервная цена спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.
- 8. Закон предложения. Факторы, влияющие на сдвиг кривой предложения. Индивидуальное и рыночное предложение.
- 9. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Сравнительная статистика рыночного равновесия. Паутинообразная модель.
- 10. Рыночное равновесие по л.Вальрасу и по а. Маршалу.
- 11. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие. Излишек потребителя, излишек производителя.
- 12. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Измерение эластичности. Перекрёстная эластичность.
- 13. Факторы эластичности спроса. Эластичность спроса по доходу.
- 14. Эластичность предложения и факторы на неё влияющие.
- 1 5. Прикладное значение эластичности: эластичность спроса и выручка продавцов. Распределение налогового бремени.
- 16. Порядковая (Ординалистская) теория полезности. Предпосылки или аксиомы теории потребления.
- 1.Свобода выбора и суверенитет потребителя.
- 2.Принцип рационального поведения человека в экономике.
- 5.Законы Госсена:
- 17. Количественная (Кординалистская) теория полезности. Предельная полезность. Законы Госсена.
- 18. Бюджетное ограничение: влияние изменения дохода и цен. Оптимальный выбор потребителя.
- 19. Кривая безразличия и её свойства. Предельная норма замещения.
- 20. Влияние изменения цен на положение потребителя. Кривая «цена потребления», кривая спроса.
- 21. Влияние изменения дохода на положение потребителя. Линия «доход потребления». Кривая Энгеля.
- 22. Эффект замены и эффект дохода. Уравнение Слуцкого.
- 23. Производственная функция. Общий, средний и предельный продукт. Производственная функция и технический прогресс.
- 2 4. Производство с одним переменным фактором. Сущность закона с убывающей отдачей.
- 25. Производство с двумя переменными факторами. Изокванта и изокоста. Равновесие производителя.
- 26. Изменение масштаба в длинном и коротком периоде.
- 27. Понятие издержек производства. Явные и неявные издержки. Бухгалтерская и экономическая прибыль.
- 28. Классификация издержек в краткосрочном периоде. Семейство кривых издержек производства в краткосрочном периоде.
- 2 9. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект увеличения масштаба производства. Эффективный размер предприятия.
- 30. Понятие классификации рынков. Отраслевая структура рынка: сравнительная характеристика.
- 3 1. Основные признаки совершенной конкуренции.
- 32. Максимизация прибыли и минимизация убытков конкурентной фирмы (случай сравнения валового дохода и валовых издержек).
- 3 3. Максимизация прибыли и минимизация убытков конкурентной фирмы (случай сравнения предельного дохода и предельных издержек).
- 34. Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.
- 35. Выбор объёма производства конкурентной фирмой в долгосрочном периоде. Нулевая прибыль.
- 36. Условия образования и виды монополий.
- 37. Условия максимизации прибыли при монополии.
- 38. Определение монопольной власти. Социальные издержки монополии.
- 39. Ценообразование на чисто монопольных рынках. Ценовая дискриминация.
- 40. Основные черты олигополии.
- 41. Модель стратегического поведения фирмы в теории игр. Доминирующая стратегия и равновесие фирмы. «Дилемма заключённого».
- 4 2. Некоторые модели определения объёма выпуска и цен на олигополистическом рынке: модель Курно, «ломаной кривой спроса», тайный сговор, цена при следовании за лидером.
- 43. Монополистическая конкуренция как рыночная структура. Дифференциация продукта.
- 44. Равновесие фирмы монополистического конкурента в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- 45. Неценовая конкуренция на монополистически конкурентных рынках, её основание формы.
- 46. Спрос на рынках ресурсов.
- 47. Рынок труда. Особенности его функционирования. Индивидуальное и рыночное предложение труда. Монопсония.
- 48. Рынок капитала. Принцип дисконтирования. Реальный и номинальный процент.
- 49. Экономическая и земельная рента.
- 50. Общее и частичное равновесие.
- 5 1. Распределение благосостояния в условиях общего равновесия. Парето – эффективность. Эффективность и социальная справедливость.
- 52. Внешние эффекты и неэффективность. Права собственности. Теорема Коуза.
- 53. Способы устранения потерь от внешних эффектов.
- 54. Общественные блага и общественные ресурсы.